Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
"Пластическая операция" для Москвы

"Пластическая операция" для Москвы

Оппозиционные Лужкову архитекторы обсудили проблемы строительства в столице
Анна Щербина
21.08.2007

Точечная застройка изуродовала Москву до неузнаваемости. В центре города старинные особняки соседствуют со стеклянными многоэтажными офисными зданиями. Желание побыстрее заработать на строительстве в центре города разрушает все то, что создавалось столетиями. Власти Москвы торопятся тратить деньги, выделенные городом на строительство, не думая о том, что и где они строят. Не все архитекторы согласны с таким положением вещей. Недавно в Москве на теплоходе "Сильвер" прошла конференция оппозиционных Лужкову архитекторов.

Обсуждались самые разные вопросы - от предпроектной подготовки до правовых основ строительства. Говорили также о том, что для сохранения облика исторической части столицы необходимо комплексное строительство, о том, как сочетать несочетаемое и как примирить архитектурные эпохи и облагородить город. Собравшиеся на конференции специалисты согласились с тем, что необходимо уходить от точечной застройки (ориентация на один конкретный объект в конкретном месте без оглядки на окружение, например, не раз поминаемый недобрым словом памятник Петру I работы Зураба Церетели) и заниматься комплексным строительством.

Главный редактор журнала "Технический заказчик" и управляющий проектами строительно-эксплуатационной компании "Система А" Руслан Крещенко отметил, что "далеко не каждая проблема, которая возникает в процессе реализации проекта, известна и правильно воспринимается наверху, то есть, если внизу буря, то наверху - все спокойно. Все проблемы, которые возникают в процессе нашей работы – и консультантов, и архитекторов, и проектировщиков, и технических заказчиков, и костменеджеров, и чиновников государственных муниципальных организаций – все их нам предстоит решать самим".

Елена Григорьевна Никулина, руководитель мастерской № 20 ГУП Моспроект-2, занимается проблемами градостроительных исследований, визуально-ландшафтным анализом и вообще всей предпроектной деятельностью – историко-культурным сопровождением проекта. Она рассказала, как менялся подход к проектированию Москвы за последнее столетие, о том, что сейчас многие специалисты возвращаются к идеям, которые появились еще в конце 1980-х годов.

#comm#В то время архитекторам надоело типовое строительство и "тогда вдруг вспомнили, что от исторического города что-то осталось и к строительным программам подключили историков. Так появились комплексные проекты реконструкции кварталов. Возникло понятие преемственности и понимание контекста". #/comm#

Дальше жизнь развивалась бурно, появились деньги и их стали вкладывать в строительную деятельность, желание быстрой выгоды увело с пути комплексной застройки, каждый заказчик стал гнуть свою линию...

Теперь же архитекторы пытаются вернуть то время, когда проект осуществлялся не враз, когда учитывалось будущее расположение объекта, его "соседи", ландшафт, когда общий облик города имел значение. Сейчас уже многие проектные организации уговаривают заказчиков оглядеться и не "рубить с плеча": прежде чем строить новое здание на купленной земле, отреставрировать стоящее рядом и аккуратно "вписать" новый проект в уже имеющийся ландшафт. Так, мастерская № 20 уже в течении 5 лет разрабатывает проект "перестройки" комплекса "Красный Октябрь", сохраняя старое и грамотно добавляя новые элементы, чтобы сохранить "шоколадный дух" завода (у заказчиков удалось отстоять даже трубу). Никулина заметила, что очень важно, где возникает форма - "у каждого города есть своя специфика. Существует такое понятие, как историко-культурный потенциал и гений места. Если заказчику удается осуществить проект, который этот потенциал уловил – это большая удача". Однако все хорошее делается медленно и для осуществления грамотных проектов необходимо время, иногда и 5-10 лет мало, а не каждый готов так долго ждать "дивидендов".

Живя в высотках спальных районов, мы забываем, что архитектура – это искусство, и с каждой новой постройкой, "воткнутой" абы как, это становится все менее очевидно. Специалисты, принявшие участие в конференции, хотят напомнить, что архитектура всегда была одним из пластических видов искусства и именно с этой стороны нужно подходить к строительству новых зданий в Москве.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.