Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Кто же подрывает нормандский формат?

Кто же подрывает нормандский формат?

Что показал визит главы МИД ФРГ Зигмара Габриэля в Киев
Виктор Пироженко
09.01.2018
Кто же подрывает нормандский формат?

Визит, состоявшийся 3-4 января, примечателен тем, что реанимировал затухшие в последние несколько месяцев политические контакты в рамках нормандской группы между киевским режимом и Германией.

В повестке визита, судя по официальным заявлениям, находились вопросы урегулирования конфликта в Донбассе, а также внутриполитические действия киевской власти, не устраивающие Запад и, прежде всего, стремление режима Порошенко поставить антикоррупционные органы под свой контроль.

Визит подтвердил, что, по сути, ФРГ в вопросе урегулирования ситуации в Донбассе находится в русле позиции США и по-прежнему не желает принуждать Киев к выполнению своих обязательств по второму Минскому соглашению. В частности, ФРГ склоняется к позиции администрации Трампа по вопросу миротворцев.

Глава МИД, например, считает, что «должна быть вооруженная и сильная миротворческая миссия ООН, которая должна пребывать на оккупированной территории, а не охранять только, в виде малочисленной группы, представителей ОБСЕ». По словам Габриэля, если миротворцы будут находиться только на линии столкновения, то это будет «новой границей на Украине».

Глава МИД ФРГ подтвердил, что это общая позиция Германии с Францией: «Мы будем совместно с нашими французскими коллегами, а также со всеми странами, которые входят в Совет Безопасности ООН, работать над тем, чтобы ввести настоящую миротворческую миссию ООН в Донбасс».

Итак, уже не только Волкер, но и Германия с Францией, то есть Запад, выступили в вопросе миротворцев с общих позиций: превратить миротворческую миссию на Донбассе, по сути, в оккупационную, которая должна подменить собою реальную власть в ДНР/ЛНР.

Она же должна взять под контроль и границу республик с Россией. Этой же позиции придерживается и киевский режим.

Поскольку Запад предлагает ввести миротворцев только на территорию республик и выступает против участия в миротворческой миссии российского контингента (и в целом ОДКБ), очевидно, что эта миссия изначально задумывается как орудие вооружённого разгрома повстанцев Донбасса. Причём ввод миротворцев с таким мандатом даже теоретически никак на Западе не соотносится с выполнением Киевом своих обязательств по закреплению за Донбассом особого статуса, согласием на местные выборы, амнистию и т.д. И Габриэль ещё раз обозначил эту, по сути, тупиковую позицию Запада.

Позиция России осталась неизменной и основывается на буквальном прочтении текста «Комплекса мер...», исключающее какое-либо иное толкование Минского протокола. Президент России Владимир Путин в ходе большой предновогодней пресс-конференции напомнил принципиальную позицию России: о формате международного контроля над конфликтом Киев должен напрямую договариваться с ДНР и ЛНР, что прямо прописано во вторых Минских соглашениях. А миротворческая миссия должна заниматься защитой наблюдателей Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ и находиться там, где необходимо развести воюющие стороны, т.е. на линии соприкосновения, что логично.

Единственное, что отличает германскую позицию от американской – это отношение к поставкам летального вооружения киевскому режиму. «Если чего-то там и много, в том регионе, то это оружия. В Германии скептически относятся к тому, что поставки оружия могут помочь решить конфликт», – цитируют слова главы германского МИДа украинские СМИ. Впрочем, на своей пресс-конференции по итогам визита в Киев Габриэль был уже не столь категоричен в оценках: «Мы несколько отдалены от этого конфликта и находимся, как страна, в безопасности, а Украина с точки зрения обороны рассматривает это иначе».

Отказ Берлина от принуждения киевского режима к выполнению Минских соглашений, как и деструктивная позиция по миротворцам – это принципиальная позиция Запада, обусловленная геополитическими интересами ЕС и США, а не отсутствием возможностей для такого принуждения.

Этот вывод наглядно подтверждается отношением Берлина к иному вопросу повестки визита в Киев: борьбе с коррупцией и сохранению независимости антикоррупционных органов от властной коалиции БПП-НФ.

Здесь принципиальная заинтересованность Запада сохранить в лице антикоррупционной вертикали (правда, недостроенной) мощный рычаг воздействия на киевскую правящую верхушку заставила главу МИД ФРГ озвучить нелицеприятные для лидеров режима вещи. Габриэль в Киеве предостерёг Верховную Раду от возвращения к законопроектам, которые могли бы посягнуть на независимость антикоррупционных органов – национального антикоррупционного бюро (НАБ) и специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП).

Речь идёт о подготовленных в конце 2017 г. парламентской коалицией БПП-НФ законопроектах, разрешающих увольнять директора НАБ силами депутатского большинства в Раде или указом президента. Тогда США и страны ЕС прямо потребовали через свои посольства снять данные законопроекты под угрозой прекращения всякой финансовой помощи Киеву. Некоторые официальные лица на Западе заговорили о персональных санкциях в адрес инициаторов законопроекта. Тогда власть отступила, но финансирование Киева по линии ряда ключевых западных проектов, например, МВФ, по-прежнему заморожено.

Иными словами, там, где Запад действительно заинтересован в продавливании своей позиции, он идёт на жёсткий конфликт лично с Порошенко и с коалицией БПП-НФ, не опасаясь, что это как-то дестабилизирует общественно-политическую ситуацию на Украине. Очевидно, что по вопросу выполнения киевским режимом своих обязательств в минском процессе такой заинтересованности у Запада нет.

Зачем же Габриэлю понадобилось ещё раз обозначить тупиковую позицию Запада по донбасскому урегулированию, хотя всем понятно, что ни республики Донбасса, ни Москва никогда её не поддержат?

Представляется, что на Западе как раз существуют иллюзорные надежды выйти в ходе торгов с РФ по вопросу миротворцев на вариант идеального для США и ЕС решения – возвращения территорий ДНР/ЛНР под контроль Киева путём их мирной капитуляции.

А киевско-вашингтонский вариант миротворческой миссии, который отстаивает и глава МИД ФРГ, означает именно это.

Представляется, что сам процесс переговоров Суркова с Волкером по миротворческой миссии будет подпитывать подобные иллюзии до тех пор, пока он будет длиться. На днях бывший президент Украины Кравчук снова что-то молвил про «наполнение новым содержанием» Минского формата...

Другой сценарий – возобновление активных боевых действий – является для ЕС, в отличие от США, наиболее негативным и неприемлемым. Отсюда и критическое отношение Габриэля к поставкам в зону конфликта летальных вооружений.

Таким образом, половинчатая и проамериканская позиция Германии, как ведущего представителя ЕС в донбасском конфликте, фактически подрывает самостоятельное значение нормандского формата.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.