Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Размещение в Закавказье баз НАТО – дело техники и времени

Размещение в Закавказье баз НАТО – дело техники и времени

Алексей Матвеев
09.06.2005

Итак, после многолетних переговоров Россия и Грузия наконец-то определились с судьбой российских военных баз (РВБ) на территории республики. В подписанном на прошлой неделе совместном заявлении министров иностранных дел указано, что вывод российского воинского контингента из страны должен завершиться в течение 2008 года. При этом РВБ в Батуми и Ахалкалаки прекращают деятельность по предназначению с момента подписания заявления, то есть уже с 30 мая 2005 года. Они будут функционировать только в режиме вывода.

Вывод российской тяжелой военной техники из гарнизона Ахалкалаки Россия обязалась осуществить до конца 2006 г., а всей базы - до 1 октября 2007 г. Практически в эти же сроки будет выведена российская военная база из Батуми. Правда, здесь делается оговорка: "окончательный вывод базы в Батуми и управления ГРВЗ в Тбилиси осуществить в течение 2008 года".

Таким образом, Москва фактически согласилась со всеми радикальными требованиями, которые Тбилиси выдвигал по ускоренному выводу российских военных баз из страны. Процесс вывода похож не на цивилизованный уход, а на бегство. Что выиграла и что проиграла Россия, подписав такое заявление? Насколько данные шаги отвечают ее геополитическим интересам? Как будет здесь развиваться ситуация далее? Попытаемся ответить на эти и другие связанные с заявлением вопросы.

Как известно, еще совсем недавно Министерство обороны России настаивало на 10-11-летнем сроке вывода воинского контингента и вооружений из Грузии - после соответствующих мероприятий в России. Скажем, в августе 2004 г. глава оборонного ведомства РФ Сергей Иванов объявил на весь мир на конференции по проблемам безопасности в Мюнхене, что "вывод российских военных баз из Грузии будет осуществлен только при условии создания необходимой инфраструктуры на территории России для выводимых войск".

Выводить войска будем в чистое поле?

Перед выводом на территории России должны быть построены две военные базы и жилье для военнослужащих, сказал Иванов. "Мы будем исходить из финансовых возможностей государства, - заявил он, - но средства могут быть ассигнованы дополнительно Министерству обороны только после подписания двусторонних соглашений с Грузией и их ратификации Госдумой".

Он отметил, что сторонами до сих пор называются разные сроки возможного вывода российских военных баз с территории Грузии. "Подобные заявления будут звучать до тех пор, пока на двусторонней основе Россия не заключит с Грузией два соглашения: о сроках вывода баз и порядке их функционирования на территории Грузии до вывода", - сказал тогда министр.

И что же получается сейчас? Соглашения между Россией и Грузией о сроках вывода российских военных баз нет, а есть только совместное заявление глав дипломатических ведомств. А вместо подписания документа о порядке функционирования баз до вывода их на национальную территорию Россия почему-то в лице главы МИД страны Сергея Лаврова в совместном заявлении написала всего две строчки, сразу же согласившись, что РВБ будут функционировать только в режиме их вывода. Ни о какой подготовке инфраструктуры для выводимой техники и личного состава речи не идет. Здесь возникают вопросы: почему господин Лавров не учел позицию Минобороны РФ? Или позиция военного ведомства с августа 2004 года по данной проблеме изменилась? Так или иначе, на многие вопросы ответов нет. Лавров обязался до 15 июня 2005 года. передать грузинской стороне 142-й бронетанкоремонтный завод (БТРЗ) Группы российских войск в Закавказье. Зачем такая спешка?

Чем важны для стран Закавказья объекты ГРВЗ?

Между тем 142-й БТРЗ - это важный стратегический объект. В Тбилиси утверждают, что завод якобы будет передан грузинской стороне в рамках Стамбульских соглашений 1999 года о выводе российских военных баз и техники из Грузии. Это не совсем так, поскольку в турецкой столице речь шла не только о выводе войск с российских военных баз из Вазиани и Гудауте, но и предоставлении разрешения на временное базовое развертывание российских подразделений в Ахалкалаки и Батуми. Москва почему-то забыла об этих обязательствах Грузии и соглашается на быстрейшую, скажем прямо, молниеносную передачу военных баз и других важных военных объектов МО республики, в том числе не только 142-го завода. До 1 сентября 2005 г. Москва завершит передачу других объектов, не используемых в интересах ГРВЗ. К этому сроку будут переданы запасный командный пункт "Звезда", а также ретранслятор связи в Коджори и полигон "Гонио". Не легче ли все это было вывести из строя? Ведь ясно - передача объектов ГРВЗ Грузии - это укрепление ее обороноспособности, что, конечно, сразу же будет влиять на желание Тбилиси военным путем решить все проблемы с так называемыми непокорными автономиями.

Наблюдатели уже оценили негативные последствия от такой передачи. Возьмем, к примеру, 142-й БТРЗ. До последнего времени здесь ремонтировались не только российские и грузинские танки, но и бронетехника для армянской армии. В связи с этим несколько лет назад официальный Баку обвинил Грузию в предоставлении военной помощи недружественному Еревану. На встречное предложение грузинской стороны и командования ГРВЗ о предоставлении таких же услуг азербайджанской армии в Баку тогда ответили отказом. Как будет сейчас, когда предприятие стало грузинской собственностью? В МО Грузии от комментариев "ВПК" на этот счет отказались, сославшись на то, что говорить на эту тему преждевременно. Хотя понятно, что ремонтировать танки Еревану будет уже труднее.

Во-вторых, по мнению академика Академии военных наук Владимира Попова, которое он высказал "ВПК", "передача российского танкоремонтного завода ГРВЗ грузинской стороне означает, что Москва косвенно поддерживает подготовку грузинских войск к вторжению в Южную Осетию и Абхазию". По его мнению, видимо, забыт тот факт, что в июне 1992 г. Россия уже передавала Грузии военные заводы, объекты, бронетехнику бывшего Закавказского военного округа ВС СССР, в том числе и современные танки. А спустя несколько недель после этого они участвовали в братоубийственной войне на подступах к Сухуми и Цхинвали. Сейчас ситуация другая. Но грузинский президент не исключает и силового сценария подчинения себе непокорных автономий. Если это произойдет, то на танкоремонтном заводе специалистам скучать не придется. "Другой важный момент здесь - Армения. Как известно, в этой стране нет танкоремонтного завода, и о возможном ремонте техники армянской стороне нужно будет уже договариваться с Тбилиси. Захочет ли он это делать - не известно", - сказал Попов.

Призрак центра и другие обещания...

Как определенную победу России наблюдатели расценивают положения совместного заявления о том, что в Батуми будет создан грузино-российский антитеррористический центр (ГРАТЦ). Отмечается, что это будет оформлено отдельным документом (соглашением), в котором также будут определены "согласованная часть личного состава и материально-технических средств и инфраструктуры РВБ в Батуми". Иными словами, часть воинского контингента в Батуми останется. Хотя по опыту создания АТЦ в Центральной Азии в рамках ШОС и ОДКБ можно утверждать, что эти немногочисленные структуры будут заниматься в основном штабной работой. Здесь заметим, что Россия предлагала создать два совместных АТЦ - в Ахалкалаки и Батуми. Грузия же согласилась на создание центра на своем Черноморском побережье.

Таким образом, Россия де-факто может оказаться партнером Грузии по антитеррористической деятельности. Сейчас трудно определить круг задач, которые, возможно, предстоит решать ГРАТЦ, но однозначно они, видимо, будут направлены на наведение порядка в Панкисском ущелье, где, по данным российских спецслужб, до сих пор укрываются чеченские боевики.

Конечно, это все планы и прогнозы. Наблюдатели не исключают, что, скажем, под давлением США или по каким-либо другим причинам вопрос о подписании соглашения по созданию ГРАТЦ может зависнуть на неопределенное время.

Другая проблема - куда выводить войска? К примеру, несмотря на протесты Азербайджана, в совместном заявлении отражено то обстоятельство, что выводимая боевая техника и личный состав проследуют через "легитимные контрольно-пропускные пункты, включая и н.п. Ниноцминда". Как известно, этот пункт находится на грузино-армянской границе. Таким образом, из этого следует, что боевая техника, материальные средства и личный состав ГРВЗ все же будут выводиться в Армению. Известно, что Ниноцминда - автомобильный пункт пропуска, следовательно, по железной дороге войска и БТ перевозиться в Армению не будут. Но это все в планах. Не исключено, что под давлением Баку, который является для Грузии союзником по ГУАМ, официальный Тбилиси решит не пропускать российскую военную технику на территорию Армении. Что тогда?

Ждать баз НАТО, похоже, придется недолго

Самый большой "прокол" в российско-грузинских договоренностях, по мнению наблюдателей, - в отсутствии официального обязательства Грузии о неразмещении в стране военных объектов и баз из других стран, в том числе и НАТО. На этот счет перед подписанием документа было лишь устное заверение президента Грузии Михаила Саакашвили. После него официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко сказал следующее: "Мы приветствуем такое заявление. Оно созвучно и российской позиции в пользу неразмещения на территории Грузии военных баз и формирований иностранных государств. Важно только, чтобы эти слова не расходились с делами. Необходимо зафиксировать подобное положение в юридически обязывающем правовом документе".

"Российская сторона до последнего настаивала отразить это положение в заявлении, однако грузинские политики от этого отказались", - заявил "ВПК" источник в военно-дипломатических кругах РФ. Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска не сомневается, что военные базы в скором времени все же появятся в Грузии. "Мы действительно не хотим, чтобы натовские силы заняли объекты, освобожденные российскими военными", - заявила на днях она. "Руководство Грузии уверяет нас, что этого не произойдет. Возможно, сегодня-завтра и правда нет. Но любое обострение ситуации, даже в результате локального конфликта, а причины для его возникновения не устранены, тут же спровоцирует решение о целесообразности военной помощи и, будьте уверены, не российской, а натовской", - подчеркнула первый вице-спикер Госдумы. При этом она отметила: "Если сказать откровенно, то, думаю, и грузинская администрация, и администрация США очень хотят видеть НАТО в Закавказье".

Вполне понятно, что какие-то не подкрепленные документами обещания Тбилиси учитывать интересы России - это, по большому счету, блеф. Саакашвили и его команда спят и видят, как избавиться от зависимости от Москвы. Они этого и не скрывают. Скажем, на днях госминистр Грузии Георгий Барамидзе заявил, что "Североатлантический альянс надеется начать процедуры по вступлению в НАТО в 2007 году", то есть как раз после вывода российских военных баз из этой страны. По его словам, "ошибочно думать, что кто-то может блокировать вступление Грузии в НАТО", используя имеющиеся у Тбилиси проблемы. Комментарии здесь, как говорится, излишни.

Таким образом, наглядно видно, что российско-грузинские договоренности о выводе из республики военных баз России в большинстве своем не соответствуют геополитическим интересам России. Москва в скором времени может потерять многие свои позиции в регионе, если не активизирует и не конкретизирует требований в отстаивании собственных интересов.



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.