Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
В Египте убивают «иноверцев»

В Египте убивают «иноверцев»

Исламские экстремисты открыли огонь по выходящим из церкви христианам-коптам
Андрей Степанов
12.01.2010
В Египте убивают «иноверцев»

Шестеро прихожан-коптов в египетском городе Наг-Хаммади, а также охранник-мусульманин были убиты, более 10 человек ранены. Трагедия потрясла египетскую общественность и бросила вызов национальному единству страны.

На следующий день после этого преступления у городской больницы собрались более тысячи разгневанных местных христиан. Вспыхнули беспорядки, произошли столкновения с полицией. Власти поспешили сообщить об аресте трех подозреваемых. По слухам, нападавшие исламские экстремисты отомстили за то, что пару месяцев назад местный копт якобы изнасиловал девочку-мусульманку. Еще тогда, в ходе волнений, мусульмане сожгли несколько принадлежащих христианам-коптам домов и лавок. Благодаря вмешательству сил безопасности столкновения удалось потушить. Однако начатое следствие так ни к чему не привело. Видимо, поэтому местные экстремисты решили взять «дело правосудия» в свои руки.

Египетская коптская церковь - одна из старейших в мире, по преданию, ее основал сподвижник Христа, апостол-евангелист Марк.

Он прибыл в середине I века в египетский город Александрию и начал успешно проповедовать среди коренных египтян новую религию. Фактически коптская церковь очень близка Восточной православной церкви, хотя раскол между ними произошел в середине V века. Именно к коптской церкви восходит традиция монашества и монастырей, а также иконописи. Характерно, что главный придел храма Гроба Господня в Иерусалиме принадлежит коптской церкви - как знак признания ее старшинства. После арабского завоевания Египта постепенно произошла арабизация церкви, которая, став уделом меньшинства населения, пользовалась терпимостью со стороны мусульманского большинства. Копты, по традиции, представляли собой наиболее образованную и культурную часть общества. Они были искусными ремесленниками, умелыми торговцами, своеобразной средневековой интеллигенцией. Но многие продолжали заниматься земледелием.

Если быт современных горожан-коптов почти не отличается от остального населения, то в сельской местности, наряду с общими для всех феллахов-крестьян занятиями и видами работ, копты делают вино и разводят свиней. Что далеко не по вкусу радикальным исламистам.

По всей стране коптские деревни перемежаются с мусульманскими, а церкви - с мечетями.

Характерен коптский крест на куполе храма: он представляет собой два плоских креста, пересекающихся перпендикулярно. Так, что крест виден со всех сторон.

Во времена британского колониального господства тогдашняя администрация в основном полагалась на коптов. Но копты составляли и костяк освободительного движения против Британской империи. Именно с тех пор образованные копты - в пику английской культуре - тяготеют к французской. Ныне коптская община составляет до 15 процентов – а, по некоторым данным, до 20 процентов - 80-миллионного населения страны. Зарубежная диаспора в Европе, США и других странах насчитывает еще примерно 5-6 миллионов. В Каире коптские религиозные центры и наиболее древние храмы расположены, в основном, в исторических районах Фустат и Бабиль. Тесно сплоченная коптская община имеет собственный музей, Институт коптских исследований и средние религиозные школы. Коптская церковь, по традиции, стоит вне политики и всецело поддерживает власть.

Среди видных коптов можно назвать хотя бы бывшего генсека ООН, а ныне председателя египетского общества по защите прав человека Бутроса Бутроса Гали.

Так почему же сегодня в Египте копты нередко становятся мишенью для межконфессионального насилия? В стране поднимает голову исламский экстремизм. Его корни уходят в размываемые в ходе болезненного процесса модернизации традиционные социальные структуры. Перед лицом неумолимого натиска западного образа жизни, современных технологий и соответствующих им социальных отношений, всесокрушающей западной массовой культуры, они охвачены чувством протеста, безысходности и отчаяния. Спасение ищут в организации общества по средневековым уравнительным канонам шариата. При этом категорически отвергается все, что прямо или косвенно ассоциируется с западной, преимущественно христианской цивилизацией, все, что хоть в какой-то степени отличается от исламского эгалитарного тоталитаризма. Мощным раздражителем является и безусловная поддержка США экспансионистской политики Израиля и прозападных местных режимов. Повсеместно это рассматривается в арабо-мусульманском мире как унижение и оскорбление единой исламской общины верующих. Египетские власти - в меру своих возможностей - борются с исламским экстремизмом и исламизацией всех сторон общественной жизни. Однако, похоже, предотвратить постепенную инфильтрацию сторонниками исламского радикализма всех общественно-государственных институтов, включая силовые структуры, не в состоянии.

Несмотря на формальное законодательное равенство, копты подвергаются негласной дискриминации и в приеме на работу, и в продвижении по служебной лестнице, и в плане социального обеспечения и отстаивания своих гражданских и политических прав.

Характерный пример. При заключении межконфессиональных браков копты обязаны принимать ислам, а дети от таких браков автоматически считаются мусульманами. Несогласные или протестующие не получают удостоверения личности с указанием религиозной принадлежности - а это лишает человека всех социальных льгот и прав. Если коптская церковь допускают смену религии ее адептами, то, по мнению многих исламских богословов, отход от ислама нужно преследовать смертной казнью. И, по мере размывания в Египте основ гражданского права, эта угроза становится все реальней. Естественно, все это питает растущее недовольство в среде христиан. Его подкрепляет и тот факт, что для строительства новых церквей необходимо получать специальное разрешение властей. В то же время для сооружения новых мечетей никакого разрешения не требуется. А власти далеко не всегда идут навстречу пожеланиям коптских общин. Недовольство коптов противостоит все более разогревающейся религиозной нетерпимости мусульманской общины. Учащаются столкновения на бытовой почве, в 2000 и 2001 годах они привели к многочисленным жертвам в Верхнем Египте. Выпадающие из норм шариата копты, которые, кстати, и одеваются не как мусульмане - особенно это относится к женщинам - повсеместно вызывают подозрительность, настороженность и неприятие, вплоть - до враждебности. Как правило, в тех случаях, когда страдают копты, при пассивном попустительстве местных судебных и полицейских органов, виновных не находят. Обострение межконфессиональных отношений и подъем радикального исламизма стали причинами усилившейся эмиграции христиан из Египта и всего ближневосточного региона. И это обстоятельство не может не тревожить светские власти.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.