Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
Карельский вопрос: удар по обеим сторонам границы

Карельский вопрос: удар по обеим сторонам границы

Сергей Майнилов
17.06.2005

Попытки пересмотра политических и территориальных итогов Второй Мировой войны, ставшие, увы, почти привычными в последнее время, являются одним из главных дестабилизирующих факторов в отношениях России с целым рядом стран Европы и Азии. Потенциально они могут поставить под угрозу даже проверенное временем взаимовыгодное партнерство, что будет прямо противоречить национальным интересам и России, и ее соседей.

На фоне постоянных заявлений руководства России и Финляндии о том, что отношения между нашими странами развиваются вполне успешно и не имеют серьезных проблем, диссонансом звучит стремление некоторых кругов в соседней стране вновь развязать дискуссию по «карельскому вопросу» или даже побудить Москву начать переговоры о возвращении некогда утраченных Финляндией территорий.

Так, финская общественная организация Pro Karelia обнародовала детальный «План реформы приграничных районов». Согласно ему, Финляндии должна отойти территория, взятая под контроль СССР в 1939-1940 и 1941-1944 годах, и ныне являющаяся неотъемлемой частью Российской Федерации.

В рамках этой «реформы» авторы проекта предлагают вернуть Финляндии часть приграничных районов Республики Карелия, а также Карельский перешеек с городом Выборг в Ленинградской области и район Печенги в Мурманской области.

В «Плане...» представлены экономические обоснования территориального передела. По мнению его разработчиков, «факт возвращения Карелии положительно скажется на занятости финского населения, что, в свою очередь, окажет сильное влияние на развитие экономики всей Финляндии». По утверждению авторов, изменение границы будет выгодно и России, которая таким образом избавится от «депрессивных регионов». Кроме того, «применение принятых в Финляндии экологических норм приостановит загрязнение Карелии и Ладоги, улучшит водоснабжение Санкт-Петербурга». Авторы проекта уверяют: «Все основные потребности населения будут удовлетворены».

Сразу оговоримся, что официальный Хельсинки регулярно заявляет, что не собирается поднимать вопрос о переделе границ с Россией. Однако нельзя не заметить и того, что в поддержку этой идеи в Финляндии собрано уже порядка 100 тысяч подписей. Когда их количество перевалит за полмиллиона, Pro Karelia намерена отправить подписные листы президенту и парламенту Финляндии. По утверждению сайта этой организации, около 400 тысяч жителей Суоми выразили готовность в будущем переехать на возвращенные территории...

***

Послевоенные границы России (как правопреемницы СССР) с Финляндией закреплены в международно-правовом порядке — Мирным договором 1940 года, Соглашением о перемирии 1944 года, а затем Парижским мирным договором 1947 года (с участием десяти государств). Принцип неизменности границ зафиксирован у Финляндии и непосредственно с нынешней Российской Федерацией — в двустороннем Договоре об основах отношений от 1992 года.

Таким образом, вопрос о возможном пересмотре границ в повестке дня российско-финляндских отношений не стоял и не стоит. Об этом не раз говорили руководители РФ и Финляндии. Рассчитывать на какое-либо изменение позиции Москвы у сторонников территориального передела нет никаких оснований. Впрочем, и в самой Финляндии у них нет той общественной поддержки, которая могла бы заставить власти этой страны пересмотреть свое отношение к пограничной теме.

Итоги последних опросов общественного мнения вновь подтвердили, что большинство финнов (57%) выступают против возвращения Карелии. «За» чаще всего высказываются представители старших поколений, главным образом — родившиеся там, и частично — самые молодые респонденты. А согласно исследованию, проведенному Карельским союзом, на вопрос «Готовы ли вы переселиться, если эти районы будут возвращены Финляндии?», около 80% респондентов ответили отрицательно.

Одним из главных мотивов, по которым большинство финнов не хотят возвращения утраченных в первой половине XX века территорий, является понимание необходимости огромных затрат на их «финляндизацию». По самым скромным прогнозам экспертов, реинтеграция этих территорий в состав Финляндии потребует как минимум 10 лет и порядка 30 миллиардов евро.

***

Как известно, отношения Финляндии и Советского Союза в послевоенные годы представляли собой уникальный пример тесного и взаимовыгодного сотрудничества стран с абсолютно разными общественно-политическими системами. Это сотрудничество включало в себя не только торговлю, но и возведение в СССР промышленных и гражданских объектов при непосредственном участии финской стороны. В их числе, например, Светогорский бумажный комбинат и Костомукшский ГОК вместе с городом горняков Костомукшей, в основном построенным финскими фирмами на основе межгосударственных соглашений. Кстати, подобные проекты позволяли эффективно решать внутренние проблемы самой Финляндии, заметно снижая уровень безработицы.

Для постсоветской России территория и инфраструктура соседней высокоразвитой страны, входящей в Евросоюз, обеспечила наиболее удобный транзитный коридор, через который проходит значительная часть товарообмена со странами Запада. Сегодня Финляндия находится на восьмом месте среди основных торговых партнеров РФ, а Россия — на третьем месте во внешней торговле Финляндии. Двусторонний товарооборот в минувшем году достиг 9,67 млрд. евро. Растет туристический обмен, укрепляются культурные, общественные и человеческие связи между финским и российским народами.

В последнее время финская сторона сделала акцент на расширении приграничного сотрудничества с этнически родственной ей Республикой Карелия, а также географически близкими Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Взят курс на многоцелевую финансовую поддержку таких совместных проектов, которые способны дать ощутимый социально-экономический или экологический эффект — с тем, чтобы и в будущем, уверенно встав на ноги, хозяйствующие субъекты соседних российских регионов не отказались от посредничества Финляндии в налаживании выхода на западные рынки.

По объему накопленных инвестиций — свыше 1 млрд. долларов — Финляндия входит в число крупных инвесторов российской экономики. Вместе с тем, как отмечают эксперты, этот уровень не в полной мере отвечает потенциалу двусторонних отношений. Российская сторона намерена вести дело к расширению инвестиционной составляющей сотрудничества с Финляндией, развивать взаимодействие в сфере инноваций и высоких технологий, включая развитие приграничных областей.

...Есть все основания полагать, что вопреки бесплодным, но отнюдь не безобидным попыткам «переиграть» историю, многолетнее российско-финляндское сотрудничество, подкрепленное ныне политикой партнерства между РФ и ЕС, будет успешно продолжено.



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.