Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Фестиваль израильского кино

Фестиваль израильского кино

Современный Израиль глазами израильтян
Виктория Коник
04.07.2007

Интерес к Израилю в нашей стране пробудился еще в 1960-1970-е годы, даже Владимир Высоцкий тогда пел, что "там на четверть бывший наш народ". Сегодня наши бывшие соотечественники составляют одну шестую часть населения страны, а это не много - не мало миллион людей. С 3 по 5 июля в Москве проходит Фестиваль израильского кино, в рамках которого будут показаны два документальных и пять художественных фильмов.

Информация об этом регионе попадала к российским обывателям посредством "сарафанного радио", через рассказы, байки, анекдоты… Российские СМИ уделяют внимание израильской теме только в момент обострения арабо-израильского конфликта. Например, после жутких терактов, когда арабские террористы-смертники отправляют на тот свет целые пассажирские автобусы... Это экстремальные ситуации - моменты, когда люди не живут обычной жизнью.

Такое положение дел, вероятно, вызвано тем, что, с одной стороны, информация о жизни Израиля распространяется организациями, наподобие Еврейского агентства СОХНУТА, в рамках целевой аудитории, а с другой стороны, известной табуированностью еврейской темы в российском дискурсе.

Так и Фестиваль израильского кино, к сожалению, не привлек широкого внимания прессы.

#comm#В рамках фестиваля будут показаны два документальных фильма: "День и ночь" и "Старые магазины", а также пять лучших игровых израильских фильмов последних лет: "Безумная земля", "Три матери", "Маленькие герои", "Нулевой год" и "Связанные руки". #/comm#

Интересно, что документальные фильмы посвящены отнюдь не арабо-израильскому конфликту и не острополитическим внутриизраильским проблемам, а простым жизненным историям.

Один из них, "День и ночь", о детском интернате, другой - о старых магазинах. Особенно интересен второй фильм, который дает нам картину жизни обывателей, мелких лавочников, персонажей еврейской, да и не только еврейской, классической литературы. Мы видим владельцев маленького шляпного магазина, которые, несмотря на все перипетии арабо-израильского противостояния, 64 года проработали вместе и мечтают только о том, чтобы закончить свои дни в трудах праведных.

Эти люди понятны простым россиянам, не к этому ли стремятся и они – спокойной любимой работе из года в год, из молодости в старость. В этой стабильности заключена сила общества, ибо хотя общество ценит и воспевает героев, но держится оно на мирном и незаметном труде обывателей.

В отличие от документального кино, все художественные фильмы, представленные на фестивале, можно отнести к категории кинематографа социального. Хотя формально фильмы отнесены к разным жанрам, большинство из них, за исключением детского фильма "Маленькие герои", можно назвать драмами. В каждом фильме содержится доля социальной трагедии личности, столкнувшейся со сложными, не зависящими от нее обстоятельствами.

Герои этих фильмов "не преодолевают все невзгоды, получая в конце хеппи-энд". Они - страдающие люди. Поэтому израильское кино, представленное на фестивале, напоминает европейское социальное кино 1970 годов, эпохи социального пессимизма в Европе. Этим можно объяснить и невостребованность израильского кино на мировом уровне. Современный зритель, если и готов смотреть на трагедию маленького человека, раздавленного обстоятельствами, то на фоне грандиозных спецэффектов: стен огня, рушащегося мира и даже галактики. Причем эти спецэффекты являются для него главным, это то зрелище, ради которого он ходит в кино. Если он и готов на отказ от монстров и катастроф, то ради наивного и деланного оптимизма "Амели" и "Шоколада".

Сложное социальное кино без оптимистического финала, окрашенного в розовые тона, было свидетельством духовного и морального кризиса Европы периода конца холодной войны. Геополитические изменения конца XX века встряхнули Европу и дали европейцам новый жизненный тонус.

#comm#Если применять аналогию, то представленные на фестивале фильмы говорят о том, что и в Израиле "не все ладно", позволяют нам увидеть не то, чем живет Израиль, а то, что он чувствует. И чувства эти далеки от оптимизма. #/comm#

Несмотря на вышесказанное, эти фильмы не дают ощущения безнадежности, обреченности. В каждом из них есть нотка оптимизма и традиционного еврейского юмора.

Если вы хотите увидеть современный Израиль глазами израильтян, причем не сколько увидеть, сколько почувствовать, чем живут люди, то посетите Центральный дом кино с 3 по 5 июля.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.