Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Наркоман за рулем

Наркоман за рулем

Российских водителей в скором времени могут тестировать и на употребление наркотиков
Владимир Богданов
16.08.2010
Наркоман за рулем

С 6 августа вступил в силу полный запрет на употребление алкоголя за рулем. Нарушение сухого закона грозит водителям лишением прав на срок от полутора до двух лет или административный арест на 15 суток. Лишать «прав» теперь будут даже за минимальное содержание спирта в крови. На очереди – наркотестеры.

По данным МВД, в прошлом году по вине нетрезвых водителей произошло свыше 12 тысяч аварий, в результате которых погибли 2217 человек и получили ранения чуть больше 18 тысяч человек. За первые шесть месяцев этого года в ДТП с участием пьяных водителей уже погибли 666 человек – обратите внимание на число… - и получили ранения 6873 человека. Недавно Евгений Брюн, главный нарколог Минздравсоцразвития, привел такую статистику. Злоупотребляют алкоголем примерно 20-30 процентов жителей России. «У нас можно все население разделить на три части, заявил Брюн. - Два процента населения - это больные алкоголизмом, и мы ими занимаемся, их опекаем. Порядка 70 процентов - это совершенно нормальные, здоровые, психически ответственные люди, и они умеренно потребляют алкоголь. И есть еще 20-30 процентов, которые это делают неумеренно и зло».

Именно категории «злых» россиян нарколог настоятельно рекомендует воздержаться на сутки от вождения автомобиля после возлияний.

Брюн полностью согласен с полным запретом вождения после употребления спиртного. «У правоохранительных органов, - пояснил он, - есть своя мотивация, у меня - своя, медицинская. Разрешенные в свое время 0,3 промилле у разных людей сказываются по-разному: у одного проблем не возникнет, а у другого водителя может нарушиться координация».

Каждое государство само устанавливает предел допустимой нормы. Так, в Португалии, Австрии, Дании, Испании, Германии и во Франции эта цифра составляет 0,5 промилле; в Англии, Ирландии, Люксембурге - 0,8; Норвегии, Польше, Швеции - 0,2 промилле. Наказание за вождение в пьяном виде также разное. В Германии, например, страховщики не выплачивают компенсацию за ДТП при любом содержании алкоголя в крови водителя. В США, если попался в первый раз, заплатишь огромный штраф и будешь ходить на лекции по изучению правил движения. Вторая попытка карается принудительными работами на несколько суток. В третий раз - тюрьма, конфискация автомобиля и высокая вероятность остаться без «прав» навсегда. В Европе самые большие штрафы за езду в нетрезвом состоянии установила Великобритания. Тут поездка в пьяном виде обойдется в 7200 евро. В Японии - эквивалент минимум 8700 долларов штрафа в иенах или 5 лет тюрьмы. Максимальный штраф - 2.5 миллиона долларов был выписан в 2001-м японцу, который в нетрезвом состоянии выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем, водитель которого погиб.

И сколько бы ни сетовали наши водители на ущемление их «гражданских прав», их здоровье планируют проверять и другими способами. В одном из округов столицы наркополиция, в тандеме с ГАИ, намерена провести эксперимент по применению наркотестеров для проверки водителей: а нет ли среди них тех, кто находится «под кайфом»? Итоги эксперимента изучат и примут решение: следует ли использовать эти приборы уже в масштабах всей страны. С чего вдруг? Причина есть.

В 2008-м было выявлено 25 тысяч, а в прошлом году около 31 тысяч водителей в состоянии наркотического опьянения.

Тенденция к росту, однако.

Как сообщил глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов, его ведомство разместило через правительственные структуры заявку на разработку недорогих экспресс-тестеров российскими компаниями. Как мне сообщили в пресс-службе наркополиции, уже есть победитель тендера, идет активная подготовка к серийному производству. Однако, как и накануне оснащения гаишников алкотестерами, в обществе началась бурная дискуссия. Некоторые полагают, что «работа» с наркотестером может стать инструментом для вымогательства взяток у автолюбителей.

Алексей Надеждин, руководитель отделения ФГУ ННЦ Наркологии Минздравсоцразвития, пояснил: показания наркотестера лишь повод для направления водителя на стационарное обследование. «У водителя есть право отказаться предоставлять инспектору свою слюну для анализа, - заявил он. - У инспектора есть право заподозрить у него состояние наркотического опьянения, а у гражданина - пройти это исследование в профильной лаборатории, и делать это должны врачи-эксперты, но никак не милиционеры. При этом, согласно постановлению Верховного суда, экспертиза должна установить вещество, которым было вызвано опьянение».

Если результат теста положительный - тогда водителя доставят в сертифицированную лабораторию для проведения более точного анализа. Именно там выдадут заключение, на основании которого будет решаться его дальнейшая судьба. У автомобилиста есть законное право обратиться за независимой экспертной оценкой. Правда, говорит Надеждин, у этих приборов нет погрешности, они дают либо положительный, либо отрицательный результат. Это устройство предназначено для качественного, а не количественного анализа. Образно говоря, оно показывает, включена лампочка или выключена, а не определяет, сколько в ней ватт. Точные характеристики количества наркотического средства в единице объема образца биологического материала, взятого у водителя, должны устанавливаться в специализированных химико-токсикологических лабораториях. «Некоторые наши сограждане, - напоминает нарколог, - даже не предполагают, что спустя 2-3 недели после приема «дури» медицинское обследование обязательно покажет вполне очевидную дозу запрещенных препаратов».

Например, самый распространенный наркотик – марихуана - достаточно долго остается в организме и может быть выявлен в течение 21-30 дней даже после однократного употребления.

Есть еще одна серьезная проблема, беспокоящая водителей. Связана она с употреблением лекарственных препаратов. «Выписывая рецепт, - подчеркнул Надеждин, - врач должен объяснить пациенту, в течение какого времени ему нельзя садиться за руль. Подобными указаниями должны быть снабжены также инструкции к этим препаратам. Если содержащие наркотики лекарства были назначены по причине заболевания - тут вообще нет темы для разговора. В ПДД прямо указано, что водитель не должен управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения».

В Европе и США использование анализаторов для проверки водителей на наркотики уже давно и прочно вошло в практику. Например, 12 тысяч мобильных наркотестеров активно используются дорожной полицией Латвии. Водитель плюет в устройство, и через 15 минут полоска индикатора показывает, употреблял человек какие-нибудь запрещенные препараты, или нет.

Для того чтобы снизить аварийность на дорогах, российским водителям уже приходится дуть в алкотестеры. Скоро, видимо, еще придется и плевать.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.