Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024

Тайна служения

Для нормального развития нам нужно не так уж много
Александр Самоваров
15.02.2006

У всякой власти есть тайна. Когда тайна исчезает, то гибнет и сама власть. И тут мало сказать, что король голый, надо, чтобы все это увидели. А человеческая природа такова, что мы поневоле наделяем тех, кто властвует над нами, некими сверхспособностями, даже если ненавидим этих людей и каждый день говорим, что они не способны управлять государством.

Всё дело в том, что мы не видим, каковы они на самом деле. Или видим их сквозь увеличительное стекло СМИ. И если среднего человека по-настоящему убедить, что "в верхах" сидят такие же, как он сам, то в эту же секунду этот человек испытает ужас. И не сказать, что все это идет только от наивности человеческой. К примеру, СССР в 1925 году – это кое-как восстановленные руины Российской империи, а через пятнадцать лет – сверхмощное государство. Гитлеру потребовалось всего пять лет, чтобы возродить мощь Германии. Рузвельт вывел США из глубочайшего кризиса за более короткий период, Дэн Сяопин за десять лет провел Китай от средневековой отсталости к невиданной силе.

Во всех этих случаях люди изначально не верили, что государство можно поднять из грязи и прозябания. То, что произошло, разве не чудо? Отсюда и идут истоки сакральной веры народа во власть.

Вот при Ельцине никакой сакральности не стало. Пьяный президент низвел власть до уровня шалмана. А при Путине она появилась вновь. Почему? Было ли это связано с великими свершениями? Отчасти, да. Для того государства, в котором мы все жили, изгнание Гусинского и Березовского – это уже свершение. Но главное заключалось в другом. Кто вы, мистер Путин? – задавали вопрос. И не было на него ответа, как нет для большинства и сейчас. За кого Путин? Неизвестно. И тайна породила подобие сакральности. А с нею появилась и надежда: может, поднимемся? Нет, не поднялись, топчемся на месте. Но надежда странным образом продолжает жить, ибо остается тайна.

Неопределенность по отношению к власти связанна не только с нашей эпохой. Таких периодов в истории было много. Классический пример – эпоха Брежнева. Не так давно были опубликованы отрывки из дневников историка Сергея Семанова, относящиеся к 1979 году. Он написал о том, что время, которое современникам казалось сонным царством, оказывается, было насыщенно политической борьбой и сильными страстями. Но народ их не видел, не знал о них, только глухие отзвуки долетали, и то не часто.

Для Семанова в 1979 году власть тайной не являлась, он ее видел изнутри, общался со многими представителями тогдашней элиты, и ничего, кроме презрения, большинство из них у него не вызывали. Спустя двадцать с лишним лет историк увидел другое: власть приобрела сакральную тайну; то, что тогда казалось глупостью, сейчас выглядит как верх могущества государства.

Возвращаясь к дням нынешним, мы можем сказать, что в современной России созрела жажда свершений. Это едва ли будет космос, или строительство огромных ГРЭС, но это должно быть то, что снова даст нам первенство в мире. Но нет почти нет никакой надежды, что люди, волею случая попавшие во власть, смогут дать нам шанс для исторического реванша.

Однако в истории бывает так: если есть общественные ожидания, то есть и потенциальные исполнители этих желаний. И возможно, что через некоторое время мы с ужасом оглянемся на день сегодняшний, на все эти бесконечные выяснения, нужно ли тратить стабилизационный фонд?

- Ё-моё! – воскликнут русские через двадцать лет, - и это были мы?

Воскликнут, если к власти вернется ее сакральная тайна, которая из источника небывалой слабости станет источником силы.

А сакральная тайна власти проста. Ее суть в яростном служении правителей своему народу, своей нации. Не было в истории великих политических лидеров, которые совершили великие дела без такого служения, если, конечно, само слово "служение" понимать правильно.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..