Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
А все-таки мы на ходу

А все-таки мы на ходу

Россия возрождает свой речной флот на отечественных предприятиях
Сергей Птичкин
26.11.2010
А все-таки мы на ходу

Кажется невероятным, но в нашей стране не только воруют бюджетные деньги, грабят на улицах случайных прохожих и убивают конкурентов по бизнесу, но и занимаются созидательным трудом. Просто о тех, кто созидает, создает материальные ценности, кто строит реальную экономику, рассказывать сейчас не модно. В информационном фаворе — бандиты, рэкетиры и казнокрады. Наверное, поэтому два очень знаковых для страны события, случившиеся друг за другом, прессой остались фактически не замеченными.

На Зеленодольском судостроительном заводе имени А.М. Горького в Татарстане было заложено скоростное судно проекта А145. Проект необычен почти во всем. Таких скоростных, маневренных и комфортабельных пассажирских судов, в которых реализованы самые передовые технологии, в России еще не строили. Спроектировали его в питерском «Агат дизайн бюро». В середине 1990-х годов это предприятие выделилось из крупнейшего отечественного оборонного кораблестроительного КБ.

Была поставлена задача: внедрить лучшие разработки оборонно-промышленного комплекса, естественно, уже рассекреченные, в гражданское судостроение. И с ней успешно справились.

В проекте А145 реализовано немало ноу-хау. В частности, наряду с судостроительными технологиями использовались те, которые ранее применялись только в авиастроении. Это позволило добиться уникальных скоростных и мореходных качеств. Многие вопросы, связанные со скоростным движением по воде, конструкторы решали не только при помощи профильных институтов, занимающихся морской тематикой, но и при активном сотрудничестве с ЦАГИ, более известном научными исследованиями в области авиации. Была оптимизирована геометрия корпуса, разработаны активные и пассивные средства стабилизации и умерения качки. Созданы оригинальные водометные движители ВД-525М, которые эффективно интегрируются с корпусом и средствами, повышающими мореходность судна. Они обеспечат скорость почти в 70 км/час и уникальную маневренность — судно будет способно разворачиваться почти на месте. Рабочие чертежи движителя уже переданы на Зеленодольский завод им. А.М. Горького, где они будут изготавливаться не только для проекта А145, но и для других современных судов.

На теплоходе применена современная гидродинамическая схема с автоматически управляемыми интерцепторами и водометными движителями без выступающих за корпус судна частей. Проект А145 имеет корпус с двумя так называемыми продольными скулами, что позволило уменьшить ширину судна по днищу. Соответственно, уменьшились вертикальные перегрузки при движении на волнении. Пассажиры нового теплохода будут одинаково комфортно чувствовать себя как при движении по спокойной воде, так и по волнам.

Суда проекта А145 предназначены для перевозок пассажиров по прибрежным морским путям на линиях протяженностью до 200 миль. Водоизмещение – около 80 тонн, дедвейт – около 16 тонн, скорость – не менее 40 узлов, пассажировместимость – 150 человек. Автономность плавания с учетом запасов продовольствия и питьевой воды для пассажиров — сутки. Вполне возможно, что скоростные теплоходы этого проекта будут обслуживать участников и гостей международной Универсиады в Казани и Олимпиады в Сочи.

Зеленодольский судостроительный завод неслучайно выбран для реализации в металле проекта А145. На сегодняшний день он, можно сказать, мировой лидер по строительству скоростных судов класса «река-море».

Выстояв в самые кризисные годы, зеленодольцы не только сохранили свой потенциал, но и приумножили его, что позволило начать новый этап гражданского судостроения с широким использованием новейших технологий, ранее не применявшийся в отечественном производстве.

Официальная церемония закладки была приурочена к 115-летию завода. Еще в 1895-м, по решению Министерства путей сообщения Казанского Округа в удобном Паратском затоне были основаны судоремонтные мастерские, которые со временем выросли в крупнейшее судостроительное предприятие на Волге. В 1943-м за успехи по выпуску боевой техники и боеприпасов завод наградили Переходящим Красным Знаменем Государственного Комитета Обороны, а в 1966-м - орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в создании и производстве новой техники.

За годы своего существования заводом построено около полутора тысяч военных и гражданских судов для ВМФ СССР и России, а также Германии, Югославии, Ливии, Египта, Сирии, Китая, Вьетнама, Кубы, Алжира. Среди них - уникальные боевые корабли на воздушной подушке «Бора» и «Самум», флагман Каспийской флотилии ракетный фрегат «Татарстан», скоростные теплоходы «Метеор», «Линда», катер «Терьер» и другие, а также разные модификации рабочих судов - баржи, танкеры, сухогрузы. Закладкой проекта А145 открывается новая страница не только зеленодольского завода, но и всего пассажирского судостроения России. Стоит повторить — такого уровня пассажирских теплоходов «река-море» у нас еще не строили.

Не менее знаковое событие случилось в небольшом городке Навашино в Нижегородской области. Там со стапелей Окской судоверфи спустили на воду сухогруз проекта РСД-44 - «Капитан Рузманкин». Когда-то самоходные речные грузовички серии «Волга-Дон», которые как раз и строили в Навашино, сотнями бороздили практически все реки, крупные озера и прибрежные акватории морей Советского Союза. Роль их в экономической жизни страны была неоценима. Однако в середине восьмидесятых годов прошлого века строительство серии, как морально устаревшей, было прекращено, а запустить новый проект не успели.

Между тем речной торговый флот — один из самых удобных и эффективных. И во всем мире он развивается очень динамично. России же потребовалось четверть века, чтобы найти силы и возможности для начала воссоздания речного флота грузовых судов.

Проще и даже дешевле было бы, наверное, закупать сухогрузы за границей. Но в данном случае был проявлен редчайший для страны патриотизм.

Объединенная судостроительная корпорация, существование которой у многих ассоциируется только с боевым кораблестроением, разработала целую стратегию развития речного флота России на базе российского же производства.

Заказчиком первых десяти сухогрузов нового поколения серии РСД-44 выступило Волжское пароходство. Сам теплоход спроектировали в Одессе, в «Морском инженерном бюро». По всем основным характеристикам это судно — одно из лучших в Европе. На нем установлены экономичные и экологически чистые двигатели. Водометные движители позволяют разворачиваться на месте. Высота борта - на 8 метров ниже, чем у серии «Волга-Дон» - позволяет проходить почти под любыми речными мостами. Экипаж теплохода состоит всего из девяти человек, при этом у каждого — отдельная каюта со всеми удобствами и системой кондиционирования.

Финансирование проекта осуществляется по лизинговой схеме государственной поддержки отечественного судостроения, что тоже для отечественной экономики — большая редкость. Удивительно, но деньги не разворовываются, а вкладываются в производство и овеществляются в металле.

И совершенно необычно для нынешних либерально-расхристанных времен то, что всю серию речных сухогрузов решено назвать именами капитанов речных судов, погибших во время битвы за Сталинград.

Первый — «Капитан Рузманкин». Петр Федорович Рузманкин, командовавший речным буксиром, который тащил баржу с боеприпасами для защитников города, погиб в 1942-м во время бомбардировки немецкими самолетами. Однако династия речников не прервалась — ее продолжили дети и внуки капитана-героя. Крестной матерью нового сухогруза стала правнучка Петра Рузманкина — Ирина, которая служит сегодня милиции в одном из городов Нижегородской области. Ей было поручено по традиции разбить бутылку с шампанским о борт судна, после чего «Капитан Рузманкин» под салютный фейерверк вошел в воды Оки. На очереди - «Капитан Загрядцев», сборка корпуса которого практически завершена.

Все говорит о том, что речной флот России преобразится на глазах. Основой его станут пассажирские и грузовые отечественные суда совершенно новых технических поколений и самых современных архитектурных форм. Строительство их начинается практически на всех верфях нашей страны.

А на 30 ноября в Северодвинске запланирован спуск на воду нового ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Александр Невский».

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.