Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
"Великий государь, смилуйся"

"Великий государь, смилуйся"

Еще Судебник 1497 года установил: «К государю – через бояр»
Василий Викторов
29.01.2007

Кабинет министров внес в Госдуму законопроект, согласно которому невнимательных к "простым гражданам" чиновников станут карать рублем - о чем наше издание уже сообщало 23 января. Наказывать будут, если служивый не ответил на запрос гражданина, затянул с ответом или дезинформировал. Штраф – по таксе, от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда. То есть две-три тысячи рублей…

Дата рождения инициативы практически совпала с годовщиной внесения президентом в Госдуму законопроекта "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Это было 30 января 2006 года, закон вступил в силу только в ноябре, а три месяца спустя его фактически хотят улучшить…

В нашей стране – как бы она ни именовалась еще в самые давние времена – существует замечательная традиция жаловаться. Жандобиться, как говорили наши прародители на Тамбовщине. Просить.

Там, где есть феодалы и вассалы, автоматически появляются и жалобы. У этого жанра были свои каноны, челобитные должны были заканчиваться фразой "Великий государь, смилуйся". Может, при царе Горохе мы и хлебали лаптем щи, но всегда гордились тем, что институт обращений граждан в России впервые был законодательно закреплён ещё в XV веке - раньше, чем во многих других государствах. Судебник 1497 года устанавливал в Московском государстве не только возможность подачи обращений, но и регламентировал порядок прохождения и рассмотрения жалоб: "К государю - только через бояр". Ближнее окружение самодержца обязано было рассматривать челобитные по существу.

#comm#Однако, поскольку всегда мы уповали только на царя-батюшку, то весь "институт обращений" сводился к мольбе низшего к высшему "снизойти к убожеству". Челобитные пытались передавать в собственные руки должностного лица, вплоть до императора. В те времена так было надежнее.#/comm#

Как и в нынешние. Хорошо, что в управлении президента по работе с обращениями граждан трудятся отзывчивые люди, которые ежегодно рассматривают сотни тысяч наших пожеланий, просьб и, увы, жалоб.

Что говорит: а) о совершенствовании нашей демократии; б) вере сограждан исключительно в президента; в) полной удовлетворенности соотечественников своей жизнью.

Адрес известен – и очень давно

Совершенно ясно, что правители земли русской в борьбе с бюрократическим аппаратом были людьми многоопытными. А еще они не очень любили иметь дело с челобитчиками, непременно желавшими возрыдать перед самодержцем. По В.Далю "возрыдать" как раз и означает всплакаться с жалобой, просьбой или мольбой.

Скажем, петровское законодательство запрещало непосредственную подачу челобитий/жалоб государю, их нужно было нести губернаторам, если в обидчиках фигурировал губернатор - правительствующему сенату. Но вот "Великому Государю, Его Царскому Величеству, бить челом не приходить и челобитен подавать не дерзать".

Сейчас осмелели и дерзают. Деваться некуда, мы не можем решить свои проблемы на уровне ЖЭКа, района, города, области, после чего покупаем конверт и вкладываем в него исписанный лист. Умокнув перо, как герой Антона Павловича Чехова, пишем адрес. Почтальон не доставит корреспонденцию на деревню дедушке, но кому отправить конверт, адресованный "Москва, Кремль", давно знает. Ни в коем случае не перлюстрируя писем, даже догадывается об их содержании: "Дорогой Владимир Владимирович, пожалуйста, помогите, бояре нас притесняют, обороните от насильства сильных людей…"

#comm#Новый закон стал попыткой свести к минимуму произвол чиновников в работе с обращениями граждан, пояснил один из сотрудников правительства.#/comm#

Хотя никто давно не мешал "свести к минимуму" абсолютную бюрократическую самодостаточность позавчера, вчера и сегодня: в России существовал указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан".

Почти через сорок лет было приятно узнать, что "обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами - важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства". Удивимся: уже тогда был зафиксирован запрет направлять жалобы для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.

Более того, оказывается, "обращения граждан способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных и общественных органов, борьбе с волокитой, бюрократизмом и другими недостатками в их работе".

Во времена Бориса Ельцина с деятельностью государственных органов было настолько хорошо, что он отклонил принятый Госдумой года закон "Об обращениях граждан". Дума "пробила" его через вето Совета Федерации, споткнулась о вето президента, начала дорабатывать – и вот, в году 2006, почти десять лет спустя, депутаты сняли с рассмотрения - как устаревшую - прежнюю версию. Чтобы принять новую.

Все стало по другому, хотя и старый закон не нес в себе никакой особой "революционной" идеологии, и, по мнению специалистов, вполне мог бы быть принят после доработки. Депутаты уже тогда озадачились как соблюдением интересов соотечественников, так и престижем самой власти. Ладно, забудем.

Окрылен и счастлив ты

Согласно закону, заявления граждан чиновники обязаны рассматривать в течение 30 дней после их регистрации. Точно столько же, сколько и по советским уложениям. "В исключительных случаях" - понимай, как хочешь - два месяца. Если чиновнику пришлось запрашивать информацию в другом ведомстве – те же 60 дней.

Пересылать наши письма с просьбой "решить вопрос" в инстанции, на которые мы жалуемся, новый закон запрещает. Как и "советский закон".

Главное – ждать ответа, как соловей лета. Обязательно дождетесь, потому что по новому закону лица, виновные в его нарушении, "несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации".

Ответственность серьезная, вплоть до возмещения гражданам убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием/бездействием государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Законопроект десятилетней давности предусматривал административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений, уголовную - за преследование автора жалобы, а также "возмещение" - см. выше. В новом законе все то же самое, нет лишь ответственности уголовной.

С принятием закона мы планировали зажить иначе. В одной неплохой песне об этом уже заранее сказано: "Как хорошо, когда сбываются мечты/И исполняются заветные желанья!/То окрылён и счастлив и доволен ты /Остались позади сомненья и дерзанья". Наконец-то у нас отпала нужда бить челом на самый верх, главный объем обращений – читай: жалоб – станут решать на нижних уровнях административной системы. Проблему гражданства – в местном паспортном столе, протечку крана – в ЖЭКе, пенсионные вопросы - в собесе. Не в Кремле, Организации Объединенных Наций и Гаагском трибунале. Быстро, легко, безо всякой волокиты.

С ноября мы перестали писать жалобы, потому что все принялись исполнять свои должностные обязанности так, как они должны их исполнять. Почта стала заниматься исключительно доставкой личной корреспонденции и прессы. Президенту больше не придется по просьбе жительницы Ставропольского края поручать губернатору региона провести в село просительницы водопровод – у Владимира Путина, согласитесь, найдутся и другие дела.

#comm#Если же вы решили, что получили отписку, идите в суд и жалуйтесь. Бейте челом и будьте готовы потратить на это остаток жизни и нервных клеток.#/comm#

Приготовьтесь и к тому, что на вас быстро навесят ярлык сутяжника, как у нас любят именовать настырного человека, добивающегося справедливости.

Специально для сограждан, которые не ценят имеющееся у них право вступать в контакт с должностными лицам, хотел бы напомнить: правоведы считают право граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления составной частью народовластия. А еще - одной из форм непосредственной демократии, способом непосредственного волеизъявления граждан для решения общественно значимых вопросов. К тому же - элементом обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и местного самоуправления, неотъемлемой составной частью системы представительной демократии.

Полный восторг. Поэтому некоторые по инерции и сегодня продолжают жаловаться на рост тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве, постоянно растущие цены на продукты, нежелание чиновников даже выслушать их до конца. Не понимая, что именно так работает сложнейший механизм народовластия, непосредственной и представительной демократии…

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.