Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
«Косовский прецедент» - год спустя

«Косовский прецедент» - год спустя

17 февраля исполняется год с того момента, как Ассамблея сербского края Косово приняла декларацию независимости
Петр Искендеров
17.02.2009
«Косовский прецедент» - год спустя

Ровно год назад депутаты-албанцы в отсутствие сербских представителей единодушно проголосовали за независимый статус края. Тем самым был дан сигнал к новой перекройке границ на всем евразийском пространстве, а признание этого акта со стороны США и ведущих стран-членов Европейского союза вкупе с невнятной реакцией ООН, ОБСЕ, Совета Европы и других международных организаций показали, что мировое сообщество отныне находится в иной – и очень опасной - системе координат.


Истекший год полностью подтвердил неутешительные прогнозы насчет развития ситуации в Косово и роли «косовского прецедента» в дестабилизации обстановки в других «горячих точках» евразийского пространства. Еще в феврале 2008 года – сразу после того, как этнические албанские сепаратисты при поддержке США и ЕС предприняли свои односторонние действия, Россия и Сербия заявили о грубейшем нарушении международного права. Как известно, резолюция Совета Безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 года потребовала от мирового сообщества выработать приемлемый для всех сторон статус Косово и одновременно подтвердила «приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославия и других государств региона». 

Однако в Вашингтоне, Брюсселе и целом ряде других балканских столиц быстро забыли об этих требованиях. Независимость Косово сразу же была объявлена «уникальным случаем», хотя целый ряд самопровозглашенных государств к этому времени уже имели гораздо больше оснований претендовать на международное признание. Решение албанских сепаратистов (которые вели борьбу за выход из состава Сербии, начиная с 1980-х годов), сразу же поддержали США и ведущие страны-члены Евросоюза, а также многие другие государства, в своей внешней политике традиционно ориентирующиеся на США, ЕС и пресловутую «евроатлантическую солидарность».

К настоящему времени независимость Косово признают 54 государства-члена ООН, в том числе 22 из 27 членов ЕС (в оппозиции по-прежнему остаются Греция, Испания, Кипр, Румыния и Словакия).

Свои козыри получили и сторонники силового решения других сложных межнациональных вопросов. Они теперь могли обосновывать свои действия ссылками на неспособность мирового сообщества решать аналогичные проблемы. 

В результате за последний год мир столкнулся с военной агрессией Грузии на Кавказе, с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны России, а также с резким ростом напряженности в Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговине, южносербской Прешевской долине – то есть практически во всех районах существующих и потенциальных балканских конфликтов. Именно после западной индульгенции косоварам албанские экстремисты Македонии взяли курс на ускоренное превращение страны в аморфную албано-македонскую федерацию, рассматриваемую как переходный этап к своему полному отделению. «Республика Македония - Илирида» - так, по замыслу местных албанцев, должно называться новое псевдогосударство. Примечательно, что лидеры албанских сепаратистов Македонии обнародовали Декларацию с требованием к властям страны санкционировать раздел государства спустя несколько дней после признания независимости Косово со стороны Скопье в октябре 2008 года. Президент Сербии Борис Тадич в недавней беседе с автором этих строк справедливо заметил, что «Великая Албания» является исторической целью, заявленной албанскими политиками в более раннее время, и достаточно очень поверхностного взгляда на развитие ситуации на пространстве Западных Балкан в течение последних 20 лет, чтобы убедиться в сознательном «перекатывании» кризиса с одной территории, на которой проживает албанское население в качестве этнического меньшинства, на другую». Независимое Косово является одним из ключевых центров управления и тыловой базой этих процессов. 

Что же ситуации в самом Косовском крае, то там спустя год после провозглашения противоправной декларации независимости возник подлинный международно-правовой тупик.

В настоящее время в крае действуют сразу три международных миротворческих представительства – миссия ООН, гражданско-полицейская миссия Евросоюза и миротворческие силы под командованием НАТО. Все они формально подчиняются мандату ООН, понимаемому, однако, по-разному. Если миссия ООН осуществляет общий надзор за ситуацией и готовит регулярные доклады генсеку ООН, то руководство миссии ЕС видит свою главную задачу во всемерном содействии местным властям в укреплении своих государственных институтов. Есть у самопровоглашенного государства и собственные вооруженные формирования – «Силы безопасности Косово» численностью в 2500 вооруженных бойцов. Как заявил в этой связи министр по делам Косово и Метохии в сербском правительстве Горан Богданович, ЕС и НАТО, вместо того, чтобы реально разоружить Косово, где сегодня в обороте находятся около полумиллиона «стволов», попросту «играют с огнем на пороховой бочке». Что же касается косовских сербов, компактно проживающих на севере края в количестве приблизительно 100 тысяч человек, то они все последние годы не признают никаких решений Приштины. В июне 2008 года сербы сформировали в Косовской-Митровице собственную Скупщину сербских общин Косово и Метохии и всячески укрепляют политические и экономические связи с остальной Сербией. 

Почему же Запад, учитывая все вышеперечисленные и многие другие издержки косовской независимости и прямую угрозу, которую она представляет для стабильности на Балканах, на Кавказе и в других стратегически важных районах, все-таки сделал свою албанскую ставку? Автор этих строк нашел один из ответов в содержания своих неофициальных бесед с дипломатическими представителями западноевропейских стран. Когда им предлагалось объяснить, почему проблема разделенного Кипра решается с 1974 года, и конца и края этому процессу нет, а Косово обрело независимость менее чем за 10 лет после прихода в сербских край натовских миротворцев, ответ НЕИЗМЕННО был один – «на Балканах мы не можем ждать».

Что именно не могут ждать в Вашингтоне и Брюсселе, хорошо понятно – не могут ждать, пока в этом регионе вновь окрепнут исторические позиции и влияние православной России.

Для борьбы против этого влияния албанские экстремисты, ведущие борьбу за создание антиславянской «Великой Албании», подходят как нельзя лучше. Впрочем, в 1980-е годы и талибы казались многим на Западе эффективным и послушным орудием. А албанцы – наиболее мобильная, организованная и активно развивающаяся нация в современной Европе – орудие пострашнее талибов… 

Петр Ахмедович Искендеров - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей»
Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.