Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Чтобы не повторилась катастрофа 41-го

Чтобы не повторилась катастрофа 41-го

Владимир Заборский
22.06.2005

Сегодня в России проходят памятные мероприятия, посвященные 64-й годовщине нападения фашистской Германии на Советский Союз. Опыт Великой Отечественной войны показал, что к ее началу не было создано эффективной системы государственного управления в военное время. Один из вариантов того, какой может быть эта система в современных условиях ведения войны, предлагает Независимое военное обозрение.

Об авторе: Владимир Васильевич Заборский - капитан 1 ранга в отставке

В публикациях некоторых открытых печатных изданий уже появлялись отдельные предложения по созданию современной системы государственного управления РФ в военное время. Потом в разработке этой проблемы наступило затишье. Хотя организационное построение вышеупомянутой системы имеет первостепенное значение для национальной безопасности России.

Вспомним опыт Великой Отечественной войны. К сожалению, к ее началу руководство СССР, как оказалось, не располагало действенной системой управления страной, которой предстояло в полном смысле сражаться за свое выживание. Данная система складывалась в процессе ожесточенного вооруженного противоборства с агрессором, что не могло не привести к огромным людским и материальным потерям.

Предлагаю свой вариант государственного управления на военное время в стране.

1. С объявлением (введением) военного положения (это функция Федерального собрания РФ) в стране приостанавливается действие Конституции. Прекращают работу и распускаются: Федеральное собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Конституционный и Арбитражный суды (Верховный суд оперативно рассматривает только дела государственной важности - по особому перечню), законодательные собрания (думы) регионов и городов, а также ряд других управленческих структур мирного времени согласно утвержденному положению (в схеме эти органы и учреждения не показаны). Управление государством всех видов и уровней осуществляется на основании указов президента, приказов Верховного главнокомандующего, постановлений Государственного комитета обороны (ГКО) и правительства. Производится национализация государственнообразующих отраслей, компаний, предприятий (по специальному плану), реквизиция их имущества, прежде всего всех видов транспорта, систем связи, информатики (переводятся в ведение соответствующих силовых ведомств) и др. Вводится военная цензура всей печати, личной корреспонденции граждан, а также радио- и телевещания. Запрещаются всяческие митинги, демонстрации, собрания и прочие подобного рода мероприятия общественных организаций.

2. Главным органом государственного управления страной на военное время становится Государственный комитет обороны (ГКО), возглавляемый Верховным главнокомандующим (ВГК). Органом принятия важных решений по военным (прежде всего) и ряду государственных вопросов является Ставка ВГК. Генштаб, как и в годы Великой Отечественной войны, будет рабочим органом Ставки ВГК для оценки обстановки на фронтах и подготовки решений, разработки планов стратегических и наиболее важных операций фронтов. Поскольку соответствующие должностные лица Минобороны, Генштаба, правительства могут быть одновременно (и скорее всего будут) членами ГКО и Ставки ВГК, на схеме "симбиоз" этих управленческих структур показан в виде "охватывающе-проникающей" фигуры, во главе которой опять же стоит ВГК.

3. Согласно Конституции РФ, Верховный главнокомандующий - это президент России. Однако не всякий глава государства способен быть военным руководителем. Видимо, в этом случае решением ГКО и указом президента Верховным главнокомандующим должен быть назначен другой человек. Причем ему не обязательно зваться именно Главковерхом. Главное, чтобы он получил право самостоятельного принятия решения по военным вопросам, вопросам подготовки и проведения военных операций. Иначе Ставка и ГКО погрязнут в совещаниях и дебатах. Президент РФ в этом случае становится председателем ГКО и принимает на себя все вопросы управления страной, кроме военных.

4. Министерство обороны реорганизуется исходя из необходимости решения им трех главных задач: всех видов тылового и прочего обеспечения фронта, контроля производства и разработки вооружения, подготовки резервов и проведения мобилизаций. Также за МО целесообразно оставить и управление тыловыми (если такие будут) военным округами. Главные командования Сухопутных войск и ВВС частично расформировываются, частично переходят в структуры Генштаба, главкоматов направлений, командований и штабов фронтов.

5. Правительственный аппарат также подвергается реорганизации (см. схему), происходит максимальное сокращение управленческого аппарата, частичная замена чиновников-мужчин женщинами. Председатель правительства сосредоточивается прежде всего на решении всех вопросов и проблем обеспечения Вооруженных сил. Главная его задача и обязанность - налаживание выпуска серийных и оперативная (ускоренная) разработка новых образцов вооружения с запуском их в серийное (массовое) производство.

6. Министерство по чрезвычайным ситуациям расформировывается. Военный персонал, воинские части, подразделения спасателей направляются в войска или формирования местной обороны на местах. Гражданский персонал мобилизуется по его военному предназначению.

7. Повсеместно вводится институт военных комендантов (старших военных начальников), которым передается вся полнота власти в прифронтовых районах. В остальных регионах порядок подчиненности и взаимодействия военных комендантов с местной гражданской исполнительной властью определяется соответствующим положением (разрабатывается заранее) или конкретными постановлениями ГКО (приказами ВГК). В остальных тыловых регионах возможно введение при военных комендантах особых правительственных "комиссаров".

8. Также повсеместно начинают функционировать военные трибуналы (суды), как в войсках, так и регионах при соответствующих военных комендантах. Порядок разграничения функций прокурорского надзора Генеральной и Главной военной прокуратуры, судебной власти в тыловых регионах и взаимодействия с военными трибуналами также определяется особым положением.

9. Усиливаются формирования спецподразделений военной разведки (ГРУ). Помимо Особых отделов ФСБ мирного времени в войсках начинают функционировать формирования военной контрразведки (по типу "СМЕРШ").

10. Все силовые ведомства и спецслужбы распределяются в принципе по трем направлениям (структурам): Минобороны (войска фронтов и резерва), ФСБ и МВД. Два последних ведомства управляются через ГКО и Ставку ВГК. Из вооруженных формирований ФСБ, МВД, МЧС, Минюста создаются войска охраны тыла фронтов и территориальные войска.

11. Министерство иностранных дел выводится из подчинения председателя правительства и функционирует по задачам ГКО и Ставки ВГК.

Так в общих чертах может выглядеть один из вариантов организации управления страной (или в стране) на военное время. Эти предложения, естественно, не являются исчерпывающими и подлежат компетентному обстоятельному анализу.



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..