Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 декабря 2019

У стен монастыря

В Подмосковье прошел фестиваль русской оперы
Нина Катаева
16.07.2018
У стен монастыря

Декорации в Принарском парке старинного Серпухова, как обычно, готовила сама природа – огромный зрительный зал под открытым небом. Ветерок, шелест листьев деревьев, плывущие серые тучи – на день премьеры оперы Рахманинова «Алеко» дождило...

Непогода ничуть не смутила цыган, «шумною толпой» появившихся на сцене: дождь – почему нет? В их таборе ко всему привычны. Разве что, прилечь у «изодранных шатров» не получится, сцена-то мокрая, зато какой яркий образ «кочевья» дан в этом бесконечном кружении молодых пар, внимательно вглядывающихся в лица зрителей. Костюмы – все эти шаровары, тюрбаны, палантины в голубовато-сиреневой гамме были великолепны. А главное – кругом воля!

Так начался очередной фестиваль «Русская опера у стен монастыря».

Опера «Алеко» действует на зрителей магически, потому что создана двумя молодыми гениями – Александром Пушкиным и Сергеем Рахманиновым.

На поэме «Цыганы» 23-летнего Пушкина лежит отпечаток его бурных кишиневских дней, когда он водил дружбу с табором, жил в нем, и, подобно Алеко (Александр!), оставив «неволю душных городов», переживал мировоззренческий кризис.

И жил, не признавая власти
Судьбы коварной и слепой;
Но боже! Как играли страсти
Его послушною душой!
С каким волнением кипели
В его измученной груди!
Давно ль, надолго ль усмирели?
Они проснутся: погоди!

Но в своем стремлении к свободе Алеко оказывается невероятным эгоистом, редкостным собственником, способным даже на двойное убийство. Сам стремясь к свободе, он не намерен мириться с проявлениями свободолюбивого духа Земфиры, и из-за ревности, убивает свою любовь и ее избранника. По концентрации страстей трудно найти другой литературный источник, близкий к «Цыганам». Музыку оперы «Алеко» написал 19-летний Сергей Рахманинов, это был его консервато́рский диплом.

Чайковский был так очарован оперой, вспоминают современники, что стоя, «высунувшись из ложи», аплодировал на премьере в Большом театре 27 апреля 1893 года.

Петр Ильич договорился с дирекцией Большого театра, чтобы «Алеко» давали в один вечер с его «Иолантой», но, к несчастью, 25 октября композитор скоропостижно скончался и «Алеко» вновь прозвучал в Большом только спустя 12 лет, под управлением автора.

– Наш спектакль – не просто опера о цыганской жизни, это рассказ о стремлении к свободе, которое держит нас всех на плаву, – сказал режиссер, заслуженный работник культуры Ростислав Протасов. – Мы рады показать оперу под открытым небом, на фоне прекрасных храмовых ансамблей. Для нас важно, чтобы она приблизилась к истокам, потому что в музыке Рахманинова, и это характерно для русской действительности, заложено много песнопений природы. Напомню также, что в этом сезоне отмечаем два юбилея – 125 лет со дня создания оперы и 145 лет со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова.

Главное в опере – история любви, которая никогда не стареет: как было 100 лет назад, так и сегодня. Любовь – самое важное в жизни людей, поэтому история Алеко и Земфиры заставляет сердца людей биться чаще. Опера короткая, но событий в ней происходит очень много. Музыка молодого композитора Рахманинова звучит со всей страстью и полной отдачей, выпукло показывая события, запечатленные Пушкиным в поэме «Цыганы». «Алеко» – яркий образец русской классической оперной школы, поэтому мне как режиссеру-постановщику, дирижеру Валерию Кирьянову и всей постановочной группе – хореографу Илоне Зинуровой, художнику по костюмам Валерию Кунгурову и другим было особенно интересно работать над этим спектаклем. Рахманинов – мой любимый композитор, в перспективе – постановки других его опер, в частности, «Франческо да Римини», так что я очень рад, что начинаем с «Алеко». Пушкин звучит удивительно современно: золотой век поэзии в сочетании с серебряным веком русской музыки – что может быть прекраснее? Эти кладовые наших запасов. Наши бриллианты и пытаемся возродить.

Опера идет без антракта, но дождь все же его устроил, но никто из зрителей, укрывшихся под зонтами, не ушел. Трагическую историю Алеко (Петр Морозов), Земфиры (Ольга Щеглова), молодого цыгана (Иван Волков), старых цыгана и цыганки (заслуженные артисты России Михаил Гужов и Лариса Костюк) – зрители просто не могли не дослушать до конца.

Спустя более чем полвека, к образу Алеко впрямую обратился еще один писатель.

Федор Достоевский в знаменитой пушкинской речи, произнесённой 8 (20) июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности, так истолковал смысл поэмы Пушкина «Цыганы»: «Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве», по народной правде, и народному разуму. Такой наказ, сделанный Алеко в конце XIX века, сближает его и с нашим временем.

Во втором отделении артисты «Геликона» дали гала-концерт.

Моей соседкой по «зрительному залу» оказалась завотделом выставочных проектов «Геликон-оперы» Анна Грибкова-Тхостова. Спасались от дождя под одним зонтиком. Она рассказала о том, что финал театрального сезона «Геликона» в этом году был построен на пушкинских операх.

– Поскольку в конце сезона в театральном фойе обычно устраиваем выставки, перекликающиеся с репертуаром, хотелось представить все пушкинские премьеры года: «Пиковую даму», «Мазепу», «Алеко», «Золотой петушок». Выставка должна была быть очень русской по духу, и мы с Дмитрием Александровичем Бертманом, нашим худруком, не сговариваясь, решили, что это должны быть работы художников из Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

Большую часть выставки составила сказочная акварельная живопись – в васнецовском духе – Натальи Беседновой. У акварели обычно формат небольшой, а у Натальи картины огромные, размером два метра на полтора, многослойная акварель – такое редко встречается. Также там были работы Алексея Попова и Вячеслава Желвакова. Выставку мы назвали пушкинской строкой – «Там русский дух», потому что русскую жизнь она отражала с разных сторон. Там была графика, посвященная Александру Невскому, Петру Великому, русскому флоту, там были натюрморты, наполненные опасными предметами, имеющими отношение к боевым действиям.

Опера «Алеко» была представлена двумя картинами Беседновой – «Старый воин» и «Старая цыганка». Они первыми встречали зрителей, поднимавшихся в парадное фойе театра, и получили массу хороших отзывлв, впрочем, как и на спектакль. Сотрудничество с академией продолжится: художников заинтересовали интерьеры «Геликон-оперы», расположенной в историческом дворце.

– Наша традиция устраивать выставки родилась не на пустом месте, – рассказала Анна Батразовна, – в нашем дворце, который был перестроен княгиней Евгенией Федоровной Шаховской-Глебовой-Стрешневой, с конца XIX века располагался Театр Сергея Ивановича Зимина, которого сравнивали с титанами Возрождения. Это был разносторонний, преданный искусству человек, который кроме того, что занимался оперным делом, собирал коллекцию произведений живописи и устраивал выставки для зрителей театра. Так что, мы назвали фойе-галерею его именем, и продолжаем его традицию уже более 20 лет.

Осталось сказать, что фестиваль «Русская опера у стен монастыря» организован под эгидой губернаторской программы «Наше Подмосковье» и по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия – это яркий образец плодотворного сотрудничества институтов культуры и церкви.

Фестиваль проходит в третий раз, и «Геликон-опера» с самого начала –постоянный партнер форума. За это время более 10 тысяч человек смогли посмотреть оперные спектакли «Борис Годунов» и «Царская невеста» в Коломне, Дмитрове, Серпухове.

Фестиваль в Серпухове открывали глава города Дмитрий Жариков, епископ Серпуховской, настоятель Высоцкого монастыря Роман и советник губернатора Московской области в ранге министра Нармин Ширалиева. Дмитрий Жариков поблагодарил коллектив «Геликон-оперы», патриархат, Минкульт и губернатора Подмосковья за то, что второй год подряд Серпухов выбирают основной площадкой для реализации важного социального проекта. Епископ Серпуховской Роман приветствовал собравшихся от имени управляющего Московской епархией, членов Священного синода, РПЦ, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, передал благословение Владыки и поблагодарил за воплощение культурных проектов, связанных с важными историческими событиями на Руси.

Серпухов-Москва

Фото Юлии Осадча

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Игорь Ботвинов [ горб ]
16.07.2018 19:26
Вот здесь русский дух ! Здесь Русью пахнет !

Эксклюзив
10.12.2019
Александр Чекалин
ФИП и издательством «Вече» представлена уникальная книжная серия.
Фоторепортаж
10.12.2019
В Государственном Историческом музее проходит выставка, посвященная праздникам и уличным развлечениям в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».