Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Мехди Иманипур: "Наши народы мало знают друг о друге..."

Мехди Иманипур: "Наши народы мало знают друг о друге..."

Интервью с руководителем культурного представительства при посольстве Исламской Республики Иран в России
05.06.2007

Иран – государство, не сходящее последний год с верхних строчек рейтинга упоминаний в мировых СМИ. Обильно критикуемое мировым сообществом. Возглавляющее список так называемых "стран-изгоев". Что мы знаем о нем, кроме споров вокруг иранской ядерной программы и нашумевших геополитических высказываний президента Ахмадинеджада? Окно в этот загадочный мир нам помогает приоткрыть руководитель культурного представительства при посольстве Исламской Республики Иран господин Мехди Иманипур (на фото).

- Господин Иманипур, Иран представляет для большинства россиян terra incognita. Что делает возглавляемое Вами культурное представительство для того, чтобы расширить представления о вашей стране?

- Несмотря на то, что мы близкие соседи и между нами около четырех веков существуют постоянные политические взаимоотношения, наши народы знают друг о друге, к сожалению, действительно очень мало. На это есть свои причины. И одна из главных, на мой взгляд, заключается в том, что мы мало общались друг с другом непосредственно, не старались узнать друг о друге как можно больше. Знакомство наших народов всегда осуществлялось через каких-то посредников. Как правило – в лице Запада во главе с Америкой, а она никогда не желала, чтобы между нашими двумя народами были тесные контакты. Мы тоже, к сожалению, своевременно не приняли со своей стороны соответствующие меры по преодолению этой искусственно созданной преграды. Но в течение последних нескольких лет нами приняты соответствующие меры для объективного информирования россиян о нашей стране и, соответственно, информировании граждан нашей страны о России.

Сегодня мы сотрудничаем со всеми российскими научными центрами, связанными с востоковедением, проводим международные научные конференции совместно с Университетом дружбы народов и НИИ Культурологии РАН на тему: "Диалог культур России и Ирана". Для студентов, непосредственно занимающихся изучением персидского языка, проводим ежегодные олимпиады по персидскому языку и литературе, литературные конкурсы на соискание премии Фирдоуси, содействуем работе СМИ и туризму. В начале этого года организованы представления древнего иранского драматургического жанра "тазие" ("оплакивание"), проведены дни иранского кино.

- А какой образ России и русской культуры сформировался у иранцев? Что знают в вашей стране о северном соседе?

- У иранцев есть своеобразный отрицательный исторический опыт взаимоотношений с вашей страной, следы которого пока, увы, еще сохраняются. Многие из негативных воспоминаний связаны с деятельностью бывшего СССР, а частично и с российской политикой дореволюционного периода. Но знакомство нашего народа с россиянами продолжается по восходящей линии. Нам следует работать над тем, чтобы изучение русского языка было поставлено на должном уровне. В целом же образ России для народа Ирана с каждым днем становится все более привлекательным. Этому способствует и очень правильная, справедливая политика вашей страны по отношению к региону, которая импонирует иранцам. С позиции иранского народа деятельность господина Путина во многом способствует положительному имиджу России и россиян в нашей стране.

Особенно импонирует иранцам все более независимая политическая позиция вашего руководства по отношению к исламскому миру в целом и стремление к сближению с ним.

- Есть ли в Иране высшие учебные заведения и факультеты, где готовят специалистов по русистике?

- Надо сказать, что процесс изучения русского языка в наших университетах год от года ширится. Во всех крупных университетах Ирана открываются отделения русского языка. В четырех самых престижных университетах Тегерана и во всех университетах крупных областных центров ваш язык изучается. Причин на это много. Развитие взаимоотношений способствует сотрудничеству, особенно в экономической сфере. Кроме того, русская литература в Иране пользуется большой популярностью. Многие желают читать классику на языке оригинала. При Тегеранском университете создан специальный учебный и научный институт, занимающийся изучением языков и страноведения региона, и там имеется отделение по изучению России. На этом отделении готовят специалистов по русистике на уровне магистра наук. Наряду с крупными государственными в Иране есть и частные университеты, сеть которых с каждым годом расширяется. Они называются "свободными". Там тоже преподают русский, поскольку диапазон интересов к России - от бизнеса и экономики до культуры – сегодня очень велик.

- Как вы взаимодействуете с мусульманской общиной и с ираноязычными народами, населяющими Россию?

- Наши связи с российскими мусульманами осуществляются главным образом посредством сотрудничества с Духовным управлением мусульман России. Научная конференция под названием "Необходимость сближения различных исламских толков богословско-правовых школ", а также конференции, посвященные мусульманской молодежи и ознакомлению россиян с пророками ислама, конкурсы чтецов священного Корана, издание книг – все это результаты нашей совместной деятельности.

С другой стороны, многие поражаются, что в России, стране, имеющей очень давние традиции востоковедения, нет школы академического исламоведения. Это как раз один из недостатков, связанных с состоянием нашего общежития. К сожалению, в вашей стране нет такого академического центра по изучению ислама, диплом которого признавался бы российским государством. Создание такой структуры, несомненно, послужило бы интересам России.

С ираноязычными народами у нас тоже сложились хорошие отношения. Например, в апреле этого года в республике Северная Осетия-Алания состоялось очень важное событие - неделя фильмов Ирана, в первую очередь для детей Беслана. Там было заявлено, что сам ислам является жертвой терроризма. Нам важно было показать жителям региона, что мы с ними единодушны и сочувствуем их горю. В одном из центральных музеев Владикавказа мы устроили выставку иранского искусства. Жители республики проявили огромный интерес к ней. Люди относились к нам очень доброжелательно, искренне, и это ощущалось везде. Мы говорили им, что "из Ирана приехали в Ирон" – это одно из названий Осетии – и думаем, что здесь находимся среди своих соплеменников. Территориальная целостность России для нас очень важна и уважаема. Поэтому сотрудничество с любым регионом мы проводим с учетом этой целостности.

Мы сотрудничаем со всеми людьми и организациями, которые поддерживают позицию государственных структур России.

- Иран – государство исламское. Его религиозный характер, естественно, накладывает отпечаток на культуру…

- Здесь больше стереотипов западной пропаганды, связанной с их собственной историей. Но то, что сейчас происходит в Иране – явление совершенно иного порядка, чем в иезуитской Европе. Любой человек, ознакомившись с конституцией Ирана, убедится, что в стране все государственные структуры и органы выборные. Даже самая высокая должность – духовный руководитель – тоже избирается, и он может быть смещен выборным путем со своей должности.

Запад ведет пропагандистскую кампанию по всему миру, убеждая всех, что демократия совместима только с либерализмом. А если посмотреть по существу, то никакой рациональной основы в сочетании этих понятий нет. Мы считаем, что основой настоящей демократии должны быть Божественные откровения. В нашей стране опыт своей демократии, отвечающей чаяниям и интересам нашего народа. Она основана на тех лозунгах, которые выдвигал народ в ходе исламской революции 1979 года и которые народ сам реализует. А то, что Западом преподносится под ширмой "прав человека" и демократии, преследует только политические цели. Запад в лице шахского Ирана потерял своего верного союзника и, конечно, этим недоволен. Западные государства желают, чтобы мы жили по их указке, стали вновь их приспешниками. И к России, пусть и в иной форме, - те же претензии. И мы слышим, как господин Путин заявляет, что и в России тоже свой, особый тип демократии.

- Известно, что в Иране много национальных и религиозных меньшинств. Как обеспечиваются их права?

- Каждый, кто побывал в Иране хоть раз, знает ответ на этот вопрос. Все религиозные меньшинства имеют своего представителя в парламенте страны. Даже малочисленные конфессии получили такую возможность. Все храмы всех конфессий действуют свободно: церкви, синагоги, храмы огня. Меньшинства даже свои спортивные команды имеют, различные культурные центры. В прошлом году в Москве проходил фестиваль творчества еврейских детей, и в том мероприятии участвовала группа из Ирана. Такая степень религиозной свободы в мусульманской стране многих тогда удивила.

Представитель любой конфессии и народа на территории Ирана в первую очередь, считает себя иранцем. Степень толерантности, которая присуща исламу именно в Иране, очень высока. Такова психология народа. Кстати, в свое время, все религиозные меньшинства приняли участие в сопротивлении иракскому нашествию.

- В Иране, я знаю, есть и православные храмы...

- Да, в Тегеране есть православная церковь, настоятель которой назначен из России. Прихожане в основном русские. А также иранцы, которые женаты на православных христианках, и иранки, которые замужем за христианами. У греков тоже есть свой храм.

Выбор религии в Иране – личное дело каждого. Между правовым положением христианина и мусульманина нет никакой разницы.

- А как в Иране относятся к проблеме глобализации?

- Я думаю, что позиции Ирана и России по отношению к глобализации во многом схожи. Мы учитываем все тенденции общемирового процесса и действуем сообразно. Но понимать этот процесс, как американизацию мировой культуры - не согласны и будем сопротивляться такому пониманию. В Иране есть даже научные и культурные центры, которые противостоят американизации мира. Например, иранским кинематографом предпринимаются меры против голливудизации кинопроката. И наоборот, снимаются фильмы, построенные на гуманистических принципах, они субсидируются. Режиссеры заинтересованы в создании фильмов и сериалов с учетом культурной и духовной традиции народа. То же происходит в области музыки. Чтобы ответить на "макдональдизацию", мы создаем фаст-фуд, соответствующий местным традициям, где обслуживание происходит также быстро и качественно.

Лучший способ противостояния негативным явлениям – создание альтернативы, соответствующей потребностям людей. Мы думаем, что глобализация – это такой процесс, в ходе которого вовсе не обязательно уничтожение культурной традиции с меньшим количеством носителей.

- Иран относится к числу самых непосещаемых россиянами стран. Насколько ваше государство вообще предрасположено к туризму?

- Все, кто хоть раз побывал в Иране, после возвращения произносят слова, которые и радуют, и печалят нас одновременно: "Оказывается, Иран абсолютно иной, чем мы думали раньше, он лучше!". Радуют положительные впечатления туристов, и печалит западная пропаганда, направленная против нашей страны, отрицательно сказывающаяся на наших отношениях с миром.

Конечно, и сам Иран должен поменять подход к организации туризма, сделать акцент на "культурный туризм". Что касается наших стран, то надо сказать, после подписания договора о сотрудничестве в области туризма положение уже меняется к лучшему. Поток туристов из Ирана в Россию увеличился. Надеюсь, что и россияне станут чаще выбирать нашу страну для отдыха.

Беседовал Андрей Мельников

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.