Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Нормализация отношений Армении и Турции: взгляд из Нагорного Карабаха

Нормализация отношений Армении и Турции: взгляд из Нагорного Карабаха

22.10.2009
Нормализация отношений Армении и Турции: взгляд из Нагорного Карабаха

Беседу с Леонидом Мартиросяном, главным редактором республиканской газеты Нагорного Карабаха «Свободный Арцах», ведет автор программы «Внешний фактор» Наталья Бурлинова

- Этой осенью в отношениях Турции и Армении произошел дипломатический прорыв. В начале сентября при посредничестве Швейцарии стороны предварительно подписали двусторонние протоколы, которые должны были стать первым шагом на пути нормализации отношений между этими странами, прерванных Анкарой в знак солидарности с Азербайджаном по карабахскому вопросу. Уже в октябре стороны подписали соглашение о восстановлении дипломатических отношений. Как вы оцениваете швейцарские протоколы?

- Были подписаны «Протокол об установлении дипломатических отношений между Арменией и Турцией» и «Протокол о развитии двусторонних отношений». Армения и Турция договорились начать консультации относительно этих документов. В обоих документах Армения и Турция выразили свою готовность к развитию и углублению двусторонних отношений. На мой взгляд, одно из главных положений протоколов – это согласие государств открыть армяно-турецкую границу спустя два месяца после вступления договоров в силу. Многими аналитиками и экспертами протоколы были охарактеризованы как существенный вклад в обеспечение стабильности на Кавказе и регионе в целом. В Армении фактически начался новый политический этап, который я бы охарактеризовал как сложный и неоднозначный.

– Почему именно сейчас были подписаны эти документы, почему не было этого сделано раньше? Откуда такая политическая воля?

– Во-первых, в мире получает развитие интеграционный процесс, сейчас закрытая граница это нонсенс, анахронизм, который должен остаться в прошлом. Во-вторых, у обеих стран есть заинтересованность в открытии границы. Но, на мой взгляд, не обошлось и без внешнего влияния. Если рассматривать проблему с точки зрения западной политики, я не исключаю, что вопрос открытия границы можно рассматривать в контексте отношений России и Запада. Возможно, путем открытия границ Запад пытается вывести Армению из-под сферы влияния России. На мой взгляд, шансов на это нет, учитывая исторические отношения наших государств.

– Есть мнение, что в урегулировании проблематики Кавказа Вашингтон и Москва разделили роли. США взяли на себя армяно-турецкие отношения, а России осталась проблема Нагорного Карабаха. Если это так, то насколько в свете подписанных договоров в Швейцарии можно считать миссию Вашингтона успешной? Можно ли говорить, что Москва пока не преуспела в разрешении нагорно-карабахского конфликта?

– Я бы не сказал, что Вашингтон преуспел, поскольку скептически отношусь к перспективам открытия границы. Но и не стоит говорить, что Россия не преуспела в урегулировании этого конфликта. Россия - сопредседатель Минской группы ОБСЕ. Она немало делает для урегулирования конфликта. Есть, однако, впечатление, что Россия оказалась несколько на обочине урегулирования армяно-турецких отношений, кажется, что первую скрипку играют именно Соединенные Штаты Америки.

- Россия самоустранилась или, может быть, ее отстранили. Почему это происходит?

– Может быть, у России недостаточно политических ресурсов для того, чтобы оказывать большее влияние на этот процесс.

– Как в Нагорном Карабахе восприняли подписание протоколов и восстановление дипломатических отношений между Турцией и Арменией?

– Если рассматривать эти документы с дипломатической точки зрения, можно сказать, что достижением армянской дипломатии является отказ Турции от предварительных условий для нормализации отношений. В протоколах не упоминается ни карабахская проблема, ни международное признание геноцида армян. Если рассматривать эти документы в чистом виде, без учета последовавших комментариев турецких политиков, то реакция населения на эти документы чаще всего негативна. Прежде всего, это объясняется традиционным недоверием армян к Турции в силу исторических причин. Люди боятся, что в этих документах может быть подвох, хотя в них нет упоминания карабахской проблемы.

– Если армяно-турецкая граница будет открыта, то она фактически фиксируется в том состоянии, в котором она сегодня находится, то есть в соответствии с Карским договором, который был подписан в 1921 году. Я знаю, что это положение усиленно критиковалось армянской оппозицией. С вашей точки зрения, как открытие границы с Турцией может повлиять на позицию Армении по Нагорному Карабаху?

– Действительно, ратификация этих документов фактически узаконит установленные по Карскому договору границы. Это, на мой взгляд, неприемлемо. В сложившейся ситуации, конечно, нужны компромиссы, но есть ощущение, что идет игра в одни ворота. Требуют уступок от армянской стороны, а возможность компромисса со стороны Азербайджана выглядит эфемерной. С другой стороны, я считаю, что открытие границ может усилить позиции Армении, так как в процессе урегулирования фактор закрытых границ использовался Азербайджаном как фактор давления на Армению. Если границы будут открыты, то позиции Азербайджана могут ослабеть.

– Вопрос по поводу специальной комиссии по расследованию фактов армянского геноцида, создание которой оговаривается в швейцарских протоколах. Этот пункт вызвал критику не только в Армении, но и в Турции. Если в Армении считают, что создание подобной комиссии подвергает сомнению сам факт геноцида, то в Турции общественно-политические круги полагают, что работа комиссии подтверждает этот факт. Таким образом, этой инициативой недовольна ни одна из сторон. Как вы можете это прокомментировать?

– Я бы сказал, что в этой ситуации больше политических дивидендов получает Турция, поскольку тем самым можно затормозить процесс международного признания геноцида армян. Надо отметить, что против комиссии выступают, прежде всего, оппозиционные силы двух стран. Власти в Армении утверждают, что это всего лишь подкомиссия, которая будет заниматься историческими вопросами. Я считаю, что создание этой комиссии будет ставить под сомнение факт геноцида.

– Как, с вашей точки зрения, в свете армяно-турецкого урегулирования будут строиться отношения Анкары и Баку, который будет явно недоволен происходящим процессом. И как дальше Турция будет выстраивать отношения в треугольнике Ереван-Анкара-Баку?

– С самого начала мирного процесса реакция Азербайджана была весьма болезненной. Звучали даже призывы к разрыву отношений с Турцией. Ситуация остается неизменной и сейчас. Без сомнения, существует какое-то негласное распределение ролей между Азербайджаном и Турцией. В тактическом плане они могут допустить некоторые видимые уступки, но в стратегическом плане их интересы совпадают, и они вряд ли пожертвуют ими.

– В связи с началом политических консультаций в отношении швейцарских протоколов, насколько президенту Армении удастся убедить общественное мнение в необходимости подписания этих соглашений на фоне усилившейся критики в его адрес?

– Я приветствую согласие президента Саргсяна на проведение общественных дискуссий. Он сам инициировал и нормализацию армяно-турецких отношений, и общественное обсуждение данной проблемы с участием большинства лидеров различных политических сил. Кроме того, он отмечал, что подписание соглашений не является ни программой-минимум, ни программой-максимум, а промежуточным этапом в процессе нормализации отношений. То есть это своего рода первый шаг. Но, в конечном итоге, все будет зависеть от общественности двух стран.

– Как вы считаете, состоится ли в связи с ответным матчем Турция-Армения обратный визит в Турцию президента Сержа Саргсяна в рамках так называемой «футбольной дипломатии»?

– Мне сложно ответить на этот вопрос. Разумеется, он поедет туда не в качестве рядового болельщика сборной Армении. Я думаю, готовность у него есть.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.