Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Вертолеты и менеджеры

Вертолеты и менеджеры

Шестая по счету международная выставка вертолетной индустрии «Хелираша» сюрпризов не преподнесла
Сергей Михайлов
22.05.2013
Вертолеты и менеджеры

Выставка оправдала свое иностранное имя. В небе России совершенно легально и во все возрастающем количестве появляются винтокрылые иномарки. И, похоже, топ-менеджеры объединения «Вертолеты России» этому всячески содействуют.

В целом экспозиция оказалась если не убогой, то весьма бедноватой. Каких-то сенсационных новинок не было. Хотя на первых «Хелирашах» демонстрировались весьма интересные модели и концепт-проекты. Впрочем, когда начиналась история этого салона в Москве, холдинг «Вертолеты России» только формировался, и его успешные менеджеры еще не успели подмять под себя всю отечественную вертолетостроительную отрасль.

В прежние годы показывали немало самодельных вертолетов и автожиров, спроектированных и собранных своими руками различными умельцами и студентами авиационных вузов. И та винтокрылая техника производила очень хорошее впечатление. В этот раз и самоделки, и «самоделкины» отсутствовали. То ли по причине дороговизны участия в салоне, то ли потому, что организаторы просто не захотели показать, что в России остались светлые конструкторские головы. В самом деле, как тогда оправдать экспансию западных вертолетов? А так - очень просто, сказать, что сами делать ничего не можем…

Впрочем, один вертолет, собранный детской студией технического дизайна прямо во время работы салона, был. Правда, из картона. Вот такой у нас прогресс. Были приличные летающие машины, сделанные своими руками - стали картонные игрушки.

На первом салоне в 2008 году сенсацией стал модельный ряд скоростных вертолетов, выставленный фирмами «Миль» и «Камов». Оказывается, там на протяжении всего нынешнего столетия работали над проектами вертолетов нового поколения, сочетавшими возможности собственно вертолетов и самолетов. Они способны взлетать и садиться с пятачка, а летать со скоростью до 500 км/час. «Камовцы» вообще показали почти фантастическую концепцию вертолета с убирающимися в полете лопастями, который превращается в скоростной реактивный самолет, летящий со скоростью под 1000 км/час. Очень интересной была модель Ка-92. Эта машина способна перевозить почти 30 человек на полторы тысячи километров со скоростью 450 км/час. На аэрокосмическом салоне МАКС-2009 состоялась яркая презентация проекта нового вертолета, и было официально заявлено о начале работ по созданию скоростного геликоптера. Завершить их планировалось в 2020 году, или даже чуть раньше – в зависимости от финансирования. Генеральный конструктор камовской фирмы Сергей Михеев сказал, что создать в эти сроки принципиально новую машину вполне возможно.

На нынешнем салоне «Хелираша» стало ясно, что никаких скоростных винтокрылов руководство «Вертолетов России» создавать не собирается. А зачем? Появление Ка-92 закроет все существующие вертолетные проекты и, что, наверное, самое неприятное для успешных менеджеров, сделает бессмысленной покупку вертолетов за рубежом. А там сейчас над скоростными вертолетами работают очень активно: и в Европе, и в США. Они сделают - мы купим. Точнее, купят за наши с вами бюджетные деньги.

Купили же в Италии право на отверточную сборку вертолетов «Агуста Вестланд 139» и даже завод под Москвой построили. Причем вертолет выбрали без всякого конкурса, без изучения рынка таких машин в России.

Сегодня итальянский вертолет – прямой конкурент Ка-62, презентация которого состоялась в прошлом году на той же «Хелираше». А на «Хелираше» нынешней уже ходили разговоры о том, что сейчас одна из главных забот руководителей вертолетостроительной отрасли – сбагрить проект Ка-62 за границу. Вплоть до того, что создать где-то совместное предприятие и собирать на нем эту машину для последующей продажи на мировом рынке. Идея, на первый взгляд, неплохая. Но почему прекрасный отечественный вертолет надо отдавать иностранцам, а у них брать совсем не новую модель АВ-139? Не потому ли, что и там и там будут крутиться доллары, которые имеют обыкновение течь сначала в чьи-то карманы, а уж потом, если останется, в госбюджет?

Как обычно, на салоне выставлялась вся линейка вертолетов «Робинсон», очень популярных у богатых людей. Его пилотирование освоить легко, цена вполне доступная для долларовых миллионеров. Покупай - и летай. Впрочем, на «Хелираше» много говорилось об импортозамещении. В качестве первоочередной задачи при этом почему-то озвучивалась идея закрыть российский рынок для «иностранных» украинских двигателей, которые пока еще стоят практически на всех вертолетах, особенно – боевых. Предлагается каким-то образом организовать производство двигателей, выпускаемых на «Мотор Сич», в России. Вообще, все последние годы отмечается желание свернуть закупку высокотехнологичной продукции - как на Украине, так и в Белоруссии. То есть, импортозамещение начинается со стран, самых близких России. Странно все это, чтобы не сказать больше.

На стенде «Вертолетов России» стоял Ка-226. Вокруг него толпилась масса людей с бэйджиками, на которых красовалось наименование этого холдинга. Мне потребовалось уточнить чисто техническую деталь. Так вот, все к кому я обращался, оказывались менеджерами, и в технике ничего не понимали. Я спросил у очередного управленца: а где инженеры? Тот покрутил головой и показал рукой в глубину зала. Вон тот мужчина, сказал менеджер, кажется, это конструктор с фирмы «Миль». В эту минуту меня отвлекли, и «кажется конструктор» куда-то пропал.

Очень показательная ситуация. Если еще в 2010 году рядом с вертолетами стояли в основном технически компетентные специалисты, то в этом – сплошные «манагеры».

Главной же сенсацией нынешней «Хелираши» стало открытие первого в России хелипорта – потому что по-английски винтокрылая машина называется helicopter. Фактически это большая площадка на крыше четвертого этажа международного выставочного центра «Крокус экспо», где и проходила международная выставка вертолетной индустрии. К ее работе и приурочили открытие порта.

Специальных площадок, приспособленных для посадки легких вертолетов на территории Москвы и крышах различных строений уже немало. Но в основном они рассчитаны на прием спасательных машин МЧС. А вот вертолетных аэропортов, имеющих инфраструктуру самолетных, нет. Точнее, не было, а сейчас – появился. Почетным гостем, который принял участие в перерезании ленточки, стал кутюрье Валентин Юдашкин, который прилетел на крышу пассажиром легкого «Робинсона». Одет он был в «красные революционные штаны». Правда, не в галифе, как в фильме «Офицеры», а в брюки-дудочки.

Теперь в Москве есть круглосуточно работающий хелипорт, предоставляющий самые различные услуги: воздушное такси, вертолеты для осмотра достопримечательностей центра России, доставку в аэропорты. Уже сейчас можно заказать экскурсионный полет над МКАД. Стоит это достаточно дорого, но хозяева порта уверены – от клиентов отбоя не будет.

Кстати, в тот же самый день официально открыли хелипорт на территории Кремля, в Тайницком саду. Туда будут садиться вертолеты с президентом и, возможно, с высокими зарубежными гостями, которых доставят с аэропортов прямо в центр Москвы, не создавая проблем простым водителям автомобилей. Место для посадки президентского вертолета выбирали очень тщательно, потом еще почти год готовили площадку. Общая площадь - 4161 «квадратов». Приземляться на площадке смогут два вертолета типа Ми-8. Строительство, включая исследования, перенос деревьев и озеленение, обошлось, как сообщается, в 200 миллионов рублей. Основными вертолетами президента выбраны Ми-8МТВ и тот самый итальянский «Агуста Вестланд 139».

Заходить на площадку президентский вертолет будет со стороны реки и мостов. Полет над территорией Кремля не планируется, хотя многочисленные датчики вибрации установлены на куполах Успенского собора, колокольне Ивана Великого и церкви Двенадцати апостолов. Они будут сигнализировать обо всех вибрационных нагрузках, которые теоретически могут возникнуть при использовании вертолетной техники.

Когда-то Игорь Сикорский назвал Россию страной, будто специально созданной для вертолетов. И, честно сказать, обидно, если вслед за пассажирскими самолетами небо нашей страны будет отдано вертолетам в основном иностранного производства.

Если судить по нынешней «Хелираше», все идет именно к этому. «Раша» в этом слове, как понимаете, значит «Россия». Только не по-русски… 

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.