Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Ледоколы идут на запад...

Ледоколы идут на запад...

Севморпуть превратился в дорогу с одним направлением
Алексей Чичкин
19.12.2007
Ледоколы идут на запад...
Как выясняется, сегодня сохраняется лишь западная часть легендарного Севморпути (СМП), именно по этому «отрезку» вывозятся на мировые рынки сырье: углеводороды и цветные металлы. Дальше, на восток – провал, пустота... 

О Северном морском пути мы знаем мало. Разве что вспомним «Двух капитанов», Саню Григорьева, читавшего статьи с заголовками «Великий Северный путь открыт», «Сибиряков» в Беринговом проливе» и «Привет победителям». Ледокол «Сибиряков» впервые прошел Северный морской путь за одну навигацию в 1932 году, тем самым доказав возможность его коммерческой эксплуатации. Всего лишь тремя годами спустя рейсы по Севморпути стали регулярными. И не только коммерческими: не исключая возможной войны с Японией, Советский Союз уже в 1936 году перебросил на Дальний Восток два эсминца из Балтийского моря.
Но давайте на время забудем о романтике. За последние десять лет финансирование Севера сократилось в двенадцать раз, на СМП не проводится надлежащая образом гидрологическая и ледовая разведка, нет полного метеопрогноза, порты и портовые пункты, которых в советские времена насчитывалось около семидесяти, де-факто заброшены.

Севморпуть сперва сгубила «перестройка». В разы сократился объем перевозок, поэтому из городков и поселков, а таких было около двухсот, гонимые желанием выжить, побежали специалисты.



Практически все морские пароходства, за исключением одного, были акционированы. Государству достались ледоколы, портовые сооружения, информационные системы – оно обрекло их на нищету. Сейчас осталось лишь семь действующих ледоколов…
Свято место пусто не бывает. Арктика – не здравница, но «кузница» и «житница». Употребляя казенное выражение – «кладовая». Специалисты считают: на Арктическом шельфе сосредоточено более 35 процентов разведанных мировых запасов углеводородного сырья. После завершения экспедиции «Арктика-2007» Россия уверенно заявила о своей возможности претендовать на подводный хребет Ломоносова – как продолжение Евразийского материка. Если мы убедительно докажем наши права мировому сообществу, то 1.2 миллиона квадратных километров океанского дна - от Чукотки до Кольского полуострова - будут наши. Как и около пяти миллиардов тонн условного топлива – в первые дни по возвращении экспедиции называли цифру вдвое большую… - в шельфовой зоне Арктики: там есть нефть и газ. Есть и другая причина заинтересованности Запада в Северном морском пути. Он - кратчайшая дорога «Европа-Азия». «Север - наш стратегический резерв в развитии государственности», - абсолютно точно оценил значение приполярной России и шельфа морей Северного Ледовитого океана Владимир Путин еще шесть лет назад. Президент имел в виду как природные богатства, так и критическую важность региона для обороноспособности России.
Естественно, именно этими же причинами вызван резко выросший интерес многих западных стран, особенно приарктических, к приполярным областям, в том числе российским. Сегодня можно уверенно говорить о попытках интернационализации Севморпути. Но благородный повод выглядит иначе. Эксперты уверяют, что глобальное потепление на планете лет через десять начнет «отодвигать» льды к северу, после чего СМП станет судоходным в течение всего года.

Ведь если верить аналитикам Всемирной конференции по глобальному изменению климата, уже через 10-15 лет полярные льды отступят на сто километров к северу и сделают Северный морской путь судоходным в течение всего года.


Еще летом 1940 года, когда на СМП была осуществлена проводка каравана германских торговых кораблей в Японию, Берлин с Токио обратились к Москве с предложением создать трехстороннюю компанию по эксплуатации пути. Годом позже японский премьер повторил это предложение Сталину, но Советский Союз отказался. Затем аналогичную идею во время Второй мировой войны выдвигали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. Лондону и Вашингтону также было отказано.
Сейчас арктические соседи России намерены внести в комитет Конвенции ООН по морскому праву предложения по интернационализации Севморпути. Аргументы очевидны: дескать, таяние льдов и рост мировой торговли вынуждают срочно обновлять действующие и создавать новые трансарктические артерии. Коллапс же Севморпути грозит международными экономическими проблемами и, если Россия не в состоянии обеспечить дееспособность столь важного маршрута, это должно стать заботой всех арктических стран и международных организаций. Вряд ли случайным хронологическим совпадением следует считать западную инициативу обсудить в международных организациях ситуацию с малочисленными народами российского Севера: их интересы, как и права, «попираются» российским бизнесом, особенно нефтегазовым. В ноябре эстонский премьер Андрус Ансип заявил, что «такие финно-угорские государства как Эстония, Финляндия и Венгрия оказывали ранее поддержку российским финно-угорским народам, и мы можем сделать еще больше. Наша помощь будет оказываться вне зависимости от того, нравится это третьим лицам или нет». Его венгерский коллега Ференц Дюрчань, находившийся в Таллине, подтвердил, что «обе стороны выступают за оказание помощи финно-угорским народам, не имеющим своей государственности».
Они демонстрировали свою заботу о народах финно-угорской группы, которые в значительной мере продолжают занимать свои исторические территории и в нынешней России. В советский период были созданы национально-территориальные образования с титульным значением финно-угорских народов, сегодня они вошли в состав Российской Федерации в качестве субъектов Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Коми-Пермяцкий автономный округ, Ханты-мансийский автономный округ – Югра. В большинстве своем народы эти проживают на территориях, как раз и богатых природными ресурсами, прежде всего – нефтью и газом. Да и сами эти территории находятся неподалеку от Севморпути.
И вот уже в октябре в Архангельске прошел так называемый «межрегиональный объединительный съезд поморского народа».

Поморы добиваются государственной регистрации своего «малого народа» и включения его в список коренных малочисленных народов России.


Неважно, что с точки зрения многих историков правомерность выделения особого «поморского народа» весьма сомнительна, так как истоки поморской самостийности относят к эпохе религиозного раскола XVII века и созданию Выговской мужской обители.
Реанимация всего Севморпути от Карских Ворот до Берингова пролива, по предварительным подсчетам, должна вылиться в более чем 7 миллиардов долларов. Промедление, как говорится, чревато: эксперты Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ считают, что Северный морской путь может вскоре прекратить свое существование, ведь российский северный флот стремительно стареет, в 2012 году, по их мнению, вообще может наступить так называемая «ледовая пауза». Но – только для нас, ибо российские атомные ледоколы к тому времени, в отличие от зарубежных, окончательно выработают свой ресурс, и прокладывать путь для морских судов России станет нечем.
Надо сказать: Москва – вовсе не против совместного «оздоровления» Северного морского пути, понимая, однако, что только ей это пока не по силам. Поэтому еще в 1993 году была разработана «Интернэшнл норзерн си рут программ» для изучения возможностей активного коммерческого использования Северного морского пути. В программе участвуют, и в качестве спонсоров, норвежский институт Фритьофа Нансена, японский фонд морского судоходства и российские научно-исследовательские институты. Но российская сторона в финансировании этой программы не участвует, зато к спонсорству здесь проявляют интерес в Канаде.
Наши возможные арктические партнеры вовсе не спешат вкладываться в «реанимацию» Севморпути. Сегодня речь идет о желании судовладельцев Норвегии, Канады, Японии и других стран изменить статус Севморпути. Как только он будет открыт для свободного плавания, то нам напомнят известную фразу Остапа Бендера, объяснявшего, что у него есть не меньшие основания предполагать, что он и один сможет справиться с нашим делом. Россия же предлагает считать Севморпуть самостоятельным евроазиатским транспортным коридором под ее управлением с возможностью его международного коммерческого использования. Проект закона «О Северном морском пути» ждет своего рассмотрения в Госдуме: он предусматривает, что Россия осуществляет суверенитет над всеми землями и островами, как открытыми, так и теми, которые могут образоваться в будущем, а также суверенные права и юрисдикцию в районах вокруг этих земель и островов, в том числе для защиты окружающей среды, в соответствии с международным правом. В документе подтверждается статус Севморпути как национальной транспортной коммуникации. Но закона пока нет, значит, тем больше у наших арктических соседей стремлений претендовать на изменение статуса Севморпути, стремиться к тому, чтобы иностранные суда предпочли использовать собственную ледовую проводку, после чего российские ледоколы смогут «отдыхать».

Так все ли столь трагично с самим Севморпутем? Неужели дело идет к «транснационализации» СМП?



Именно эти вопросы я и задал кандидату географических наук Андрею Савельеву, участвовавшему в работе «Интернэшнл норзерн си рут программ» и Арктического совета, куда входят Дания с автономной от нее Гренландией, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Его ответ многое проясняет:
«Только в последние годы Россия предпринимает попытки реанимировать СМП после почти двадцатилетнего забвения. А наши соседи, под предлогом изношенности и опасности для судоходства Севморпути, хотят, под ширмой консорциума или некоей схожей структуры, фактически завладеть этой артерией и ввести там выгодные для них правила. И, если в Севморпуть пойдут иностранные инвестиции, это желание будет лишь расти по известному принципу «Кто платит – тот и заказывает музыку». Есть здесь и другой вариант: соседи могут признать большинство российских претензий на арктические пространства, но взамен потребуют фактической денационализации СМП. Технологическое возрождение Севморпути Россией, причем быстрое, необходимо не столько по экономическим, сколько по геополитическим причинам. В числе последних – рост военной и разведывательной активности наших арктических соседей, намерение США размещать новые военно-разведывательные объекты вблизи арктических границ России. Не только бывший полигон ядерных испытаний на Новой Земле, но и весь этот архипелаг, насколько мне известно, Запад предлагает поставить под международный контроль. Экономический интерес налицо: Новая Земля близка к середине СМП, она максимально приближена к Северному полюсу со стороны России, наряду с более северным российским архипелагом Земля Франца-Иосифа, и располагает крупными запасами высококачественных железных руд. А на ее шельфе – месторождения нефти и газа. Неспроста в 1941 году именно на Новой Земле планировалось высадить германо-финский военный десант».
Три месяца назад, как установили наши социологи, почти половина сограждан считали, что Россия должна проводить твердый курс в борьбе за «свой сектор» Арктики для его последующего хозяйственного освоения. Интерес был вызван тем, что опрос проводили сразу после завершения разрекламированной экспедиции к Северному полюсу под руководством вице-спикера Госдумы Артура Чилингарова. Сегодня, кажется, о «кузнице и житнице» опять забыли, и лишь в октябре глава министерства природопользования РФ Юрий Трутнев заявил, что у России достаточно данных, чтобы претендовать на Арктику, и экспедиция собрала все сведения, необходимые для заявки на хребет Ломоносова. Данные есть, в наличии и большое желание.
Но каждый раз, когда мы напоминаем о «сокровищах подводных кладовых», особенно арктических, то лишь подогреваем интерес западных претендентов на нефтяные и газовые запасы. У этих претендентов есть деньги, технологии, политические инструменты и нет особого уважения к позициям и интересам России.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..