Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Не рано ли пить «Боржоми»?

Не рано ли пить «Боржоми»?

Грузия подтвердила, что не намерена восстанавливать дипломатические отношения с Россией
Валерий Панов
15.04.2013
Не рано ли пить «Боржоми»?

Грузинская минеральная вода «Боржоми» в ближайшее время вернется в российские магазины. Эту «радостную» весть сообщили 11 апреля российские и грузинские СМИ со ссылкой на главу Роспотребнадзора Геннадия Онищенко. Ранее Роспотребнадзор разрешил вернуть в РФ продукцию нескольких грузинских винных заводов. В Москве пообещали, что на полках магазинов появятся грузинские вина без фальсификации, однако предположили, что стоить они будут «немало». Представители «Боржоми» говорили «Газете.Ru», что поставлять воду в Россию будут по цене премиум-сегмента (дорогой цене).

А мне вспомнился 2006 год и заявления президента Михаила Саакашвили о том, что на мировом рынке грузинские вина затмят даже французские, а «Боржоми» составит конкуренцию минеральным водам известнейших брендов. Но, как и подавляющее большинство обещаний Саакашвили, если не все его обещания вообще, эти тоже остались пустым звуком.

Весной 2006 года, напомню, Г. Онищенко ввел запрет на импорт грузинских вин и минеральной воды, обосновав свое решение наличием повышенного содержания пестицидов в первом случае и несоответствием российским требованиям по качеству - во втором. Никакой иной грузинский товар за границей большим спросом не пользовался, да и, по правде говоря, других конкурентноспособных товаров Грузия просто-напросто не производила.

Но, оказалось, что ни грузинская «минералка», ни вина с коньяками никому в мире, кроме России, в таких объемах не нужны. В 2005 году на российском рынке реализовывалось более 90% поставок «Боржоми».

Всего компания производила тогда 11 млн литров «Боржоми». После российского запрета продажи компании «Боржоми» упали на 60%, до 6,3 млн литров. С потерей российского рынка и грузинские виноделы вынуждены были сократить экспорт более чем втрое - с 60 до 16 млн бутылок в год. Сейчас вина из Грузии идут в основном в Прибалтику, Чехию, Польшу и Белоруссию, а на Украине они занимают почти треть рынка импортного вина. Так что в 2006 году Грузия лишилась главной статьи своих экспортных (валютных) доходов.

Грузинская сторона назвала то решение политическим, хотя позже признала, что некоторые производители отправляли в Россию некачественное вино, которое не возьмут в Европе. За этим заявлением последовало закрытие семи грузинских винзаводов. Что касается воды «Боржоми», то она, по словам экспертов (в т.ч. российских), соответствовала стандартам, поэтому запрет вызвал у многих недоумение. Но удивляться, собственно говоря, было нечему. Россия приняла тогда действительно политическое решение, и запрет на ввоз в РФ грузинских вин и минеральной воды вполне можно расценивать как экономические санкции. В практике международных отношений США и европейские страны давно используют экономику в качестве действенного инструмента внешней политики. У России тогда были все основания применить именно этот инструмент.

Вспомним, министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили 1 мая 2006 года заявил, что намерен встретить Новый 2007 год в столице Южной Осетии, и обещал уйти в отставку, если этого не произойдёт. Но… не ушёл.

В мае же 2006-го грузинские власти объявили «уголовными преступниками» российских миротворцев, прибывших в Южную Осетию в рамках проводившейся ротации, якобы - по причине нарушения ими визового и пограничного режима. Южноосетинские власти в ответ на претензии Грузии пригрозили ввести визы для грузинских граждан, включая миротворцев. Ситуация обострилась 18 июля, когда парламент Грузии потребовал вывести либо «легализовать» миротворцев. Стоит, видимо, напомнить и о некоторых других деталях того периода, предшествующего военному конфликту в Южной Осетии в 2008 году.

По сообщению некоторых российских источников, в Грузии существовал план под кодовым названием «Бросок тигра», который предполагал при поддержке США и ОБСЕ принудить Россию вывести до 1 мая 2006 года своих миротворцев из Южной Осетии. Далее по этому плану следовало организовать несколько резонансных провокаций против населения грузинских анклавов на территории Южной Осетии. После чего под предлогом локализации района конфликта и обеспечения безопасности населения Грузии планировалось создать группировки грузинских войск на границе с Южной Осетией. Воинским частям и подразделениям силовых ведомств Грузии 6 мая предстояло с разных направлений блокировать границу с Российской Федерацией, захватить все крупные населенные пункты Южной Осетии, арестовать ее руководство, предать его суду и т.д. На операцию отводилось всего семь суток.

В интервью агентству «Рейтер» бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили позже подтвердил, что «…в 2005 году мы разработали военные планы по захвату как Абхазии, так и Южной Осетии. План изначально предусматривал двойную операцию вторжения в Южную Осетию, взятие под контроль Рокского туннеля и Джавы». Он также рассказал, что «когда мы встретились с Джорджем Бушем в мае 2005 года, нам прямо заявили: не пытайтесь вступить в военную конфронтацию. Мы вам не сможем оказать военную помощь».

Сегодня только очень наивный человек может думать, будто о планах грузинской вооруженной экспансии не было известно в России. Экономические санкции 2006 года стали превентивной мерой защиты российских политико-экономических интересов в преддверии вооруженной агрессии. И мерой – вынужденной.

Грузия не решилась тогда напасть на Южную Осетию. Она сделала это позже, и после «Броска тигра» на Южную Осетию в августе 2008 года Россия провела операцию по принуждению Грузии к миру, а затем признала независимость Южной Осетии и Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипотношения с Москвой.

Весь так называемый цивилизованный мир обвинил тогда Россию в агрессии против «маленькой, но гордой Грузии» (и обвиняет до сих пор). Наши либералы тоже включились в этот русофобский хор. Гарри Каспаров, например, заявил: «Ныне Москва достигает своих целей методами, проверенными в лабораториях Лубянки: с помощью провокаций, играя на чувствах людей, пользуясь неопределённостью политических конструкций». Известный правозащитник и член партии «Яблоко» Сергей Ковалев говорил, что под предлогом защиты российских граждан Россия начала агрессию против Грузии. Он призвал исключить Россию из «большой восьмёрки», ввести антироссийские санкции на уровне ООН, ОБСЕ и ПАСЕ. Елена Боннэр призвала ООН срочно прекратить миротворческий мандат России и ввести в зону конфликта свои миротворческие силы. Бывший советник президента России Андрей Илларионов в интервью радио «Свобода» сказал, что «российские войска - в нарушение базовых норм международного права, Устава ООН, собственной Конституции, Концепции внешней безопасности - пересекли государственную границу России и Грузии, заняли значительную территорию и продолжают ее занимать». Бывший председатель правительства России Михаил Касьянов в Страсбурге поддержал идею проведения международного расследования действий России против Грузии, заявив, в частности: «Агрессия, которую развязали власти России против Грузии, должна получить международное осуждение. Я поддерживаю создание международной комиссии по этому вопросу».

Фамилии этих оппозиционеров и по сей день на антироссийском слуху, позиция их осталась неизменной, потому приходится напоминать им и иже с ними, что Евросоюз создал Международную комиссию по расследованию обстоятельств войны на Южном Кавказе только в декабре 2008 года. Между тем, на английской страницеМСВС (Мировой Социалистический Веб Сайт) еще 16 августа 2008 года появилась весьма любопытная публикация с названием «Газета «New York Times»скрывает роль США в грузинском кризисе». Авторы Алекс Лантье и Бэрри Грей делают выводы, которые и по сей день сохраняют актуальность и находят свое подтверждение. Вот только некоторые из них:

«Утверждение, согласно которому Саакашвили действовал без какого-либо предварительного информирования и одобрения со стороны США, выглядит совершенно неправдоподобным».

«Грузинское правительство полностью зависит от Вашингтона — политически и экономически, а также в военном отношении. Оно является креатурой Вашингтона, оказавшись у власти в результате организованной Соединенными Штатами «революции роз» в конце 2003 года. Когда Райс была в Тбилиси, за месяц до атаки на Южную Осетию, начавшуюся 7 августа, приготовления к нападению уже давно велись. Грузинская армия фактически управляется американцами»; «США укрепляли грузинский режим, рассматривая его в качестве важнейшего союзника на Кавказе и действуя в рамках стратегии выдавливания России из ее прежней сферы интересов в Восточной Европе и Центральной Азии. Грузия обладает особенно важным стратегическим значением, потому что является страной, по территории которой проходят нескольких нефтяных и газовых трубопроводов».

Международная комиссия ЕС под руководством экс-представителя ООН в Грузии Хайди Тальявини опубликовала итоговый доклад 30 сентября 2009 года. В нем отмечалось, что первоначальный ответ России на нападение грузинских войск на Цхинвали был оправдан целями защиты, однако, по мнению комиссии, последующие действия российских войск были чрезмерными. Один из главных тезисов доклада утверждал: «Не приходится сомневаться в том, что Россия имела право отразить нападение на своих миротворцев средствами, пропорциональными угрозе. Таким образом, на первом этапе конфликта применение Россией силы в целях обороны следует признать законным».

Однако грузинское руководство упорно пыталось представить агрессором Россию. Понадобились почти пять лет и перемены во власти, прежде чем Грузия признала свою «неадекватность» во время войны 2008 года. Такое мнение высказал недавно премьер-министр Бидзина Иванишвили на встрече с руководителями ведущих грузинским СМИ.

«Я считаю, что наша власть во главе с президентом (Михаилом Саакашвили) поступила в той ситуации неадекватно, начав военные действия до того, как Россия пересекла границы (Грузии)», - сказал он. Если бы не было войны, не было бы и оккупированных территорий, отметил грузинский премьер. «У нас есть очень большое желание урегулировать отношения с Россией, для этого есть очень простые механизмы, которые не нанесут вреда нашей стране», - говорил он. Урегулирование, подчеркнул Б. Иванишвили, вызывает возмущение со стороны прежней власти, однако оно состоится. Что же касается «потерянных» территорий, то, по его словам, «они будут возвращены шаг за шагом».

«Эта большая провокация была спланирована вашим главнокомандующим и вами. Об этом сказано и в заявлении Тальявини. Признают это американцы и все европейцы. Эти процессы могли не случиться, если бы у нас было нормальное руководство», – заявил на встрече в парламенте в Кутаиси с оппозиционными фракциями Иванишвили. При этом он подтвердил заявления представителей оппозиции, что Россия в течение нескольких последних лет готовилась к военному вторжению в Грузию. «Более того, Россия не годами, а веками имела желание перейти через Кавказский хребет. Но то, что России не удавалось веками, ваш лидер (Саакашвили – Д.Щ.) своими провокациями дал повод России для осуществления давней мечты, и реально сегодня мы имеем оккупированные наши территории», – сказал Иванишвили.

Сегодня министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе подтверждает, что дипломатические отношения между странами будут восстановлены лишь после вывода российских войск с «оккупированных территорий» - Абхазии и Южной Осетии. «Большей цели у Грузии нет», - отмечает глава внешнеполитического ведомства.

Это по всему и видно. На очередном раунде Женевских дискуссий 26–27 марта Грузия оказалась не готова к экспертному рассмотрению проекта заявления о неприменении силы, сообщила пресс-служба МИД России, комментируя итоги 23-го раунда. В нем традиционно приняли участие представители трех государств региона - Абхазии, Грузии и Южной Осетии, а также Российской Федерации, США, Евросоюза, ООН и ОБСЕ. Представители нового правительства Грузии не раз заявляли, что одним из главных приоритетов внешней политики страны станет нормализация отношений с Россией, но между словами и делами дистанция огромного размера.

В связи, например, с решением президента России Владимира Путина о внезапном начале широкомасштабных учений российских военных подразделений в регионе Черного моря МИД Грузии не только выразил «глубокую озабоченность», но и заявил, что «Грузия возмущена внезапными и провокационными действиями российских военных подразделений». Действия России, решило внешнеполитическое ведомство Грузии, «противоречат интересам стабильности» в Европе. В связи с этим министерство иностранных дел призывает международное содружество «приложить больше усилий для того, чтобы обеспечить выполнение Россией соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года». Такая вот нормализация отношений с Россией по-грузински. Видимо, столь высокая цель определяет и устремления Грузии в НАТО.

Недавно госминистр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Грузии Алекси Петриашвили встретился с вице-президентом Атлантического совета США Деймоном Вилсоном. Стороны обсудили перспективы интеграции Грузии в НАТО, планы будущего сотрудничества, вопросы, связанные с безопасностью и демократическими процессами. При этом Вилсон еще раз подтвердил поддержку Атлантического совета и выразил готовность продолжить сотрудничество с Грузией. «Министр и я говорили о будущем Грузии, о перспективе евроинтеграции. Я рад, что вижу прогресс, которого достигла Грузия в результате консультаций с альянсом, и что она развивает национальную годовую программу. Я оптимистично смотрю на отношения между Грузией и НАТО», - сказал Вилсон.

Еще на Бухарестской встрече в апреле 2008 года главы государств и правительств стран-членов НАТО пришли к соглашению о подготовке Грузии к вступлению в члены альянса, что было подтверждено на встречах в верхах - в 2009 году в Страсбурге-Келе и в 2010 году в Лиссабоне. В целях содействия Грузии в реализации её евроатлантических устремлений была создана специальная структура - Комиссия НАТО-Грузия. Одной из площадок политического диалога и практического сотрудничества по вопросам демократической, институциональной и военной реформ, которые предстояло осуществить Грузии на пути в Североатлантический блок, стал информационный центр НАТО, созданный в соответствии с указом президента Грузии.

По мере сближения Грузии с западными структурами и продвижением ее не только в НАТО, но и в Европейский Союз, информационный центр НАТО трансформировался в информационный центр НАТО и Евросоюза.

Руководитель данного центра Елена Гоцадзе 28 марта представила план действий на 2013 год, в котором главный акцент сделан на сближении с западными структурами и общественностью. На презентации, как сообщает пресс-служба министерства обороны Грузии, присутствовали министр обороны Ираклий Аласания, госминистр по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры Алекси Петриашвили, а также представители аккредитованного в Грузии дипкорпуса, являющегося, по словам Гоцадзе, «нашей целевой аудиторией и партнером». По оценкам послов ряда европейских стран, содержание плана «в полной мере свидетельствует об искренней заинтересованности руководства страны в ускорении процесса интеграции Грузии в европейские и евроатлантические структуры».

Безусловно, эта оценка также соответствует действительности. На днях командующий силами НАТО в Европе адмирал Джеймс Ставридис, который находился с официальным визитом в Тбилиси, встретился с министром обороны Грузии Ираклием Аласания. По сообщению пресс-службы минобороны Грузии, стороны обсудили военное сотрудничество, перспективы интеграции Грузии в НАТО, реформы, проводимые Грузией в сфере обороны, а также участие Грузии в международных миссиях. Разумеется, Грузия вправе сама решать, куда ей вступать, а куда – нет. И если бы ее решения не задевали интересы России, то и говорить об этом не стоило. Но вот какое любопытное заявление сделал адмирал во время своего вояжа в Грузию: «Мы, представители НАТО, приветствуем стремление Грузии в евроатлантические структуры и тот прогресс, которого она достигла на этом пути… Грузия должна быть уверена, что НАТО поддерживает территориальную целостность и суверенитет страны. Несомненно, что Грузия останется главным партнером НАТО…» Не следует ли слова высокопоставленного натовского военного рассматривать как подталкивание Грузии к аннексии Абхазии и Южной Осетии?

Американское издание «World Politics Review» писало недавно: «…евроатлантические устремления этой страны по-прежнему лежат в основе ее внешнеполитической деятельности. И хотя отношения с Россией в целом ряде немаловажных областей заметно улучшились, они по-прежнему крепко-накрепко привязаны к грузинским геополитическим интересам… На самом деле, новое правительство Грузии с удвоенной энергией взялось за улучшение отношений с Западом». И, безусловно, ни одно событие, происшедшее и происходящее в Грузии, ни одно высказывание, действие грузинских политиков не обходятся без санкции Запада, прежде всего – США.

Даже перемены во власти в Грузии не произошли бы без разрешения США. Наверняка, получило американское «добро» и возвращение на российский рынок грузинских вин и минеральной воды. Просто не могло не получить, даже только с финансово-экономической точки зрения.

Компания IDS «Borjomi» пытались продать с 2011 года. Интерес к ней проявили «Nestlé» и «Coca Cola», но компаниям так и не удалось договориться о продаже. В конце 2012 года транснациональная «Альфа Групп» объявила о приобретении контрольного пакета IDS. Оценка бизнеса в рамках сделки составила около 500 млн. долл. Интересная деталь: IDS «Borjomi» зарегистрирован в Голландии. Кроме «Salford Capital Partners» компанией владеют инвестфонд VDP и компания NWVF (Гибралтар), 97% которой принадлежат Березовскому (теперь его наследникам) и наследникам его друга Патаркацишвили (тоже покойного). В портфель брендов, дистрибуцией которых занимается компания, входят: «Святой источник», «Боржоми», «Эдельвейс», «Черноголовка» и другие.

Похожая картина наблюдается и в отношении вин. Грузинская винная компания «Телиани вели» получила от американской правительственной организации OPIC в виде второго транша финансирование в размере 2 млн. долл. Транзакция была осуществлена на основании 15-миллионного проекта, оформленного между сторонами в 2011 году. Как сообщает интернет-издание «Trend», из этой суммы долгосрочный кредит в размере 8 млн долл. выделит OPIC, а 7 млн долл. инвестирует сама грузинская компания. Первый транш проекта в размере 5 млн долл. был осуществлен в январе 2012 года и потрачен на строительство нового предприятия по производству шампанского и развитие виноградного хозяйства. Второй транш пойдет на развитие туристического направления компании, расширение производств вина и рост экспорта продукции в США. Добавим, что OPIC является крупнейшей американской правительственной организаций, которая находится в непосредственном подчинении конгресса и способствует развитию частного бизнеса с американским капиталом в разных странах мира. 25% компании «Телиани вели» принадлежит американскому фонду «Fire Birds».

Итак, в чей карман потекут российские рубли?

Притом что на первое января 2013 года общий долг Грузии составил 13,4 млрд долл., а самыми крупными кредиторами являются пять стран - Германия (341,260 млн долл.), Россия (106,341 млн), Япония (80,823 млн), Франция (52,885 млн) и США со «скромными» 32,139 млн. На фоне всего сказанного сам собой возникает вопрос: не рано ли России пить «Боржоми»? Обходились же без него целых шесть лет, и ничего - не страдали. Как и без грузинских вин.  

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.