Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 ноября 2019
Не счесть алмазов...

Не счесть алмазов...

Российское Нечерноземье имеет реальный шанс на возрождение
Алексей Балиев
10.10.2012
Не счесть алмазов...

В ходе состоявшегося недавно в Москве инвестиционного форума Архангельской области ее губернатор Игорь Орлов заявил, что многие экономические проекты советского периода и сегодня актуальны. Среди них он назвал межрегиональную железную дорогу БЕЛКОМУР, освоение месторождений алмазов и планируемое в ближайшие годы - бокситов, титановых руд. А также ряд других проектов, в том числе по развитию комплексной переработки рыбного сырья, которая фактически остановилась еще в середине 1970-х годов.

Схожие проекты востребованы и в других областях Российского Нечерноземья. Здесь тоже были разведаны и доказаны запасы разнообразных природных ресурсов – от алмазов, золота и редких металлов до нефти, угля, марганца.

Программы комплексного социально-экономического развития этого региона правительство СССР утвердило еще в конце 1940-х – первой половине 1950-х гг. Они включали в себя, прежде всего, создание внутри– и межрегиональных транспортных артерий, портов, освоение ресурсов местного сырья и его переработку на месте, развитие традиционных сельхозотраслей и т.п. В Псковской области предусматривалась, например, организация добычи и переработки алмазов и урана, в Костромской, Вологодской и Новгородской - добыча нефти, бокситов, редких металлов, другого ценного сырья с их переработкой, а также - развитие льноводства и льнопереработки, лесоперерабатывающих и пищевых отраслей.

К слову, в российском Нечерноземье, включая Архангельскую область и Коми АССР, на базе целебных минеральных вод и грязей развивалась и курортно-лечебная сфера. Только за 1947-1954 гг. было создано свыше 30 санаториев и пансионатов. А в последующие 35 лет – всего 20…

Но в середине 1950-х годов центральные власти навязали этим территориям политику неперспективности освоения ресурсов и переработки их на местах.

Производите, дескать, сырье, а из него в других регионах страны или за рубежом вам сделают и доставят готовую продукцию. «Целина» и подобные ей хрущевские «новации» были объявлены главными направлениями экономической политики того периода. В результате было сорвано промышленное развитие российского Нечерноземья, а его области стали всё в большей степени зависеть от дотаций из центра. Им приходилось ввозить самые разные товары вплоть до сливочного масла и мясных консервов.

Эти области по сей день остаются дотационными и почти на 100% зависят от ввоза нефти, нефтепродуктов, природного газа, продуктов переработки металлургического, химического, текстильного, лесного, сельхозсырья. В том числе - от сырья, производимого здесь же, но отправляемого на переработку зачастую за тридевять российских земель, а то и как, например, лён, древесина, ягоды, грибы, лекарственные травы, - на экспорт.

Лишь в последние годы усилиями администраций и бизнеса советские проекты и программы возвращаются из небытия и поэтапно реализуются.

Губернатор Архангельской области пояснил автору этих строк, что «пора построить магистраль БЕЛКОМУР (примерно 1000 км: Архангельская область– Коми–Пермский край-Средний Урал. - А. Б.), которая по кратчайшему маршруту соединит Северо-Запад России и всего бывшего СССР с Транссибом и азиатскими странами». Кроме того, «остается актуальным проект железной дороги Архангельск-порт Мезень (около 300 км), отменный в марте 1953 года». Комплексное освоение разнообразных сырьевых ресурсов области и их глубокая переработка на месте, в том числе алмазов, по мнению Игоря Орлова, – тоже приоритетные направления региональной экономической политики. В самом деле, алмазосодержащее сырье в этом регионе было разведано еще в конце 1940-х, но его доразведка и добыча в 1954 году была «перенесена» на неопределенный срок. Та же участь постигла начавшееся развитие цветной металлургии и лесохимической отрасли. Были «отодвинуты на перспективу» проекты глубокой переработки разнообразных рыборесурсов, которыми область изобилует и сегодня.

Что касается магистрали БЕЛКОМУР, то ее намечали строить еще до Первой мировой войны. Затем - в 1930-х, начале 1950-х, в середине и в конце 1960-х. Но всё больший уровень зависимости страны от экспорта сырья с конца 1950-х годов, особенно нефтегазового, не позволял вкладываться в долгосрочные и, соответственно, высоко затратные проекты. Теперь с помощью государства и бизнеса эту железную артерию планируют построить в 2013-2016 годах. Дорога по кратчайшему пути соединит Северо-Запад бывшего СССР с Поволжьем, Уралом и Транссибом. Она, кроме того, позволит освоить колоссальные запасы топливного, металлургического, химического, лесного сырья, а также месторождения драгоценных и полудрагоценных металлов в очень обширном регионе.

В конце марта 1953 года была директивно «законсервирована» и железная дорога Архангельск–порт Мезень.

Теперь и этот проект востребован в связи с развитием не только алмазной отрасли, но и портового хозяйства в примыкающем регионе.

Схожие планы намечаются и в других нечерноземных областях. Так, в 2012-2014 гг. в Новгородской области планируется доразведать и начать разработку запасов металлургического и энергосырья, в Псковской – ювелирного и химического сырья. Если такого рода планы удастся реализовать, то российское Нечерноземье получит вполне реальный шанс для возрождения.

Скажу больше: если бы в свое время все проекты были реализованы, то еще тогда произошла бы индустриализация российского Нечерноземья. И СССР, и Россия, наверняка, не имели бы многих социально-экономических проблем, начало которым было положено в середине 1950-х. И в качестве эпилога предлагаю ознакомиться с решением послесталинского руководства СССР о прекращении транспортного и промышленного развития во многих регионах, подчеркиваю, именно - России.

«Постановление Совета Министров СССР «Об изменении строительной программы 1953 года»

Cовершенно секретно

21.03. 1953 г., N 149

Учитывая, что строительство ряда гидротехнических сооружений, железных, шоссейных дорог и предприятий, предусмотренное ранее принятыми постановлениями Правительства, не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства (хотя те же проекты востребованы и сегодня… - А.Б.), Совет Министров СССР постановляет:

1. Прекратить строительство следующих объектов:

…Волго-Балтийский водный путь (параллельная «нитка». - А.Б.); гидроузлы на Нижнем Дону; Усть-Донецкий порт (Ростовская область. - А.Б.); железная дорога Чум—Салехард—Игарка, судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки; …тоннельный переход под Татарским проливом (Сахалин-Хабаровский край. - А.Б.); … железная дорога Архангельск—Ручьи—Мезень; железная дорога Красноярск—Енисейск; железная дорога Петропавловск-на-Камчатке—Усть-Большерецк; автомобильная дорога Усть-Большерецк—Озеровский рыбкомбинат (Камчатка. - А.Б.); автомобильных дороги на Кольском полуострове, в Архангельской, Мурманской областях и на побережье Балтийского моря (именно в Калининградской области РСФСР, но не в прибалтийских республиках… - А.Б.);

…в) промышленные предприятия: Кировский химический завод; Черногорский завод искусственного жидкого топлива; Араличевский завод искусственного жидкого топлива; верфь металлического судостроения в Осетрово.

2... а) в двухнедельный срок разработать и представить в Совет Министров СССР мероприятия по проведению консервации или ликвидации указанных строительств и сметы расходов на эту цель; …Госплану СССР - снять фонды на металл, топливо, строительные материалы, оборудование и другие фонды, выделенные на 1953 год для объектов, прекращенных строительством.

Г.М.Маленков»

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 16 найденных.
Анатолий Овчаренко
04.01.2014 23:33
Все транспортные линии при их воплощении в жизнь,которые ранее планировалось еще строить в СССР,считаю надо привязать к моему проекту НОРД-ЭКСПРЕСС.сОГЛАСНО ЭТОГО ПРОЕКТА Я ПРЕДЛАГАЮ ПОСТРОИТЬ ТРАНСПОРТНОЕ КОЛЬЦО В ЗОНЕ 70 СЕВЕРНОЙ ШИРОТЫ.
сергей
27.11.2013 13:39
Советскую власть на места и в кремль,работа предстоит огромная, кто не с нами, тот против нас.
Татьяна
28.03.2013 23:57
Да Опричник, ты прав на все 100%.
опричник
08.12.2012 21:13
Методично убивают нечерноземье, убивают народ, убивают страну. Пока не выявим этих убийц, - бесполезно что либо возрождать. Русская нация должна стать правосубъектом отношений в этом государстве (как татары или якуты) пока мы объект (скот или раб) восторги о необходимости возраждения выглядят дико. Сегодня любой балбес с пафосом говорит: "Это наша земля. Это наша страна. Это наши интересы (богатства) и т.д. У кого из вас есть хотя бы по 100 га земли? Позорище, голожопая нищета рассуждает о "наших" богатствах, о нашем правительстве, о нашей стране. Кому всё это нужно строить развивать и осваивать? На одной из забастовок Ходорковский просто сказал: "Все не желающие работать (за нищенские крохи) пишите заявление. Через 3 недели я завезу два эшелона китайцев". На следующий день всё стадо вышло на работу, они знали себе цену и цену слова хозяина. Как он сказал, так он и сделает. Кто нам в России хозяин? Почему у русского нет даже статуса нации? Нет гимна, флага, национального лидера, правительства, земли, ничего своего нет. У любого дагестанца или тувинца всё это есть. Русские в России - белые рабы ничего не имеющие. Нам плюют в лицо, - "Россия не для русских". Для кого же всё это?


дедд
21.10.2012 22:59
БЕЛКЛМУР если и будет построен, то не для развития, а для вывоза.
посетитель
13.10.2012 16:39
НОВЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Административно-территориальное деление железных дорог
(Опубликовано в газете “География”. 1999)
...
В 1992—1999 гг. велось строительство первой негосударственной дороги Кочкома—Ледмозеро длиной 126 км, которая соединит напрямую линии Мурманск—Санкт-Петербург (участок Беломорск—Петрозаводск) с Западно-Карельской дорогой (Суоярви—Юшкозеро) и линией Ледмозеро—Костомукша—Кивиярви—Вартиус (Финляндия). Эта дорога будет обслуживать не только АО “Карельский окатыш” (быв. Костомукшский ГОК), но и явится первым участком будущей магистрали Белкомур. Первый 22-километровый участок новой дороги был введен в строй в декабре 1994 г., а вся дорога еще не открыта.
В 1995 г. была создана межрегиональная компания Белкомур (Белое море—Коми—Урал), целью которой стали составление проекта и строительство экспортной железной дороги длиной 1200 км с Урала через территорию Коми в порты Белого и Балтийского морей. Дорога должна пройти из Перми (ст. Григорьевская) через Кудымкар на Черную и Сыктывкар (570 км). Далее будут использованы уже существующие участки Сыктывкар—Микунь—Вендинга (на территории Республики Коми) и Каропогоры—Архангельск (Архангельская обл.), которые подлежат полной реконструкции. В состав этой магистрали войдут также действующие участки Архангельск—Обозерская—Беломорск—Кочкома и строящаяся линия Кочкома—Ледмозеро и далее линия Ледмозеро—Костомукша—Финляндия. Таким образом, будет сформирован сухопутный выход из промышленно развитого Урала и богатой сырьевыми ресурсами Республики Коми в порты Белого моря и Ботнического залива. Строительство первого участка Вендинга—Карпогоры длиной 230 км началось в январе 1999 г.
...
Конец цитаты.
Таким образом, Белкомур предназначен в первую очередь для формирования сухопутного выхода сырьевых ресурсов на экспорт в Европу. Аналогично, БАМ-2, строящийся на противоположном конце России, будет занят экспортом в Азию. Все на продажу. О строительстве перерабатывающих производств пока никто не заикается.
И.Якут
12.10.2012 12:04
Нечерноземье вымирает, причем стремительно. Но еще быстрее процесс идет, пожалуй, в Сибири и на Дальнем Востоке. Россия скукоживается вокруг Москвы, за которой образуется пустыня с отдельными островками, оазисами цивилизации. И в нынешней системе координат ничего принципиально не изменить, какие бы красивые слова фантазеры не использовали. Сколько можно дурить себя и других?
Анатолий Овчаренко
11.10.2012 18:55
У нас столько миллиардеров и миллионеров,что все ранние планы СССР претворит в жизнь нет никаких трудностейВсе эти обьекты на достройку передать поштучно каждому.Будут возражать можно подумать о судьбе каждого иначе,если отказник представит в течении одного часа весомые доказательства о том,где он взял эти самые миллиарды и миллионны,да еще не имея собственного Монетного двора...
Чтобы нам россиянам четче видеть свои перспективы жизни,будущего России надо вернуть Госплан.
Арсений
11.10.2012 18:24
Если нужны детальные экономические расчеты  - это вопрос другой (хотя смежной) тематики, и другого издания. Расчёты проводились и прооводятся, не только в БЕЛКОМУРу или по месторождениям в этом регионе. Так что насчет "близкой логики" - это, похоже, всё та же завистливая придирка...
Петр Петрович
11.10.2012 14:56
Всё закономерно, вслед за Сталиным к власти пришли люди иного склада ума и с другими целями. Итог известен.
Развивать надо не только нечерноземье, развивать надо всю страну. Сразу возникает вопрос, увеличит ли такое развитие вывоз капитала из страны и что достанется российскому народу?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 16 найденных.

Эксклюзив
18.11.2019
Андрей Марчуков
Если посмотреть правде в глаза…
Фоторепортаж
20.11.2019
Подготовила Мария Максимова
Выставка в «Коломенском» рассказывает о том, как воспитывали и учили детей Николая II.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».