Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Педагогов похлопали по плечу

Педагогов похлопали по плечу

Учителя отмечают свой профессиональный праздник
Андрей Терентьев
01.01.2007
Надо признать, что на самом деле государство в последние годы повернулось к школе. Но, к сожалению, пока еще не лицом,  а так –  вполоборота. Хотя, по сравнению с презрительным отношением к системе образования и учителю в приснопамятные 1990-е,  – это уже прогресс.
Обязательные в последние годы упоминания официальных лиц о месте и роли учительства в жизни страны  и теплые похлопывания  педагогов по плечу с раздачей некоторым из них тех или иных призов – это есть. Но кардинально ли меняет государственную политику в отношении сферы образования?
На днях, во время проведения финала конкурса «Учитель года России», губернатор Вологодской области, мудрый и опытнейший Вячеслав Евгеньевич Позгалев, был вместе с министром образования господином Фурсенко в череповецкой школе № 37, напичканной всевозможным уникальным компьютерным оборудованием. Глядя на все это хайтековское богатство и неподдельное восхищение министром этим очередным достижением реформ, губернатор заметил: «Это, конечно, фантастика… Но у нас на Вологодчине в трети школ нет теплых туалетов, а четверть школ не имеет водопроводов…»
Отсюда, из промерзших зимой и продуваемых всеми ветрами осенью и весной  «туалетов типа сортир», – куча хронических заболеваний у миллионов наших детей.
Думается, мало где в мире существует такая ситуация, когда государство тратит миллионы на компьютеризацию учреждений образования, а детям в тысячах школ  нет возможности справить нужду в теплом туалете.
Между прочим, эти промерзшие и продуваемые всеми ветрами дворовые сооружения посещают не только наши дети, – но и наши учителя. Хотя, кого сегодня волнует статистика их заболеваний, кривая которой неумолимо ползет вверх?
Да, лучшим учителям и лучшим школам сегодня дают так называемые президентские гранты.  Но какой-то умник придумал, что эти деньги нужно давать только   «инновационным школам», что только инновационная деятельность в школе и нужна сегодня нашему государству.
А что, нашему государству не нужны просто хорошие учителя и хорошие школы, которые честно и добросовестно воспитывают патриотов Отечества (извиняюсь за пафос), хорошо при минимуме новаций учат детей основам знаний по предметам? Или мы такая удивительная страна, где сотни, тысячи школ и учителей только и должны делать, что изобретать «инновации» как единственное – по мнению реформаторов - мерило успеха работы школы?
А не проще ли государству создать всем учителям такие материальные условия, потеря которых воспринималась бы педагогом как личная социальная катастрофа. Не это ли путь к повышению качества работы учителя, о котором так пекутся сегодня авторы реформ?
В подавляющем большинстве стран Европы учитель является государственным  служащим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Высокой зарплатой. Высокой степенью социальной защиты. Высокой пенсией. Высоким социальным статусом. У нас же статусом госслужащего обладают лишь чиновники, но отнюдь не учителя.
Особенно остро нищета российского учительства выглядит на фоне все увеличивающегося неравенства в распределении доходов населения страны. В то время, когда на телеэкранах нагло и вульгарно плещется гламур, а «успешные русские» демонстративно, в телекамеру сорят тысячами, десятками тысяч долларов, многие учителя, заходя в класс, стесняются своей бедной одежонки перед своими состоятельными учениками. Это ли не унижение для людей, посвятивших свою жизнь воспитанию и образованию новых поколений России?
А разве не унижение учительства, когда в угоду либеральным доктринам «развития рынка образовательных услуг», вводится «подушевое» финансирование учреждений  образования? Это значит, что чем больше зазовешь с округи в школу детей, тем больше будет у тебя зарплата. А если и зазывать-то некого? А если эта школа стоит в районе, где резко – как итог многолетнего наплевательства на русскую глубинку - упала рождаемость, и где надо всеми силами поддерживать слабо дышащие ростки воспроизводства населения хотя бы в целях удержания территории? Сколько будет учитель получать там? Какой коэффициент введут для учителей малочисленных сельских школ? Хватит ли новой учительской зарплаты на то, чтобы выжить?
Создается иллюзия, что учителям нашим вроде как бы достаточно раздать в очередной раз «Хрустальных пеликанов», и пойдут опять педагоги в класс «сеять разумное, доброе, вечное». Эта иллюзия может государству немало стоить: если именно сегодня учитель не выиграет бой за молодое поколение патриотов, нам постараются обязательно организовать какую-нибудь «цветную» революцию, потому что плохо воспитанная генерация – тот бульон, на котором и варятся разнообразные революции, и «оранжевые», и «серо-буро-малиновые».  
Учитель – опора государства, один из важнейших столпов, на которых государство держится. И тем, кто сегодня клянется быть верным «плану Путина», стоит об этом серьезно задуматься. И поднять учителя на ту высоту, которой он действительно достоин.
С праздником вас, дорогие учителя! С Днем Учителя!
Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.