Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 апреля 2024
Феномен Малого театра

Феномен Малого театра

Малокультурный человек экономику высокого класса создать не сможет
Юрий Соломин
29.12.2006

В нынешнем театральном сезоне в нашей стране проходят торжества, посвященные 250-летию государственного театра в России. Их "виновники" - два прославленных русских театра - Российский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр) и Государственный академический Малый театр. Еще во времена Щепкина и Островского ввиду исключительного влияния на жизнь общества за Малым театром, который стал центром духовной жизни Отечества, закрепилось славное имя "Второго университета". О том, как прославленный коллектив выполняет эту миссию сегодня, когда нищета духа страшнее бедности народа, и на другие вопросы отвечает художественный руководитель Малого театра – народный артист СССР, профессор Театрального училища имени М.С.Щепкина Юрий Соломин.

- Этот театральный сезон, для нас удивительный: ведь в 1756 году, 250 лет назад, по Указу императрицы Елизаветы Петровны о создании и субсидировании государственного русского театра было положено начало нашей труппе, сформированной первоначально при Московском университете.

Из-за насыщенного гастролями графика в этом сезоне планируется выпустить только три новых спектакля. Это "Ревизор" Гоголя в моей постановке, "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (режиссер Владимир Драгунов) по Островскому и его же "Бедность не порок" (режиссер Александр Коршунов).

В предстоящем году труппу также ждет много путешествий, это связано с тем, что в Малом театре будет проводиться реконструкция. Так как план проведения ремонтных работ рассчитан на шесть лет, то закрываться наши двери не будут никогда. Все будет делаться постепенно и, скорее всего, только в летние месяцы.

- Юрий Мефодьевич, для юношей и девушек прежних эпох классический театр значил очень много. Он воспитывал, побуждал к поиску нравственных ориентиров. Наконец, просто служил достойным способом развлечься. Что значит классический театр для молодежи сегодня?

- В наше время души молодых дезориентированы. Изобретены орудия влияния на сознание, многократно превышающие потенциал драматической сцены. Происходит выхолащивание нашей культуры.

Мы кричим: "Наркотики!" Но забываем, откуда они появились. Нам показывали западные фильмы и говорили: это демократия! Наше общество такую "демократию" и переняло.

Для того чтобы воспитать поколение, нужно хотя бы десять лет. В семье привить любовь к ценностям отечественной культуры, нравственной в самом широком смысле слова, ныне очень трудно, потому что в каждом доме есть... телевизор. Большинство передач, мне кажется, какие-то криминализированные, сексуально-озабоченные, и их авторы пытаются эту озабоченность вселить в тех, кто их смотрит. С экранов телевизоров исчезли, увы, герои русских народных сказок, Пушкинских сказок.

Молодежь мало или вовсе не читает, плохо знает нашу историю. Однажды 9 Мая на одном из телеканалов "поколение, выбравшее "Пепси", отвечало на вопросы: "Что сегодня отмечают?" — "Победу!". — "А кто победил?" — "Не знаем…". Такое больно слышать: нельзя быть Иванами, родства не помнящими…

А что происходит в некоторых театрах? Кто имеет, скажем, право ставить спектакли "на тему" Гоголя, Чехова... Или берут и меняют названия произведений великих драматургов, переводят их в иной жанр, продолжают, изобретают новые финалы.

Если пьесу Островского "Лес" назвать "Нужна драматическая актриса", то это, я считаю, нарушение экологии культуры. Все равно, что реку повернуть вспять. Повернуть реку Островского! Кто дал право?

Несколько лет назад я сидел на этом спектакле и думал: но ведь школьники, что пришли его посмотреть, уверены - они смотрят пьесу Островского "Нужна драматическая актриса". Им в школе возразят, что такой пьесы у Островского нет. Но они же ее "видели"…

У классиков можно найти все, созвучное сегодняшнему дню. Они отвечают на все вопросы - я вам гарантирую! Даже на вопрос о прибавке зарплаты учителям. В чеховской "Чайке" учитель Медведенко говорит Тригорину: "Вы бы написали пьесу об учителях. Ведь они получают 23 рубля - и то не вовремя. И для них все равно: круглая Земля или квадратная"... Зал моментально реагирует на это. Меня потом спрашивают: "Это что - вы сами придумали? Это Чехов?" - "Это - Чехов!" Или в спектакле "Царь Федор Иоаннович" по драме Алексея Толстого Шуйский, отвечая царю Федору, говорит: "Мне в Думе делать нечего, когда дела вершит не Дума, а шурин твой...". И зритель тут же откликается. Мы не намекаем на сегодняшнюю Думу - избави Бог! Текст пьесы воспринимается каждым зрителем по-своему.

Не нужно делать из произведений классиков шоу на тему сегодняшней жизни - хорошей или плохой. Ибо они намного выше всех предчувствовали, предвидели будущее. Недаром во всем мире знают Чехова, Достоевского, Толстого, Островского... Поэтому к классикам нужно тянуться, их наследие беречь.

Таких, как мы, артисты Малого театра, которые отстаивают экологию культуры, некоторые критики называют "вчерашним днем": ну, это традиционное… И в слово "традиционное" вкладывают такую интонацию нехорошую. "Это - традиции, ну чего вроде бы...".

Но это же - традиции, созданные предками! Они же не придуманы вчера, а складывались столетиями... Хотя такая позиция требует от нас определенного мужества, Малый театр ее отстаивал, отстаивает и будет отстаивать всегда.

Я счастлив, что вторым университетом является именно наш театр. У Малого театра свой зритель и своя ниша в искусстве - ниша русского национального театра.

Нередко нас называют русофилами, националистами... Ничего подобного! Мы - традиционалисты, сохраняющие традиционную русскую культуру. И наше место в театральной палитре никто никогда не займет. Своим искусством мы продолжаем воспитывать у общества патриотизм, пытаемся защитить гордость русского человека.

Сегодня поклонники русского искусства каждый вечер заполняют основной зал театра и его филиал, а это в общей сложности полторы тысячи мест.

Когда в начале 1990-х вышел Указ Президента России о национальном достоянии, куда вошли 17 объектов культуры, в их числе были два театра - Большой и Малый. Некоторые коллеги из других театров тогда возмущались. Я же на язвительные замечания отвечал так: "Не сердитесь, господа! Вы — лучше! Но у нас просто люстр больше". Насчет люстр — чистая правда.

- Юрий Мефодьевич, кроме люстр, в Малом есть еще целое созвездие актеров старшего поколения. А вот молодых звезд маловато. Почему не выращиваете своих или не приглашаете на спектакли известных актеров других театров?

- Новые актеры приходят к нам только на постоянную работу. Приглашение же актеров на какую-то роль — разрушение школы Малого театра. Гордимся, что наша труппа состоит на 80-90 процентов из выпускников Щепкинского училища.

Самородки в искусстве бывают очень редко. За то время, что некоторые из студентов - пусть даже очень способные мальчики и девочки - участвуют в постановке того или иного нашего спектакля, невозможно из них сделать звезд! А вот искалечить их жизнь можно легко.

Популярность бывает разная. Так же, как и пути ее достижения. Убежден: чтобы человек стал звездой прежде всего он должен пройти школу. Наблюдая за студентами Щепкинского училища с самого первого курса, мы уже думаем над тем, какой дипломный спектакль им предложить.

- Учите ли вы студентов выживать?

- А как же? И это не только теперь, но и десять, и сорок лет назад, когда я только начал преподавать. Мне хочется помочь студентам. Стараюсь предостерегать их от ошибок. Но когда вижу, что я со своими замечаниями в тягость, то отступаю. Но все равно, как правило, получается, что, предупреждая о чем-то студентов, я был прав.

Сегодня особенно трудно выжить, нужно быть профессионалом, мастером своего дела. Говорю студентам с самого первого занятия: в актерском мастерстве, как в музыке, существует семь нот, которые вы должны знать. Если музыкант из семи нот запомнит только четыре, то музыки не будет. Как классический станок в балете, основы актерского искусства должны крепко сидеть в артисте. Владея своей профессией, вы, попадая к разным режиссерам, в разные театры, на разные площадки, будете делать то, что нужно, не утонете.

Выпускники нашей школы мечтают попасть к нам. Из Малого театра и теперь никто из актеров по своей воле не уходит. У нас нет текучки, убивающей ансамбль. Но для этого нужна голова на плечах.

- Малый называют не только "Вторым университетом". Еще при жизни великого драматурга за театром, где впервые увидели свет рампы едва ли не все его 47 пьес, закрепилось и другое почетное название – "Дом Островского". Их и сегодня активно ставят по всей России …

- Островский - живой и вечный. Он уже сто лет "репертуарный" и в провинции, и в Москве. Тут одна причина — его гений. Как удивительно точно в его пьесах выписаны психологические взаимоотношения! Когда купец дает слово, то никаких бумаг не надо, все знают - он выполнит обещанное. Так было.

Но выбор пьес драматурга в зависимости от времени меняется. Сегодня более всего востребованы "экономические пьесы" Островского - "Свои люди — сочтемся", "Волки и овцы", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Трудовой хлеб"...

В советское время они принимались по-другому. Замечательные! Но … как бы не про нас. Частных банков тогда не существовало. Кредитов под проценты никто не брал, долговых бумаг не подписывал. Землей тоже не торговали. Да и денег больших у людей не было.

Когда Леонид Андреевич Волков ставил в Малом театре "Свои люди — сочтемся" с Любезновым, Анненковым, Владиславским, Белевцевой, Эллой Долматовой — я там слугу Тишку играл, — пришлось экономиста приглашать. И он нам долго втолковывал, что такое закладные, проценты, долговая яма... А мы ничего не понимали. Многие сцены пришлось вымарывать, потому что и зритель не понимал.

Сегодня, когда появились и банки, и грандиозные аферы, и долговые ямы — тюрьмы для олигархов, не уплативших налоги, все стало понятно. Сцены, которые раньше вымарывали, теперь самые интересные. Зрители спрашивают в антрактах: "Неужели это Островский написал: так давно, но так точно сказано про нашу жизнь?!"

У Островского что ни пьеса, то кладезь поговорок, оборотов, метафор. Послушайте, какая музыка в любой фразе драматурга, ее произнести-то сейчас одно удовольствие...

Играя Островского, мы не собираемся угождать десятку театральных умников — "образованцев", по выражению Солженицына, а обращаемся к тысячам людей, которые идут в театр, чтобы получить наслаждение, нравственное очищение, сделаться душевно лучше.

Проводим мы и фестиваль, посвященный Островскому. В фестивале участвуют только региональные театры. Как бы по желанию самого Александра Николаевича, который лучшие свои пьесы — "Лес", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" — посвящал актерам русской провинции, а у себя в Щелыково даже дом для них отдельный построил, чтобы они приезжали и играли для него. За десять лет существования фестиваля на нашей большой сцене постановки Островского показали более двадцати коллективов России.

- Юрий Мефодьевич! Малый театр называют и хранителем эталонного русского языка…

- Наши актеры, слава Богу, по-прежнему говорят на великолепном русском языке. Многие иностранцы приходят в Малый, чтобы научиться правильно говорить по-русски. Наш театр этим гордится.

- Нужны или нет кардинальные меры по сохранению русского языка?

- Нужны, и еще как! Ведь буквально через несколько лет наше общество, возможно, будет говорить совершенно на другом языке. Поэтому, думаю, нужно ввести контроль, особенно в средствах массовой информации. Мне кажется, что в СМИ число людей, которые свои мысли выражают не русским языком, удручающе велико.

Бороться надо не с толпой, а с теми, кому дана возможность, - скажем, на телевидении или радио, - говорить неправильно. Сегодня они, увы, законодатели мод.

- Не кажется ли вам, что современный русский язык изменился и по звучанию?

- Безусловно! Речь стала короткая, очень быстрая. Порой невозможно понять - о чем люди говорят...

- ...и на каком языке!

- Да, язык становится быстроходным. Как педагог с сорокалетним стажем, как человек, имеющий дело с классической литературой, я чувствую, что даже мои студенты не могут произнести написанное.

Строй речи стал совершенно иным. Сленг, жаргон теперь, к сожалению, общеупотребительны. Даже члены правительства и депутаты Государственной Думы иногда одаривают нас такими словечками!

Не говорю уже о народившемся слое людей богатых, но не очень образованных, которые с детства разговаривают на таком "языке".

- Может быть, любой язык идет в сторону упрощения?

- А для чего нужно это упрощение и нужно ли оно вообще? Считаю, что мы должны препятствовать этому.

Жизнь ныне - трудная, жестокая. Но наш язык остался таким же "прекрасным и могучим", каким и был! Как же можно переделывать язык Пушкина, Лермонтова, Толстого, Островского?

- Малый театр выступил инициатором выпуска аудиокниг...

- Мы взяли на себя сей труд, чтобы дать возможность всем, кто начинает изучать русский язык и литературу, научиться правильно говорить по-русски. Когда задумывали этот проект, нам хотелось, чтобы наши аудиокниги слушали, например, дети-инвалиды, которые не имеют возможности ходить в школу. Но оказалось, что это нужно и здоровым.

На выпуск аудиокассет нас подтолкнуло еще и то, что многие наши регионы, особенно русскоговорящие, страдают от нехватки обычных книг и учебников. Вот мы и отправляем туда кассеты, а дальнейшим распространением их по учебным заведениям местные органы занимаются сами. Теперь хотим записывать классику уже не на кассеты, а на компакт-диски.

Артисты Малого театра вложили в проект всю душу. Живая русская речь должна, во что бы то ни стало, звучать во всех уголках нашей необъятной страны, соединяя всех, кто любит и ценит Русскую Словесность. Мы бы хотели, чтобы нас услышали и за пределами России.

- Бурные дискуссии вызвала предполагаемая театральная реформа. Неужели и театр, как предлагают чиновники, можно приравнять к сфере услуг? Неужели те, кто намеренно хочет разрушить отечественный театр, не понимают, что на восстановление его уйдут многие годы?

- В результате таких законов могут пострадать, в первую очередь, театры в регионах страны. По России у нас много столетних театров и таких, которым более ста лет. Какая система! Поэтому у нас мощная была драматургия.

Сегодня далеко не в каждом городе есть губернатор, который ходит в театр и любит искусство. Скажет, что у него нет денег,— и точка. Мол, зачем нам свой театр? Гастролеры приедут...

А ведь весь мир завидуют стабильному русскому театру-дому. Потому что там другой принцип - собирается группа артистов, которая вынуждена каждый день играть на износ одно и то же. Три месяца, полгода, год…

Неужели и нам также ставить шаблонные пьески? Играть тридцать раз подряд в коммерческом режиме классику невозможно: умрет Актер! Играть "вполноги" ни в спорте, ни в искусстве не получается.

Когда страна слабеет, беднеет, ее полпредами в мире становятся деятели искусств. Но, как только положение чуть-чуть налаживается, власти забывают, чем они нам обязаны.

Вспоминаю рассказ своего Учителя – великой русской актрисы Веры Николаевны Пашенной. В годы Великой Отечественной войны их фронтовая бригада ездила на Север, на нашу военно-морскую базу. Спектакль "На бойком месте" Островского они сыграли специально для трех летчиков, которые готовились лететь бомбить Берлин. Вот что такое искусство!

Уже более десяти лет кричат: "Давайте поднимем экономику!". Я же считаю, что ее можно поднять только тогда, если прежде развить науку, образование, медицину и культуру. В этом, на мой взгляд, - национальная идея! Необразованный, больной, малокультурный человек не может создать экономику высокого класса. Поэтому дело еще и в мозгах, совести чиновников, разваливающих эти сферы. Да и бизнесменов. Пока они не возьмут себе за образец меценатов прошлого – наша экономика будет безнравственной.

Нет, нельзя ломать то, что создано народом и за века оправдало себя. Однако в окончательную катастрофу я не верю. Русский театр уничтожить нельзя. Будем бороться!

Беседу вел Николай Головкин, член Союза писателей России

Специально для Столетия


Эксклюзив
08.04.2024
Максим Столетов
Западная «помощь» Украине достигла 266 млрд евро и продолжает расти
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..