Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Кабала двойного гражданства

Кабала двойного гражданства

Напрасно мы побежали впереди паровоза
Федор Велякин
10.04.2006

Начиная с 1992 года оказались разрезанными на части не только племена и народы, но и семьи. Тогда под влиянием благих и гуманных намерений – теперь уж не установить с чьей подачи – все больше внимания стали уделяться вопросу так называемого двойного гражданства.

Эта идея начала широко популяризироваться в России, как якобы решающая многие проблемы ее граждан. При этом считалось, что двойное гражданство равно выгодно как самим государствам в их искренних (или не очень) устремлениях к "углубленной интеграции", так и жителям этих государств.

Так ли это с точки зрения интересов России?

Если так, то почему это явление не применяется в Западной Европе, давно и упорно идущей по пути интеграции? Двойное гражданство не имеет пока сколько-нибудь значительного распространения. Его не признают наиболее влиятельные государства мира. Так, лицо, получающее гражданство Германии должно отказаться от своего предыдущего гражданства. В США приобретение иного гражданства может служить основанием для лишения гражданства США и обязательно приводит к отстранению от государственной должности.

В самом чистом виде двойное гражданство, как институт, обеспечивающий полное равноправие граждан одних государств на территориях других, существовало в СССР. Впервые это положение было оформлено еще в Конституции РСФСР 1925 года: "РСФСР предоставляет все права, устанавливаемые Конституцией и законодательством Республики для граждан РСФСР, так же и всем пребывающим на территории РСФСР гражданам других союзных республик".

В дальнейшем эта формула не менялась по существу.

Почти во всех остальных случаях то, что мы называем "двойным гражданством" можно определить как правовую норму, при которой граждане одних государств пользуются частью прав граждан государства своего нахождения. Размер изъятий в правах различен. В любом случае он предусматривает защиту государственного суверенитета и безопасности каждого из договаривающихся государств.

Исторический опыт (Великобритания, Испания, Франция) показывает, что в так называемом постимперском пространстве титульная нация (или население метрополии) с повышенным вниманием относится к вопросу не только предоставления своего гражданства жителям бывших колоний, но и к договорам о двойном гражданстве. Англия, например, осознавая свою ответственность за вмешательство в исторические судьбы бывших своих колоний, оставило их населению гражданство Великобритании, но не полного объема прав. Например, они могут без визы для приезда в Англию на время обратиться в консульство Великобритании в третьей стране, если там нет дипломатического представительства их родного государства, но не более того. А с 1981 года в Великобритании введено три категории гражданства: британские подданные, граждане британских зависимых территорий, граждане британских заморских территорий.

"Плюсы", которые дает двойное гражданство гражданам России и любого другого нового государства (безвизовый проезд, упрощение таможенных правил и прочее), можно создать и без заключения договоров о двойном гражданстве. А значит, так называемое "двойное гражданство" населению бывшей метрополии – России – заведомо невыгодно сегодня и тем более в перспективе.

Придется честно признать некоторые факты. Отделение республик от России произошло не без влияния национально-освободительных движений народов, а не только "номенклатуры". Русофобские настроения в новых государствах заметны и не снижаются, в то время, как население России не имеет столь выраженной агрессивности по отношению к населению бывших окраин. Это, кстати, типично для любой метрополии, будь то Франция, Испания или Португалия. Использование русского языка и унификация культур на его базе привели к тому, что так называемое русскоязычное население (оттого и возникло это понятие) новых государств подчас не владеет местными языками. При распаде СССР отделились не заморские, географически обособленные территории, а непосредственно прилегающие, что существенно облегчает миграционные процессы.

Исходя из этих фактов, при применении гражданства получается следующая картина. Граждане новых государств пользуются полным объемом прав, в то время как граждане России не смогут эти права реализовать (прежде всего, по причине незнания местных языков). Это факт замаскированной дискриминации русскоязычного населения и граждан России. Прозрачность границ и несовпадение административных границ с этническими уже приводит к тому, что граждане сопредельных государств вытеснять граждан России в государственных органах, особенно в приграничных районах. В случае заключения Россией договоров о двойном гражданстве с государствами, в которых выражены русофобские настроения не только населения, но и местного чиновничества, возникает крайне не благоприятная для граждан России ситуация. Ведь согласно Гаагской консульской конвенции 1930 года, которой установлено, что одно из двух государств, гражданином которого одновременно является какое-либо лицо, не должно оказывать ему покровительства во время его проживания в другом из них. Значит, наши граждане теряют право на защиту и покровительство со стороны своей Родины, если у них имеется и гражданство другого государства, признанное Россией.

Таким образом, поспешное, непродуманное заключение договоров о двойном гражданстве не только не защищает россиян в ближнем зарубежье, но и отдает их на произвол местных властей. Кроме того, это может представлять угрозу и государственным интересам. Ведь, несмотря на введенные законом "Об основах государственной службы" ограничения, в нем не оговорен вопрос наличия у гражданина России второго гражданства и проверки на этот предмет. Не этим ли вызваны случаи откровенного лоббирования интересов других государств со стороны правительственных чиновников?



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.