Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
"План Шарапова" для России

"План Шарапова" для России

Оказавшиеся у власти либералы ведут страну к катастрофе
Михаил Антонов
02.12.2005

Официальная Россия прошла мимо 150-летия со дня рождения выдающегося русского православного мыслителя, экономиста, публициста и общественного деятеля Сергея Фёдоровича Шарапова (1855-1911 гг.), который всю жизнь боролся против политики пренебрежения национальными интересами России, за утверждение русского строя жизни, основанного на православных ценностях.

Сергей Шарапов был один из немногих, кто понимал: Россия, ведомая либералами, оказавшимися близ кормила власти и подталкиваемая извне, стремительно несется к катастрофе. Его альтернативная национальная идея заключалась в том, что есть вполне мирный путь преобразования дворянско-буржуазной России в своего рода "народную монархию". При этом снимался вопрос о революции, которая неминуемо потребовала бы крови и разрушений.

Шарапов первым разгадал механизм финансового и экономического удушения России того времени, который впоследствии был применён к СССР, а затем к нынешней России Международным валютным фондом, Всемирным Банком, Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Если бы образованное общество нашей страны времён "перестройки" и "реформ" было знакомо с трудами Шарапова, либералам не удалось бы так просто увлечь страну пустыми обещаниями процветания.

Один из главных трудов Шарапова – статья "Основы русской денежной системы", позже вышедшая в виде книги "Бумажный рубль, его теория и практика", - проявление самобытной экономической мысли и самое глубокое сочинение про теории финансов того времени. Экономика должна быть основана на христианских началах и соответствовать законам нравственности.

Шарапов подверг критике западную политическую экономию и финансовую науку за бездуховность и пренебрежение нравственной стороной человеческой природы и хозяйственной деятельности. Он был первым, кто осознанно выступил против засилья "экономизма", этого главного врага экономики, и показал, что ни одно крупное народно-хозяйственное решение не является чисто экономическим, оно всегда учитывает политические, военные и нравственные факторы, а потому не может приниматься на основе лишь денежных расчётов.

…По мнению Шарапова, Россия с её самобытной хозяйственной системой и самодержавной властью оставалась единственной страной, которая могла бы не только вырваться из этой навязанной ей кабалы, но и показать остальному миру путь к развитию. Самодержавная власть получила бы возможность, удерживая в гармонии капитал, знания и труд, иметь такое богатство, что это позволило бы не только избавиться от внешних займов, но и отказаться от взимания налогов с населения. Общественно-политическую сущность предлагаемой системы Шарапов выразил фразой: "Капитализму, то есть господству капитала, здесь нет места, а потому нет места и его антитезе – социализму". Россия положила бы предел экспансии спекулятивного и ростовщического капитала; менялся бы "сам характер русского государственного строя, усиливая нравственную сторону бытия и доставляя возможность проведения свободной христианской политики".

Шарапов утверждал, что "для России уже наступил момент перехода от роли хлебного поставщика Европы к совершеннейшей экономической независимости", тогда как доктринёры в правящих сферах проводили политику превращения России в поставщика хлеба и сырья в интересах Запада; на деле означало низведение нашей страны до положения колонии.

Шарапов считал, что возможно в короткий срок поднять государство, не пользуясь внешними займами, а за счёт внутренних ресурсов.

Большинству современников Шарапова казалось, что переход России на золотую валюту при министре финансов Витте – это правильный шаг, свидетельствовавший о крепости российской экономики. Шарапов же показал, что самая замечательная золотая мировая валюта может обогащать одну страну и разорять другую. Страна с сильной экономикой заинтересована в экспансии своей валюты, в проникновении в страну с экономикой слабой.

Тем временем в Россию пошёл иностранный капитал. Среднегодовые темпы роста экономики в России на протяжении 25 лет были самыми высокими в мире. Развивались не только сырьевые отрасли, но и передовые: химия, электротехника, машиностроение, авиастроение. Но это было типичное экономическое развитие колонии. Переход России на золотую валюту повлёк за собой в целом такие же последствия, что и переход ельцинской России под управление Международного валютного фонда. Ту роль, какую в начале ХХ века сыграло золото, ныне играет доллар. И лишь Шарапов вскрыл этот механизм и выработал способы защиты национальных интересов, программу спасения.

В области экономики она предусматривала восстановление традиционной валюты – серебряного рубля и установление его курса в соответствии с состоянием народного хозяйства; введение государственной монополии на добычу и экспорт таких полезных ископаемых, как нефть, ртуть, марганец и платину; создание специального органа, впоследствии известного как Госплан. Тем самым были бы созданы предпосылки для выработки закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, что стало позднее крупнейшим теоретическим достижением.

В области сельского хозяйства Шарапов предложил его перестройку на началах, разработанных им в своём имении. Чтобы уничтожить противоположность интересов помещика и крестьян, Шарапов организовал своего рода кооператив или "колхоз во главе с помещиком", что позволило повысить культуру земледелия и перейти к интенсивному хозяйствованию с применением правильных севооборотов и искусственных удобрений. Это и был, по его представлениям, русский путь в действии.

В социальной области Шарапов предложил сделать церковный приход основной административной единицей и единицей местного самоуправления.

Для популяризации своих взглядов Шарапов создал особый жанр "политических фантазий", в которых показывал, как он, будь в его руках государственная власть, действовал бы в критических ситуациях.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..