Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Русские в Ганновере

Русские в Ганновере

В Германии завершилась промышленная выставка-ярмарка
Сергей Птичкин
12.04.2013
Русские в Ганновере

Экспозиция в Ганновере считается одной из самых престижных в мире. Ее можно сравнить с советской Выставкой достижений народного хозяйства, знаменитой когда-то ВДНХ – но только в глобальном масштабе.

Во времена СССР в Москве показывали успехи всех союзных республик в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, медицине и многих других отраслях экономики и культуры. То же самое ежегодно происходит в Ганновере - с той лишь разницей, что тут выставляются ведущие мировые корпорации и самые развитые в промышленном отношении страны.

Вообще же, выставка-ярмарка действует постоянно, но наша страна наиболее солидно выставляется весной по нечетным годам. Для нынешней экспозиции мы выбрали девиз «Россия в глобальной индустрии». Презентовались крупные совместные проекты отечественных предприятий и их зарубежных партнеров. Вполне ожидаемо лидерами выставочной деятельности стали совместные структуры, добывающие и перекачивающие углеводороды в Европу. Но сенсации случились там, где их, наверное, меньше всего ждали. Поэтому они остались незамеченными. Впрочем, как известно, объективной оценке роли и места нашей страны в глобальном партнерстве попытались помешать украинские «феминистки».

Во время официального открытия произошел скандал. Не успели президент России и канцлер Германии произнести приветственные слова, как, словно черт из табакерки, выскочила полуголая мадам, которая бросилась в сторону Ангелы Меркель и Владимира Путина. Грудь и спина ее были расписаны нецензурными выражениями. Причем, грудь – по-английски, а спина – по-русски. Службы безопасности глав двух государств даму «топлесс» скрутили и удалили с территории ярмарки. Было видно, что Ангела Меркель просто испугалась, так как такого напора полуобнаженной женщины явно не ожидала, а Владимир Путин весело рассмеялся. Увы, именно эта хулиганская выходка стала на следующий после открытия день главной темой газет и электронных изданий.

Даже российские журналисты, которых на ярмарке в Ганновере оказалось на удивление мало, наверное, были так оглушены криками «мадам», что ничего особо интересного в российской экспозиции не разглядели.

Ограничились общими словами или «приколами» на тему «Президенту показали автомобиль Фантомаса».

После протокольных приветственных речей президента и канцлера ознакомили с нашей экспозицией. В. Путин задержался у стендов «Уралвагонзавода», где была выставлена передняя часть трамвайного вагона и макет поезда метро. Глава нашей страны показал хорошую осведомленность в номенклатуре изделий УВЗ и стал давать пояснения на немецком языке. При этом акцент он сделал на вагоны для метрополитена. А. Меркель, в свою очередь, тоже проявила осведомленность, сказав, что знает, какую продукцию выпускают на заводе и в курсе, что на предприятии «Уралтрансмаш», который входит в холдинг УВЗ, делают трамваи. Но что там могут еще и суперсовременные метропоезда собирать – это для нее новость.

На что президент, улыбнувшись, ответил, что мы можем делать все!

Представители фирмы «Бомбардье», совместно с которой запущено проектирование и сборка вагонов нового поколения, заявили, что в Екатеринбурге будет не отверточное производство, а выпуск совершенно оригинальной продукции с полной передачей всех новейших технологий. Кстати, иностранные партнеры уральцев уверены, что метропоезда, спроектированные совместными усилиями и собранные в Екатеринбурге, могут оказаться лучшими в мире. Почему? Заказчик, объявивший конкурс на новые вагоны метро – это правительство Москвы – заявил настолько жесткие технические и эксплуатационные характеристики, что реализовать их будет очень сложно. И тут чисто русский опыт проектирования танков может сыграть решающую роль. Дело в том, что наши конструкторы всегда были зажаты массо-габаритными ограничениями. В минимальных объемах и при ограниченной массе должны были реализоваться и достаточная мощность двигателя, и мощное вооружение, и большой запас боекомплекта, и хорошая защита. И ведь выполняли невыполнимое!

Есть шутка: чтобы в СССР ни делали, всегда получался либо автомат Калашникова, либо танк. А вот сейчас, на базе канадских технологий и русских умов, обязательно получатся и лучший в мире трамвай, и лучшие в мире вагоны метро.

Кстати, о русских умах. В центре российской экспозиции стоял автомобиль необычной формы с еще более необычной символикой «Руссо-Балт». Завод с таким названием в начале ХХ века выпускал железнодорожную технику и автомобили, которые тогда считались одними из лучших в мире и составляли основу автопарка царской семьи. Сегодня кажется невероятным, что сто лет назад в России проектировали и собирали автотехнику, которая по своим характеристикам превосходила все европейские образцы того времени. В начале ХХI века группа энтузиастов пытается воссоздать и марку «Руссо-Балт», и традиции проектирования технических изделий так, чтобы они были лучшими в мире. В выставленном автомобиле, который создавался международным коллективом, большая часть сделана русскими инженерами. В том числе - мощный дизельный двигатель, который также был представлен на ярмарке.

По совокупности характеристик на сегодняшний день это лучший в мире дизель. На нем тоже стояло клеймо «Руссо-Балт».

Данный мотор может использоваться не только на всех типах наземной техники, но и на легких самолетах, катерах и небольших яхтах. Планируется установить его и на конвертоплан нового поколения, проектирование которого практически завершено. Это будет средство индивидуального передвижения не по дорогам, а в воздухе. Новую страницу в транспорте вполне может открыть именно Россия. Автор идеи, Владимир Пирожков, настолько убедительно обосновал перед президентом свой проект, что после завершения официальной церемонии к изобретателю подошел министр промышленности и торговли Денис Мантуров, который детально ознакомился со всеми перспективными разработками. Судя по всему, главу минпромторга они вдохновили.

В рамках Ганноверской ярмарки прошел второй международный форум промышленного дизайна. Первый проходил два года назад в Екатеринбурге во время международной выставки «Иннопром». Вдохновителем и организатором нынешнего форума стал выпускник Уральской государственной архитектурно-художественной академии Владимир Пирожков – тот самый, который пытается реализовать идею создания работоспособного гибрида самолета, вертолета и легкового автомобиля. Этот человек, если кто не знает, признанная во всем мире звезда технического дизайна. Именно поэтому ему удалось пригласить на форум выдающегося создателя автомобильных форм – Криса Бэнгла, который почти двадцать лет был главным дизайнером корпорации «БМВ». Крис Бэнгл провел мастер-класс для студентов дизайнерских школ ряда европейских стран и России, после чего дал задание: за несколько часов нарисовать совершенно оригинальную транспортную систему будущего.

Лучшим в этом конкурсе стал студент четвертого курса Уральской государственной архитектурно-художественной академии Александр Галактионов. На прекрасном английском языке он блестяще защитил свой проект. Крис Бэнгл сказал, что победил не один студент, а вся уральская школа промышленного дизайна, и вручил диплом ректору архитектурно-художественной академии Сергею Павловичу Постникову, который также приехал на ярмарку в Ганновер.

Мы привычно насмехаемся над устаревшими еще при рождении формами отечественных автомобилей, в то время как русские дизайнеры по своему творческому потенциалу опережают мировой уровень.

И, кстати, сказать, русские инженеры сегодня работают в ведущих автомобильных конструкторских бюро Европы, США и Японии. Их там очень ценят.

Настоящим открытием ярмарки в Ганновере стало то, что в Москве существует предприятие, основанное всего несколько лет назад, которому удалось разработать и освоить технологию производства сверхпроводящих электролиний. Об эффекте сверхпроводимости при низких температурах известно давно. Но чтобы такое явление вышло за рамки демонстрационных показов – это стало сенсационной новостью.

В Москве действительно выпускают сверхпроводящие ленты второго поколения, то есть, соответствующие лучшим мировым стандартам. Их толщина 50 микрон, а ширина - 12 мм. При этом токонесущая способность одной ленты – до 500 ампер. Пучок небольшого диаметра из таких лент позволяет передавать электроэнергию любой мощности и практически без потерь. Удивительно - и об этом также мало кто знает - но в Санкт-Петербурге в ближайшее время начнется строительство первой подземной сверхпроводящей ЛЭП. Ее длина составит два с половиной километра. Линия свяжет две мощные подстанции, что позволит эффективно сбалансировать энергоснабжение города на Неве.

Сверхпроводимость, помимо передачи электричества, позволяет реализовать эффект левитации, когда грузовой контейнер устойчиво перемещается над магнитной лентой, не касаясь ее. Демонстрация монорельса, над которым летали макеты грузовых и пассажирских вагонов, собирала огромное количество участников выставки, в том числе очень солидных. Такое техническое чудо мало кто видел собственными глазами. А ведь реализовать его в транспортных системах возможно уже сегодня. Так что и в практической сверхпроводимости мы впереди планеты всей.

Еще в нашей стране есть достаточно мощное предприятие по выпуску конструкционных изделий из композитов. Это материалы нового века, и технологией их изготовления мы владеем очень хорошо. В чем изюминка конструкционных композитов? Из них можно очень быстро строить твердое дорожное покрытие, которое будет устойчиво лежать на любом грунте, даже болотистом. А еще - легкие и прочные мосты. Казалось бы, нынешняя весна с ее гигантскими распутицами-разливами должна была бы подтолкнуть соответствующие службы к использованию композиционных материалов для восстановления дорожного сообщения и возведения временных, но очень надежных переправ. Увы, этого не наблюдается.

Одним из главных итогов ярмарки в Ганновере стало подтверждение того факта, что в России действительно могут делать все.

И, в общем-то, на Западе и Востоке на нашу страну начинают смотреть не только как на поставщика сырья, но и как на генератора действительно прорывных идей.

Вот только что надо сделать для того, чтобы эти идеи, прежде всего, реализовывались в родном Отечестве? И работали, опять же, в первую очередь, на «дорогих россиян»?

Фото предоставлено пресс-службой Ганноверской ярмарки.  

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.