Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Знания как национальная идея

Знания как национальная идея

Казахстан: новые кадры для новой экономики
Дмитрий Косырев
13.12.2007
Знания как национальная идея
Десять лет назад никто, за пределами Казахстана, не обратил особого внимания на появившийся тогда документ под названием стратегия «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В ней - долгосрочные ориентиры развития не только и не столько экономики, сколько всего общества.

Успех страны на сегодняшний день очевиден, особенно для СНГ: никто здесь не добился такого успеха, как Казахстан. Сюда можно отнести ВВП на душу населения 5 тысяч долларов в год - при более чем 10-процентном росте в прошлом году, рекорд иностранных инвестиций на душу населения, как и тот факт, что в Казахстан, как и в Россию, наблюдается миграционный нетто-приток населения - 41.446 человек за первую половину 2007 года.
Следующий этап развития, видимо, очередные 10 лет, в Астане определяют примерно так: надо войти в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Создать «умную» экономику, получить статус мирового центра инноваций. И многое другое. Далеко не в последнюю очередь – повышать уровень образования и подготовки молодых специалистов, пригодных для эффективной работы в условиях рыночной экономики. Вот об этом – отдельно, проблема чересчур больная для России, которая никак решить ее не может. Несмотря на широко рекламируемые вузовские программы, курсы и семинары «по повышению квалификации».
По данным Лидии Шайкеновой, директора московского представительства международной образовательной программы «Болашак», в США в данный момент обучается по этой программе 1000 казахстанских студентов, в ЕС – 800, в России 400, в том числе 337 - в Москве. Если студенту хочется изучать бизнес-администрирование, то он едет чаще всего в США, если информационные технологии – то в Европу или, опять же, в Америку, если медицину, космические технологии или авиацию – то в Россию. Учебные заведения студенты выбирают по рейтингам, например, журнала «Форбс», в которые входят и российские вузы. А вот информация, которая в «Форбс» не попадает: казахстанских учащихся в России было бы больше, будь у нас соответствующие программы и вообще больше целенаправленности в работе.

«Болашак» - особое явление в казахстанской истории. Это ежегодно выделяемые государством до трех тысяч стипендий для обучения за границей, с целью подготовки кадров для государственного аппарата, хотя, впрочем, и для некоторых частных структур.

Возникла эта программа в 1999 году следующим образом. При СССР главный центр обучения класса «люкс» для казахстанцев был, понятно, в России. Но в 90-е в российской сфере образования наступил полный развал. По словам Динары Калиевой из фонда «Казына», поначалу, в 1999-м, основными странами, с которыми работала программа, оказались США, Англия. Франция, Германия. Далее ситуация изменилась: в числе уже 32 стран, из которых выбирали 19 тысяч учащихся за рубежом, оказалась и Россия, которая в итоге заняла, как видим, вполне почетное место в списке предпочтений. Но – не первое.
И все же самой интересной оказалась информация не о том, в какую страну предпочитают сегодня ехать казахстанцы за образованием. Интереснее была тема образования - как части стратегии национального развития.
В Казахстане гордятся тем, что страной руководят молодые лидеры. Госаппарат там прошел две волны омолаживания, и сейчас средний возраст госслужащего – 39 лет. В России – 50. Но на самом деле, как выясняется, дело не в возрасте как таковом. Речь совсем об ином – к власти идут образованные лидеры, новое поколение их – это образованное поколение.
Здесь налицо неприятный контраст с Россией. Для множества наших структур, государственных и частных, омолаживание равносильно, наоборот, деградации, поскольку более молодые поколения оказались удивительно безграмотными и ограниченными по сравнению с их «советскими» предшественниками. Потому что речь о «продуктах» нашей системы образования в те самые 90-е, да уже и конца 80-х годов.
Эту проблему знают, например, в инвестиционных и прочих финансовых компаниях, где внимательно смотрят на качество решений, принимаемых в компаниях молодыми менеджерами. Конечно, при российских нефтяных доходах можно позволить себе потери от безграмотности целого поколения. Но ведь и Казахстан начал свой путь к процветанию благодаря нефти и газу, вот только еще до начала этого процветания он начал думать об образовании как необходимой части развития.
Результат: в России даже не говорят всерьез о приходе «потерянных поколений» как о проблеме, угрожающей будущему страны. Не любят упоминать о дебилизации средств массовой информации, особенно телевидения. Вместо этого ведут с неграмотными поколениями политические игры, чтобы они сдуру не устроили какую-нибудь «цветную революцию».
В Казахстане атмосфера совсем другая. «Болашак», например - только временная часть процесса. Астана всерьез занимается созданием первоклассной системы образования в самой стране.

К двум повсеместно употребляемым языкам - казахскому и русскому - добавляется английский, «язык успешной интеграции в глобальную экономику».

Огромные средства вливаются в дошкольное образование, создаются 249 новых полностью оборудованных школ, страна подключается к Болонскому процессу, то есть к единому европейскому образовательному пространству.
Интересны не только официальные цифры и факты. Вполне достойна внимания нематериальная субстанция – отношение общества к образованию, грамотности, знаниям. Как заявил один из отечественных политологов, он с завистью увидел во время очередной поездки в Казахстан, что у местных жителей ценность номер один – это доступ к образованию. При этом казахстанцы едут учиться на Запад, чтобы вернуться домой, потому что с хорошим дипломом их с гарантией ждет то, что называется «социальным лифтом».
Традиционный российский вывод из подобных дискуссий – это сожаления по поводу того, что «мы их теряем». То есть утрачивается способность Москвы влиять на элиту различных стран, поскольку тех, кто обучался в России, в этой самой элите все меньше. Но, во-первых, не столь уж непосредственна связь между тем, где человек учился и как он мыслит. В конце концов, британскую колониальную империю разваливали по всему миру люди с британским образованием. А во-вторых, сожалеть надо скорее о том, что в России даже за последние, относительно благополучные годы, не сложился культ знаний и уважение к образованным людям и интеллекту. Такая атмосфера очень способствовала бы притоку студентов из-за рубежа. И еще - достижению многих других целей.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.