Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Прощание с Петропавловском (часть 2)

Прощание с Петропавловском (часть 2)

Идея переименования города вызвала в Казахстане бурю эмоций
Александр Шустов
06.10.2010
Прощание с Петропавловском  (часть 2)

Предложение переименовать Петропавловск в Кызылжар, выдвинутое недавно группой депутатов казахстанского парламента, вызвало в республике и в Интернете настоящий шквал споров. Водораздел между теми, кто выступает «за» и «против» переименования города, пролегает отнюдь не только по линии русские-казахи. Против переименования выступает часть казахстанской политической элиты и местных казахов. Естественно, что эта идея не вызывает оптимизма и у русского населения, которое, впрочем, в большинстве своем считает, что его мнения как обычно не спросят.

За переименование высказываются, главным образом, казахские национал-патриоты, целью которых является полное переформатирование карты республики путем стирания с нее всех русских названий.

Наиболее бурную реакцию идея переименования, как и следовало ожидать, вызвала в самом Петропавловске. В городе возникло протестное движение, ставящее своей целью отстоять его историческое название. В знак протеста противников переименования призывают повязать желтые ленточки на свои сумки, одежду, балконы и автомобили. Судя по отзывам на Интернет-форумах, перспектива консолидации общественного недовольства в рамках организованного движения, способного приобрести антиправительственную направленность, вызвала довольно нервную реакцию властей. По словам участников форумов, «КНБ (Комитет национальной безопасности), милиция подняты в ружьё - ленты срывают». У студентов, носящих желтые ленты, отбираются студенческие билеты, с прохожих ленты срывает милиция, машины с лентами останавливают и штрафуют. Сотрудникам органов власти, поставившим свою подпись под обращением к президенту с протестом против переименования, грозят увольнением. В качестве противовеса протестному движению в государственных учреждениях раздают красные ленты и заставляют их надевать в поддержку переименования.

Одним из способов выражения общественного мнения по поводу переименования города стала организация Интернет-опросов. За последние дни таких площадок для народного волеизъявления появилось несколько, причем все они показывают разные результаты.

На сайте «Петропавловск.kz» посетителям предлагается два варианта ответа: «Я против переименования» и «Я за переименование». По данным на 12.00 5 октября из 2681 проголосовавших 52% высказались против и 48% - за переименование. На сайте Общественного дискуссионного клуба «Петропавловск» (www.odk.kz.), созданного по инициативе Общественного совета Северо-Казахстанской области, вопрос о переименовании поставлен в другом ключе: «Заявление депутата Сулейменова (выступившего с инициативой переименования) это: провокация, нацеленная на раскол общества, или патриотический поступок?». 93,1% проголосовавших выбрали первый вариант ответа и лишь 7% - второй. Однако для того, чтобы проголосовать на этом сайте, необходимо пройти процедуру регистрации, а сделал это пока всего 31 посетитель.

Рассматривая данные Интернет-опросов, необходимо учитывать, что они имеют свою специфику, и довольно сильную. Результаты голосования на сайте отражают мнение не всего населения города, а только тех, кто захотел проголосовать и нашел для этого время. Как известно, Интернетом больше пользуется молодежь, и чем люди старше, тем они дальше от всемирной сети. Поэтому люди среднего и старшего возраста, которые составляют большую часть населения Петропавловска, в голосовании, скорее всего, участвовали слабо. Зато активная молодежь проголосовала в числе первых. Между тем, особенности этнодемографической структуры казахстанского общества таковы, что процент молодежи среди казахов больше, чем среди русских. Связано это с тем, что уровень рождаемости среди казахского населения несколько выше, чем у русского. При этом славянское население республики нередко отправляет своих детей получать образование в Россию, где они и остаются работать. На преобладании средних и старших возрастных групп среди русских сказывается и активная эмиграция наиболее молодой и работоспособной их части на протяжении предыдущих лет. К тому же в Интернет-опросах могут участвовать в них могут не только жители Петропавловска, а все, имеющие доступ к сети. То есть, проголосовать за переименование вполне могла «патриотически» настроенная часть казахов, проживающих на территории совсем других областей.

Особо стоит остановиться на национальном составе населения Северо-Казахстанской области, который нередко является главным аргументом «за» или «против» переименования Петропавловска. В течение большей части последнего столетия абсолютное большинство ее жителей составляли восточные славяне. По данным официальной казахстанской статистики в 1989 г. на долю русских приходилось 51,5%, а казахов – всего 22,6% населения региона. К 1999 г. этническая ситуация изменилась мало – казахи составляли 29,6%, а русские – 49,8% жителей области. Если прибавить к ним украинцев и белорусов, то восточнославянское население региона составляло абсолютное большинство. Данные переписи 2009 г. по регионам казахстанским агентством по статистике, к сожалению, до сих пор в Интернете не опубликованы. Однако, учитывая, что темпы эмиграции русского населения из Казахстана на протяжении первого десятилетия 2000-х гг. по сравнению с 1990-ми резко сократились, а уровень рождаемости заметно повысился, можно заключить, что этнический состав населения Северо-Казахстанской области вряд ли кардинально отличается от ситуации десятилетней давности. К тому же среди казахов значительно выше процент сельского населения, а среди русских – горожан, которые и составляют большинство населения Петропавловска.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о том, какую часть населения Петропавловска составляют православные и вообще христиане, поскольку вопрос о религиозном смысле названия города не раз всплывал в ходе дискуссий. Конфессиональный подтекст спорам вокруг переименования Петропавловска придал его инициатор, депутат нижней палаты казахстанского парламента Жарасбай Сулейменов, подчеркнувший в ходе своего выступления, что Казахстан является светским государством, а название большого региона по имени двух святых «наверное, имеет какое-то несоответствие» с этим статусом». Число христиан среди жителей Петропавловска неизвестно, однако их количество можно оценить, учитывая общую конфессиональную ситуацию в стране. По данным опроса газеты «Казахстанская правда» и института сравнительных социальных исследований «ЦЕССИ-Казахстан», проведенного в 2002 г., количество православных в Казахстане примерно равно числу приверженцев ислама. К православным отнесли себя 35,4% опрошенных, мусульманам - 33,4%, католикам – 2,4%, а около 20% свою религиозную принадлежность определить затруднились. Данные опроса говорят о том, что христиане на тот момент составляли большинство населения Казахстана. Что касается Петропавловска, где преобладает русское население, можно смело утверждать, что в настоящее время православные составляют абсолютное большинство его жителей.

Примечательно, что против переименования Петропавловска выступил имам петропавловской мечети Дин-Мухаммад Рафаиль Рязапов, предки которого поселились здесь еще в XVIIIвеке.

Критику с его стороны вызвал тезис о том, что название города, данное в честь христианских святых, не соответствует статусу Казахстана как светского государства и может вызывать какое-то неприязнь у мусульман. «Такие высказывания могут звучать только по причине невежества, — заявил он в интервью казахстанской газете «Экспресс-К», — Ислам — религия мира и любви, воспитывает в людях уважение друг к другу, призывает к миру и согласию». Более того, у мусульман и христиан, по его мнению, гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Между ними установились добрые и уважительные отношения. А переименование Петропавловска будет шагом, который «больно ранит североказахстанцев, исповедующих христианство, тем более что процент такого населения в области и городе велик». К тому же утверждение о наличии исторических оснований для того, чтобы сменить Петропавловск на Кызылжар, совершенно не соответствует действительности.

Против переименования выступили даже местные власти, обычно склонные поддерживать все «инициативы сверху».

По данным уже упоминавшегося Интернет-ресурса «Петропавловск.kz», депутаты городского маслихата (совета) незамедлительно провели закрытое заседание и единогласно решили не переименовывать Петропавловск.

По словам депутата городского маслихата, члена городской ономастической комиссии Жангельды Тажина в соответствии с законом вопрос переименования рассматривается с учетом мнения жителей региона. Между тем, городским маслихатом эта проблема не рассматривалась. «Следовательно, не было исследовано общественное мнение и данный вопрос нигде не обсуждался, заявил Ж. Тажин, - Начинание Жарасбая Сулейменова, скорее всего, его личная позиция». О том, что переименования города не будет, двумя неделями ранее заявлял и аким (глава) города Серик Билялов. «Заявляю официально: переименования не будет, - подчеркнул он, - Такой вопрос не стоит на повестке дня».

В спорах вокруг переименования Петропавловска ключевую роль играют исторические аргументы. Точка зрения славян основана на том, что почти все города Казахстана были основаны и построены русскими, и потому носят русские же названия. В Северном и Северо-Восточном Казахстане, где сегодня проживает большинство славянского населения республики, городов до прихода русских вообще не существовало. Все они, включая такие областные центры современного Казахстана, как Гурьев (ныне Атырау), Уральск, Петропавловск, Павлодар, Акмолинск (ныне Астана), Семипалатинск (ныне Семей) и Усть-Каменогорск, были основаны в качестве приграничных крепостей, защищавших южные рубежи России от набегов кочевников. До революции 1917 г. это была территория Уральского, Оренбургского и Сибирского казачьих войск.

Именно под стенами русских крепостей и благодаря военной защите Российской Империи казахи смогли уцелеть как народ во время джунгарского нашествия XVIII века.

Своей огромной территорией Казахстан также обязан России, так как эти земли были включены в состав республики в ходе национально-государственного размежевания 1920-х – 1930-х гг. При этом вплоть до 1936 г. Казахстан имел статус не союзной республики, как Узбекистан и Туркмения, а автономной республики в составе РСФСР, то есть являлся частью России.

Казахи же указывают на негативные моменты пребывания в составе Российской империи и СССР, такие как изъятие лучших земель, отданных в период колонизации славянским переселенцам, огромные демографические потери во время голода начала 1930-х гг., достигавшие половины численности этноса, повсеместная русификация образования, средств массовой информации и культурной жизни, загрязнение окружающей среды в результате работы Семипалатинского ядерного полигона и т.п. Отказ от русских названий они рассматривают как форму борьбы с «российским колониальным наследием», которая позволит Казахстану стать подлинно независимым. Причем мнение русского население в вопросах переименования, на их взгляд, учитывать вовсе не обязательно, так как в настоящее время оно проживает на «казахской земле». Судя по некоторым отзывам участников Интернет-дискуссий, широко распространенный тезис о толерантности казахов и их лояльности к русским также оказался преувеличенным, так как националистические настроения среди них в настоящее время заметно усилились.

Впрочем, то, что дальнейшее переименование городов усилит эмиграцию из Казахстана славянского населения, которого лишают исторической памяти, а на смену ему придут китайцы, осознается частью казахской аудитории достаточно ясно.

На форумах они указывают казахским национал-патриотам, что политикой переименований они, по сути, рубят сук, на котором сидят. Но какая из этих точек зрения возобладает – пока неясно. До сих пор подобные аргументы большого отклика у казахских властей не находили.

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..