Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Балканский фронт энергетических войн

Балканский фронт энергетических войн

Попытки дестабилизировать обстановку в Македонии напрямую связаны со стремлением сорвать реализацию «Турецкого потока»
Петр Искендеров
18.05.2015
Балканский фронт энергетических войн

На Балканах снова явственно запахло порохом. Массовые антиправительственные выступления в Македонии вкупе с активизацией действий местных албанских экстремистов, пользующихся поддержкой с территории соседнего Косово, не только угрожают хрупкой стабильности в этой бывшей югославской республике, но и способны вызвать новый вооруженный конфликт общерегионального значения.

И, как это нередко бывает в стратегически важных районах мира, одним из ключевых внутренних факторов происходящих процессов выступают «энергетические войны». В нынешнем случае о «войне» можно уже, похоже, говорить в прямом смысле.

Попытки внутренних и внешних сил дестабилизировать обстановку в Македонии напрямую связаны со стремлением США и руководства Европейского союза сорвать реализацию российского проекта сооружения газопровода «Турецкий поток». В последнее время о своем желании присоединиться к данному проекту сигнализировали правительства Македонии и Сербии – двух государств, занимающих с географической точки зрения стратегически важное место в конфигурации балканских газопроводов.

О перспективах российско-сербского сотрудничества в энергетической сфере шла речь, в частности, в ходе визита в Белград министра иностранных дел России Сергея Лаврова – прибывшего в сербскую столицу спустя неделю после впечатляющего марша подразделения сербских военнослужащих на Параде Победы в Москве 9 Мая в присутствии президента Сербии Томислава Николича.

Участие сербской армии в торжествах в Москве подверглось жесткой критике со стороны прозападных средств массовой информации Сербии.

Однако сам глава государства ответил критикам четко и ясно: «Мнение большей части граждан Сербии таково: наша страна в хороших отношениях со всеми, то есть и с Россией тоже».

«Действительно, это очень приятная, эмоциональная сторона наших отношений - так оценил это праздничное событие глава российского внешнеполитического ведомства. - Мы видим в этом залог того, что верность нашей общей истории, памяти наших отцов, дедов и прадедов является лучшим залогом продолжения стратегического партнерства между нашими странами и народами».

Стратегическое партнерство России и Сербии в последние годы активно реализовывалось в том числе в энергетической сфере. Несмотря на попытки прозападных кругов в сербской политической элите поставить под сомнение значимость подписанного в 2008 году двустороннего межправительственного соглашения о сотрудничестве в энергетике, а также рамочного договора о покупке компанией «Газпром нефть» контрольного пакета акций компании нефтяного монополиста Сербии Naftna Industrija Srbije (NIS), эти документы уже пережили не одну сербскую правящую коалицию. Они принесли Сербии 400 млн евро прямых платежей за NIS и 500 млн евро инвестиционных обязательств. Пакет документов предусматривал, что «Газпром» проложит через Сербию одну из веток газопровода «Южный поток» для транспортировки по ней в Центральную Европу не менее 10 млрд кубометров газа в год. Кроме того, соглашения оговаривали российское финансовое содействие для сооружения газохранилища в районе сербского города Банатски-Двор – к настоящему времени уже введенного в действие.

Все вышеприведенные положения, зафиксированные в межправительственном российско-сербском соглашении, остаются в силе и полностью применимы к новой конфигурации газопроводов, включая «Турецкий поток». Кроме того, Россия устами Сергея Лаврова предложила своим сербским партнерам увеличить поставки российского газа в Сербию по существующим магистралям – в том числе проходящим через украинскую территорию. Разумеется, для надежной реализации увеличенных поставок требуется нормализация ситуации на Украине – и здесь мы уже имеем прямой выход на политико-дипломатические усилия самой Сербии в качестве действующего председателя ОБСЕ. «В этом стремлении развивать сотрудничество со своими основными партнерами проявляется верность Сербии всем принципам Организации по безопасности и сотрудничества в Европе. Поэтому отнюдь не случайно Сербия сейчас возглавляет ОБСЕ и весьма успешно работает на целом ряде направлений», - подтвердил в этой связи российский министр иностранных дел.

Понятно, что подобное укрепление российских позиций на балканском энергетическом рынке не отвечает интересам США и Европейского союза.

Первый важный шаг в плане дестабилизации поставок газа из России в Европу Запад сделал еще за несколько лет до так напугавших европейцев зимних перебоев в поставках из-за несанкционированного отбора транзитного газа украинской стороной. Главной причиной решения России перейти к сооружению газопроводов в обход Украины стал отказ украинской стороны от модернизации собственной газотранспортной системы. Соответствующее соглашение Москва и Киев заключили еще в 2004 году – но сразу же после этого на Украине при активном участии США и ЕС произошла «цветная революция», и выполнение соглашения было сорвано. Тем самым США получили возможность использовать Украину как удобное средство давления и на европейцев, и на Россию – от которой они не намерены отказываться и сегодня. При этом сам же Евросоюз освободил от необходимости следовать Третьему энергетическому пакету ЕС своих «заинтересованных» партнеров – в первую очередь, Азербайджан. «То, что не дали реализовать проект «Южный поток» и ссылаются на то, что «Газпром» был не готов работать по правилам Третьего энергопакета и соблюдать европейское законодательство, это неправда. Целью на самом деле являлось всего-навсего сохранение статус-кво транзита через территорию Украины. Никакой другой цели в блокировании «Южного потока» на самом деле нет», - свидетельствует председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер.

И вот сейчас, чтобы не допустить реализации проекта транспортировки российского газа, минуя территорию Украины, в орбиту внешней дестабилизации обстановки Запад включил Македонию.

Здесь прослеживаются, по меньшей мере, три ключевых фактора обострения напряженности.

Во-первых, это нерешенность проблем национально-государственного строительства. Достигнутое при активном посредничестве – а фактически, под давлением – Евросоюза Охридское мирное соглашение 2001 года изначально несло в себе несколько «мин замедленного действия», создавая условия для дальнейшей активизации албанского фактора в русле насильственного преобразования страны в конфедерацию с последующим выделением из ее состава албанонаселенных районов. Вооруженные выступления албанских экстремистов в Македонии в апреле-мае текущего года при поддержке соответствующих албанских военно-политических структур соседнего Косово находится аккурат в русле выгодной албанцам трактовки Охридского соглашения.

Второй фактор – нежелание Евросоюза предложить Македонии внятную программу решения социально-экономических проблем, не говоря уже о четкой европерспективе. Основной упор Вашингтон и Брюссель делают на втягивание страны в евроатлантическую орбиту при отсутствии с их стороны ответных шагов и гарантий.

Наконец, третий фактор напрямую связан с недовольством, которое вызывает на Западе деятельность кабинета Николы Груевского. Он достаточно решительно (насколько позволяют возможности и обстоятельства) пытается противостоять албанским радикалам – свидетельством чему стал недавний разгром террористических структур, фактически готовивших в стране государственный переворот и пытавшихся сделать своим плацдармом, в частности, район крупного македонского города Куманово.

А главное – кабинет Груевского отказался присоединиться к антироссийским санкциям и заявил о своей заинтересованности в реализации проекта «Турецкий поток». Именно это дало сигнал Западу для запуска очередного сценария «цветной революции» - которая в македонских условиях аккумулирует в себе вооруженно-террористический радикализм части местных и косовских албанцев, использование социально-экономических проблем и всемерную зарубежную поддержку оппозиционным силам во главе с местным олигархом Зораном Заевым.

В схемах поддержки антиправительственных выступлений прослеживается участие структур Джорджа Сороса и других неправительственных организаций, имеющих богатый опыт организации государственных переворотов на Балканах и в странах СНГ.

Европейский союз уже превентивно выразил свою «глубокую озабоченность» развитием ситуации в Македонии в плане соблюдения «верховенства закона, фундаментальных прав человека и свободы средств массовой информации» - в нарушении которых обвиняется по известной практике действующее, неугодное Западу, правительство.

В конкретных македонских условиях важная роль отведена местным албанским партиям и движениям. Один из их парламентских лидеров Али Ахмети уже заявил, что «албанское меньшинство в Македонии поддерживает сотрудничество с США, НАТО и ЕС». «Сейчас непростое время для албанцев, и мы готовы сделать все, чтобы Заев и его сторонники добились отставки Груевского и вывели страну из политического кризиса» - пообещал лидер «Демократического союза за интеграцию» македонских албанцев, в 2001 году являвшийся командиром Армии национального освобождения, поднявшей антиправительственный вооруженный мятеж на севере Македонии.

На то, что главной целью усилий по дестабилизации обстановки в Македонии является срыв проекта «Турецкий поток», прямо указывают средства массовой информации Турции. В частности, авторитетное издание Yeni Şafak напоминает: «Не стоит забывать, что для Запада Македония, которую связывают близкие отношения с Турцией, - самое слабое звено в проекте альтернативного энергетического маршрута». Поэтому «политическое сведение счетов в Македонии следует интерпретировать как стратегический ход Запада в отношении Турции, а через Турцию - в отношении России» - убеждено Yeni Şafak.

«В Македонии, наверное, проявляется то, что я называю «менталитетом конфронтации» – «или-или» - так, более дипломатично, охарактеризовал происходящее в бывшей югославской республике Сергей Лавров и добавил: «Не могу судить с окончательной определенностью, но просто объективно получается, что события в Македонии проявляются на фоне отказа правительства этой страны присоединиться к политике санкций против России и активной поддержки, которую Скопье проявил в отношении планов строительства газопровода «Турецкий поток», против чего выступают многие в Брюсселе и за океаном. Не можем избавиться от ощущения, что между этими событиями прослеживается какая-то связь».

Связь действительно прослеживается – и она вполне может вовлечь в орбиту дестабилизации и Сербию – в частности, по линии обострения ситуации в южносербских общинах со смешанным сербо-албанским населением. Сербский министр внутренних дел Небойша Стефанович уже распорядился усилить контроль на границе и увеличить численность контингентов полицейских и жандармерии, размещенных в потенциально взрывоопасных районах на границе с Македонией, а также в районе административной границы с Косово.

Однако, как показывает балканский опыт, подобных усилий может оказаться недостаточно, если Запад решил превратить Балканы в полномасштабную арену антироссийских «энергетических войн».

В начале 2000-х годов Объединенное космическое командование вооруженных сил США в документе под скромным названием «Перспективы развития до 2020 года» сформулировало задачу использования в том числе и «околоземного пространства» для «обеспечения внешнеполитических и экономических интересов США». Так что ставки в новом раунде борьбы за Балканы как никогда высоки.

Искендеров Петр Ахмедович - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.