Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Ле Бурже-2009: русские летят!

Ле Бурже-2009: русские летят!

Главным событием международного авиасалона остается российский «Сухой СуперДжет-100»
Сергей Птичкин
18.06.2009
Ле Бурже-2009: русские летят!

С понедельника по четверг на салон пускают только специалистов и тех, кто разжился пригласительными билетами. Основное столпотворение начнется в пятницу, когда «Ле Бурже-2009» откроется для массового посещения. Однако для специалистов именно закрытые для публики дни являются самыми напряженными. В это время проводятся основные презентации и переговоры. Фоторепортаж с авиасалона.

Во вторник «Сухой СуперДжет-100», стоящий на статической стоянке, осмотрели вице-премьер Сергей Собянин и французский министр промышленности, экономики и занятости Кристин Лагард. Госпожа Лагард сказала, что правительство Франции очень довольно сотрудничеством по проекту создания российского регионального суперсамолета и его конечным результатом. С.Собянин также высоко оценил итог международных усилий, каковым стал «Сухой СуперДжет-100», вице-премьер подчеркнул, что в «ССД-100» воплощены лучшие достижения мирового авиастроения. По мнению специалистов, именно эта особенность делает лайнер весьма конкурентоспособным на рынке.  

Вскоре после осмотра был подписан контракт на передачу компании «Авиализинг» двадцати четырех «суперджетов».

По словам главы фирмы «Сухой» Михаила Погосяна, общий портфель заказов на «ССД-100» уже составляет 150 самолетов, а весь рынок оценивается в тысячу машин. По прогнозам экспертов в области гражданской авиации, из этой тысячи российские авиакомпании закупят 300 самолетов, а зарубежные – 700.

Как сказал М.Погосян, в настоящий момент два лайнера проходят летные испытания, в июле начнутся испытательные полеты третьего самолета. В производстве находятся тринадцать машин, четыре из которых будут готовы к передаче заказчикам в конце года. С 2012-го планируется выпускать до семидесяти «суперджетов» в год. Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» подписала на салоне в Ле Бурже меморандум о взаимопонимании на приобретение сорока пяти пассажирских самолетов. Сам лизинговый контракт стоимостью 1.2 миллиарда долларов, скорее всего, будет подписан уже на авиасалоне МАКС-2009 в августе. Среди приобретаемых самолетов – тридцать Ан-148 и пятнадцать Ту-204-СМ. Кстати сказать, украинский Ан-148 относится к классу региональных машин и является конкурентом российского «суперджета». Ан-148 выставлен в Ле Бурже, но в летных программах пока не участвует. Говорят, у его создателей нет лишних денег на керосин. В сравнении с «ССД-100» никакого ажиотажа на салоне этот самолет не вызвал.  

Подписано соглашение между Уральским оптико-механическим заводом и одним из подразделений итальянской корпорации «Финмекканика» на поставку российских геостабилизированных платформ. Они применяются для размещения на них оптико-электронных устройств с последующей установкой на вертолеты и беспилотные летательные аппараты. Соглашение, в первую очередь, свидетельствует о высоком рейтинге технологических возможностей ряда отечественных предприятий. Мы все активнее интегрируемся в мировую авиационную индустрию. А это требует соблюдения определенных правил игры. В частности - сертификации заводов и ОКБ по международным стандартам. Такая сертификация требует полной отчетности о технологических возможностях предприятий.

В советское время считали, что международная сертификация – вид промышленного шпионажа и никогда на нее не шли.

В итоге, чисто формально, самые лучшие изделия отечественной индустрии не могут сегодня пробиться на мировой рынок только потому, что их производители не сертифицированы.  

Не очень большой и очень закрытый авиастроительный завод в Иркутске в сумасшедшие девяностые годы был приватизирован одним из первых. И, как ни странно, его новые собственники сразу стали добиваться международной сертификации. Впрочем, они были людьми, в авиапромышленности не случайными. Один из них – Алексей Федоров - возглавил Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК. Он – яркий пример российского промышленника новой формации.  

Так вот, сертификация, которую получил завод, сразу открыла ему двери на западном рынке. А сам он расширился и сейчас является крупнейшим отечественным предприятием – корпорацией «Иркут». Здесь выполняется целый ряд заказов по изготовлению комплектующих изделий для европейских аэробусов. Здесь идет подготовка к выполнению крупнейшего контракта по конвертации пассажирского лайнера А-320 в вариант грузового самолета. Здесь же ведутся работы по самому перспективному проекту: созданию магистрального самолета XXI-го века МС-21.  

Концепция этой машины представлена на «Ле Бурже-2009» и вызывает очень живой интерес ведущих авиастроительных фирм мира. МС-21 будет создаваться и выпускаться в широкой международной кооперации, сейчас идет выбор партнеров, для чего на салоне уже проведены важнейшие переговоры. По словам президента корпорации «Иркут» Олега Демченко, предпочтение будет отдано тем зарубежным фирмам, которые найдут российских партнеров. И это правильная позиция.  

Салоны в Ле Бурже отличаются тем, что имеют, как говорится, огромную прессу. Практически все мировые издания, специализирующиеся на промышленной тематике, уделили ему значительное внимание. Не обошлось без интриги. Американский журнал «Авиэйшн уик» опубликовал статью, в которой утверждается: выпуск новейших истребителей МиГ-35 планируется в Нижнем Новгороде на заводе «Сокол», что, якобы, значительно увеличит себестоимость машины. Если учесть, что МиГ-35 набирает очки в тендере, который проводят ВВС Индии, то информация, конечно, направлена на дискредитацию этого самолета. Может сложиться впечатление, что Россия заявляет одну цену, а в случае заключения контракта она сразу поднимется. Представители РСК «МиГ» на салоне «Ле Бурже-2009» категорически опровергли возможность изменения уже заявленной цены МиГ-35. А выпуск истребителя в Нижнем Новгороде, по их словам, наоборот, понизит его себестоимость. Этот самолет, вплотную приближающийся по своим характеристикам к истребителям пятого поколения, будет демонстрироваться на Московском авиасалоне МАКС-2009 и, скорее всего, на «Ле Бурже-2011».  

Еще на прошлом «Ле Бурже-2007» было объявлено, что рынок гражданских самолетов на ближайшие пятнадцать лет оценивается в несколько триллионов долларов. Так что основные сражения на мировом авиарынке развернутся в его гражданском сегменте.

Считается, что если в боевом самолетостроении мы чуть ли не мировые лидеры, то в гражданском отстали навсегда. Отчасти это верно. Однако именно Россия первой завершила работы по созданию регионального самолета нового поколения, без лишней скромности включив в его название слово «cупер».

Впрочем, и американцы свой перспективный «Боинг-787» нарекли «лайнером мечты». Работы над ним идут тяжело, несмотря на огромные капиталовложения. Сдвинулись сроки сдачи в эксплуатацию европейского аэробуса-гиганта А-380. Прорывные машины делать не просто. Однако именно они определят лицо гражданской авиации в XXI веке. Поэтому-то интерес ведущих авиакомпаний к этим машинам остается высоким.  

Есть у нас хорошие позиции и в космической промышленности. На салоне практически каждый день подписывались соглашения и контракты по линии «Роскосмоса». Наша страна приступила к реализации весьма амбициозных программ, ряд из которых был презентован на «Ле Бурже-2009». В частности, Россия запускает уникальный космический аппарат в сторону Марса. Он облетит Красную планету, а затем сядет на ее спутнике – Фобосе. Возьмет там грунт и стартует к Земле, куда и доставит ценнейшие образцы. Готовится комплексная программа по освоению Луны. Планируется создать там целую базу автоматических аппаратов и роботов. Проект грандиозный, сейчас обсуждаются его технические и финансовые детали - как с Европейским космическим агентством, так и с американским НАСА.  

Вот в чем мы действительно отстаем, так это в создании беспилотных летательных аппаратов - БПЛА. И, казалось бы, в этом направлении надо искать почву для сотрудничества с теми фирмами, которые такие аппараты успешно производят. Однако наше военное ведомство почему-то решило закупать БПЛА в Израиле. Начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров, провел целый час в павильоне этой страны, видимо, обсуждая детали подписанного не так давно контракта. На вопрос, почему же наша армия не заказывает БПЛА у своей промышленности, он ответил, что у нас нет аппаратов, отвечающих жестким требованиям Минобороны.

Однако практически все разработчики БПЛА в России утверждают: как раз от военного министерства не могут дождаться четко сформулированных требований того, что же ему надо.

Если оценивать беспилотники, показанные на «Ле Бурже-2009», то очевидно: Израиль - далеко не лучший разработчик таких аппаратов. Лучшие – американцы. Но они нам ничего не продадут. А вот с европейцами договориться о совместном производстве БПЛА, наверное, можно. Тем более что базовая модель есть. Это пока еще концепт-модель аппарата под именем «Таларион». Увы, переговоры на эту тему в Ле Бурже не велись.  

Подводя итоги работы салона, можно сказать: какие бы усилия ни прилагались к полному уничтожению отечественного авиапрома и космической индустрии, они оказались безрезультатными. Салон «Ле Бурже-2009» показал, что ситуация в отечественном авиапроме не безнадежная, а космическая индустрия у нас вообще сохранила лидирующие позиции. Промышленность высоких технологий в нашей стране жива, и настоящий прорыв в новом веке вполне возможен. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.