Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
МАКСимальные парадоксы

МАКСимальные парадоксы

Сегодня в подмосковном Жуковском открылся Международный авиационно-космический салон МАКС-2011
Сергей Птичкин
16.08.2011
МАКСимальные парадоксы

Салон не только юбилейный, десятый. Он проходит, как утверждают его организаторы, в совершенно новом формате, с использованием множества инновационных выставочных технологий. Насколько это интересно — судить участникам выставки, ее деловым гостям и многочисленным посетителям, которых ожидается, в общей сложности, несколько сот тысяч.

Первый парад достижений нашей авиации и космонавтики планировался еще во времена существования СССР как яркое авиационное шоу. Однако летом 1992-го, когда состоялась презентация «МосАэроШоу-92», СССР уже не было, и главная сенсация, советский «Буран», впервые открыто выставленный на общее обозрение, смотрелся «белой вороной». Немаловажная особенность: базой для авиационно-космических показов стал Летно-исследовательский институт (ЛИИ) - имени М.М. Громова в Жуковском. ЛИИ был одним из самых режимных объектов в СССР. Его охрану обеспечивал специальный полк внутренних войск, периметр института огораживали несколько рядов колючей проволоки и настоящая пограничная контрольно-следовая полоса, вдоль которой регулярно ходили наряды с овчарками на поводке. В 1992-м ЛИИ тоже впервые открыл доступ широкой публике на территорию своего огромного аэродрома.

Следующее представление состоялось в 1995-м, уже под именем Международного авиационно-космического салона — МАКС. Произошло это потому, что участвовать в жуковских смотринах изъявила желание западноевропейская корпорация ДАСА - сейчас она называется ЕАДС. Европейцы имели свои виды на российский рынок - в пику американцам. И это дало возможность позиционировать московское шоу как международный салон. Увы, высшая государственная власть не оценила повышения статуса авиашоу до уровня международного салона. В 1997-м МАКС, который было решено проводить каждые два года, едва не прекратил свое существование. Правительство никак не находило времени, чтобы выдать разрешительные документы на его организацию. А без них нельзя было приглашать на закрытую территорию не только иностранных, но и российских участников. К тому же, из бюджета денег не выделили ни копейки. Дирекция МАКСа тогда была вынуждена даже обратиться к прессе. Шум, поднятый журналистами, сыграл свою роль. Было принято соответствующее постановление правительства, нашлись деньги. Даже президент Борис Ельцин соизволил официально открыть салон и с видимым интересом осмотрел лучшие экспонаты, с удовольствием посидел в кабине истребителя МиГ-29СМТ, ставшего тогда звездой салона. Телевидение широко освещало тот исторический визит первого президента. Именно в 1997-м стало окончательно ясно, что Москва становится одним из центров представлений мировой аэронавтики: проблем с выставками в Жуковском больше не возникнет.

Есть вопрос: а кому этот салон нужен? Прочно встав на ноги и обретя солидный статус, МАКС превратился в один из самых парадоксальных салонов в мире, оставаясь таковым по сей день.

Будучи объективно крупнейшим в Европе, очень интересным и насыщенным действительно прорывными премьерами, МАКС так и не стал всемирно известен и всемирно посещаем - подобно британскому Фарнборо и французскому Ле Бурже. В Жуковский из заграницы приезжают, в основном, авиационные специалисты, причем с четко определенными задачами, да посещают его военные атташе иностранных посольств в Москве – тоже с понятными целями. Паломничества зарубежных авиационных фанатов на МАКСе не наблюдается, так же как и толп иностранных журналистов. Соответственно, освещение российских салонов в мировых средствах массовой информации минимально. Почему? Причин тому много, как объективных, так и субъективных.

Изначально было не совсем понятно: кому показ достижений отечественного авиационно-космического промышленного комплекса нужен больше всего. Можно было подумать, что раз этот самый комплекс его затеял, он в нем и заинтересован. Это не совсем так. В девяностые годы ХХ века советская единая и хорошо управляемая авиакосмическая индустрия уже не существовала, а российская за целое десятилетие так и не оформилась. Впрочем, на МАКСе действительно можно было увидеть и даже потрогать все, что выпускала российская индустрия высоких технологий. Очень многое из выставляемого всего несколько лет назад считалось совершенно секретной техникой – и это тоже привлекало.

С чем салоны в Жуковском справились на все сто процентов, так это с воспитанием чувства гордости за свою Родину, за ее ученых, конструкторов, инженеров и рабочих, воплощавших в металле самые смелые полеты человеческой мысли.

Убедиться в том, что Россия – не «банановая республика», что богата она, прежде всего, не нефтью и газом, а индустрией, которая в 1990-м году могла реализовать проекты, к которым еще не подступались даже в США, и талантливейшими людьми, работавшими над этими проектами.

Видели и понимали это все, кроме тех, кто управлял страной и выстраивал стратегию ее развития. Перед сановными гостями в небе крутили невероятные кульбиты «Русские витязи» и «Стрижи», летчик-испытатель Виктор Пугачев показывал невероятную «Кобру», генеральные конструкторы с жаром рассказывали о превосходстве - на тот момент - отечественных истребителей почти над всеми западными аналогами. Представители космической индустрии демонстрировали поистине фантастические проекты, которые можно было начать реализовывать уже тогда. Не отставали люди науки. ЦАГИ и Всероссийский институт авиационных материалов, другие НИИ и научно-производственные объединения находились на пороге открытий, способных вывести на новый уровень многие авиационные технологии. Требовалось совсем немного: настоящего государственного внимания тех, кто взял на себя ответственность управлять Государством Российским. Ведь тогда обитатели больших чиновных кабинетов очень любили это словосочетание: «Государство Российское». Увы, какое могло быть внимание, когда не было элементарного понимания? Через коридоры и кабинеты тогдашней власти чередой шли совершенно случайные, зачастую абсолютно пустые люди, которые, впрочем, никогда не забывали про свой карман. Помнится давнее высказывание одного из наших олигархов, к нынешним временам ставшего богатейшим человеком планеты. Разбогател он на продаже углеводородов, добычу которых ему поднесли на тарелочке. Судьба подарила тому, с позволения сказать, бизнесмену, и рыбные ресурсы огромного региона. И он сказал, что рыба ему так же интересна, как и нефть. Спросили: почему? Да потому, удивился он наивности вопрошавших, что рыба в океане размножается и растет сама по себе. Я ничего делать-то и не должен, чтобы косяки множились, так же как ничего не делаю для увеличения количества нефти под землей. Моя задача – нефть качать, а рыбу, большую и маленькую, ловить, ловить и ловить, а потом выгодно продавать, что делать я умею, гордо закончил олигарх.

Люди с таким мышлением и стали бизнес-элитой страны, были объявлены самыми успешными предпринимателями, в их руках оказались практически все финансы России, а по сути, к ним в те лихие годы перешло реальное управление государством. Качать-ловить-продавать, то, что не сеяли и не жали, они могли. Однако управление промышленностью, прежде всего ее авиационно-космическим сектором, требовало не только глубокой профессиональной подготовки, но и стратегического государственного мышления, государственной ответственности. Кто тогда в российской деловой и политической элите этими качествами обладал?

Из года в год на салонах МАКС госчиновникам говорилось одно и то же. Они из года в год кивали головами, даже восторженно улыбались и… ничего не делали.

А «успешные» бизнесмены смекнули, что к авиапрому надо подходить так же, как к нефтедобыче – качать, качать и качать. Что именно? А то, что в цене: недвижимость, земельные участки, дорогой металлолом. Началась вереница банкротств еще недавно процветавших предприятий, особенно тех, которым «повезло» оказаться в крупных городах. Уникальные специалисты вмиг оказывались безработными, ценнейшее оборудование шло в утиль. Случалось, сносились и сами предприятия: земля, на которой они стояли, шла под «рыночные» объекты.

Более чем на десятилетие авиапром впал в ступор. Как-то развивались предприятия, которым повезло с экспортными военными заказами. В целом же авиапромышленность страны утратила все свои позиции на мировом рынке. Самое обидное и самое непонятное в том, что небо России оказалось наводнено летающими иномарками. Казалось бы, внутренний рынок гражданских самолетов огромен. Производи, заменяй старые «тушки» новыми лайнерами и богатей при активном обороте капитала: деньги-товар-деньги-товар-деньги и так далее. Но у нас даже объективные экономические законы, получается, не действуют.

Один из парадоксов МАКСа в том, что за время его существования демонстрировалось множество интереснейших отечественных проектов, только вот где они? А ведь за те же годы практически все прорывные идеи, которые сначала выставлялись в Ле Бурже или Фарнборо как экзотические концепт-проекты, реализованы или реализовываются. Это и супераэробус А-380 и «лайнер мечты» Боинг-787, и самолеты, летающие на горючем, полученном из водорослей, использующие энергию солнца, это масса беспилотников…

Но есть и еще один, очень неприятный парадокс. Международный и достаточно откровенный показ авиационно-космической техники проводится на строго режимной территории.

Конечно, ЛИИ им. М.М. Громова охраняют не так сурово, как двадцать лет назад, но секретность-то объекта осталась. И возникают постоянные противоречия: как совместить открытость и праздник с угрюмой строгостью режима? Вдоль периметра салона выстраивали цепи солдат, изнывавших под солнцем, потом их заменили милиционерами, сейчас будут стоять полицейские. Пройти на территорию салона можно только, минуя рамки металлоискателей, вещи при этом будут просвечены рентгеном. Так делают на всех мировых авиасалонах. Но нигде не уподобляют прохождение на выставку посадке в самолет. Так делают только в Жуковском, и очень этим гордятся. На салон нельзя проносить даже маникюрные наборы и детское питание в стеклянных бутылочках. Любую булавку могут объявить холодным оружием и потребовать сдать на хранение. При этом охрана действует очень бесцеремонно, а подчас и грубо — об этом в прошлые годы пресса писала неоднократно. Иностранный гость, столкнувшийся раз с, извините, «звериным оскалом» охраны режимного объекта, больше в Жуковский никогда не приедет и друзьям не посоветует.

Настоящим стихийным бедствием становится день официального открытия салона. Несколько лет назад был случай, когда ретивые блюстители безопасности первых лиц вообще закрыли проход на МАКС – до той поры, пока первое лицо не покинет его пределы. Несколько часов работники многих очень солидных зарубежных фирм и даже дипломатических миссий простояли под палящим солнцем, застигнутые врасплох и запертые перед самым входом на территорию аэродрома ЛИИ. В этом году на официальном сайте салона висит предупреждение: «Внимание! 16 августа доступ на территорию проведения МАКС-2011 не осуществляется». А ведь официально салон работает с 16 по 21 августа. Но в первый день доступ закрыт. При этом не уточняется, для кого закрыт: для всех или для каких-то особых категорий участников и гостей салона. И это тоже отпугивает от МАКСа многих зарубежных фанатов.

Во всем мире авиасалоны открывают первые лица государства. Но только в России это превращается во что-то невообразимое по принимаемым мерам безопасности. Интересно, что на последнем Ле Бурже побывали и президент Франции Николя Саркози, и председатель правительства России Владимир Путин. Многие из посетителей этого даже не заметили. Можно сказать, что до первых лиц Франции и России можно было дотронуться рукой - кто-то так и делал. Иное дело - салон в Жуковском. Здесь в особо режимный день один неосторожный шаг влево или вправо, и ты рискуешь оказаться лежащим физиономией в грязи.

И все-таки МАКС к себе манит. Десять лет назад в работе салона принимали участие более 400 компаний из России, дальнего и ближнего зарубежья. На МАКС-2011 свою продукцию покажут почти 800 компаний из 40 стран мира. Зрители смогут увидеть две с половиной сотни летательных аппаратов — от самых новейших до раритетных.

Впервые можно сравнить две мировых сенсации ХХI века — европейский гигант А-380 и американский трансконтинентальный и сверхкомфортабельный Боинг-787. Прилетят на МАКС-2011 и американские боевые самолеты, и французские.

Будут новинки и от России, увы, не сенсационные и не прорывные.

В любом случае, даже невзирая на ряд неудобств и жестких ограничений, салон в Жуковском посетить стоит. Хотя бы для того, чтобы убедиться: российский авиапром пока еще жив и даже на что-то еще способен.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.