Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Эстония сдается

Эстония сдается

Аждар Куртов
21.06.2005

Длительный период поиска консенсуса в пограничном размежевании Эстонии и России практически завершился вчера 20 июня. Парламент Эстонии на внеочередном заседании ратифицировал договоры о границах с Россией.

Эстонская Республика занимает территорию в 45,1 тысяч квадратных километров, при этом ее прибрежная линия на Балтике составляет 3794 километра. Граница Эстонии с Россией более чем на сотню километров длиннее, чем с Латвией. Непосредственно с нашей страной граничат: город Нарва, Выруский уезд с волостями Меремяэ, Миссо, Вастелиина, Пылваский уезд с волостями Ряпина, Микитамяэ, Орава, Вярска.

История формирования рубежей племен эстов уходит в далекий XIII век, когда началась колонизация этих территорий внешними захватчиками – датчанами и немцами. В 1347 году датчане продали свои владения, охватывавшие территорию современной Эстонии, Ливонскому ордену. Россия с переменным успехом неоднократно воевала с ливонцами. В результате поражения в Ливонской войне в 1581 году она потеряла свои исконные владения – Ивангород, Ям (Кингисепп), Копорье, в результате чего граница впервые была установлена восточнее реки Нарвы. Однако довольно скоро в соответствии с заключенным Тявзинским договором 1595 года граница вновь была установлена по реке Нарва. Этот рубеж сохранялся до 1617 года, когда по Столбовскому договору Россия утратила все Балтийское побережье.

Упорством и героизмом войск Петра I 7 августа 1704 года город Нарва был возвращен в лоно России. В нем государь учредил генерал-губернаторство, вошедшее в Санкт-Петербургскую губернию со всем левобережьем реки Нарвы (Сыренским уездом). При императрице Екатерине II в ходе административной реформы Сыренский уезд был изъят из Санкт-Петербургской губернии, но город Нарва с одноименным уездом остался в ее составе. Преемник Екатерины – Павел I в феврале 1797 года передал Нарвский уезд в состав Эстляндской губернии, а сам город оставил самостоятельным. В 1802 году Нарву возвращают в административное подчинение Санкт-Петербургской губернии, но уезд остался в составе Эстляндской губернии. В период реформ Александра II с 1864 года Нарва в административном отношении была подчинена земству Ямбурга (Кингисепп) и осталась в составе Санкт-Петербургской губернии до 1918 года.

В феврале 1918 года кайзеровские войска захватили Нарву, Ивангород и были остановлены только у деревни Комаровки. Соответственно здесь и была проведена демаркационная линия. После ноябрьской революции в Германии ее войска покинули Прибалтику, а возникшему эстонскому государству они передали все ранее оккупированные ими земли, в том числе и часть Ямбургского уезда. На этой территории были сформированы части белой армии Юденича, разгромить которые удалось только в 1919 году. С этого времени в городе Юрьеве (Тарту) начались переговоры РСФСР с Эстонией о перемирии, завершившиеся подписанием Тартуского мирного договора 2 февраля 1920 года. По этому договору РСФСР уступала Эстонии территории общей площадью около 2 тысяч квадратных километров с населением в 50-60 тысяч человек, причем преимущественно русских, которым, впрочем, было дано право переселиться в Россию.

Вхождение Эстонии в состав СССР в 1940 году на правах союзной республики мало отразилось на прохождении ее административной границы с РСФСР. Но в 1944 году двумя Указами Президиума Верховного Совета СССР: от 23 августа 1944 года "Об образовании Псковской области в составе РСФСР" и от 24 ноября 1944 года "О включении в состав Ленинградской области населенных пунктов, расположенных на восточном берегу реки Нарва" из Эстонии на печорском направлении были переданы Печорская, Слободская, Паниковская и часть Изборской волостей, а на нарвском направлении – Выскацкая, Добручинская, Горская и Нарвская волости. 3 октября 1946 года было принято постановление "Об установлении границы между Эстонской ССР и РСФСР". В 1957 году эта граница была частично изменена: ряд населенных пунктов были переданы из РСФСР в Эстонскую ССР и наоборот. Все эти действия полностью соответствовали действовавшим в тот период конституциям данных республик.

Вопрос о границах не был урегулирован в Договоре об основах межгосударственных отношений РСФСР и Эстонской Республики от 12 января 1991 года, поскольку сама юридическая природа этого акта в условиях существования Союза ССР была весьма сомнительной.

Однако с распадом СССР независимая Эстония, ссылаясь на Тартуский договор 1920 года, предъявила России претензии на территории, площадь которых равнялась 2167 квадратных километров. Конкретно эстонцы требовали отдать им 727 квадратных километров Ленинградской области (Кингисеппский район – 279 квадратных километров и Сланцевский район – 448 квадратных километров) и 1440 квадратных километров Печорского района Псковской области. Причем из примерно сорока тысяч жителей этих районов эстонцев по национальности насчитывалось менее полутора тысяч.

Переговоры по границе начались в ноябре 1991 года. Эстонцы настаивали на демаркации на основе Тартуского мирного договора, Россия же апеллировала к Хельсинскому Заключительному акту 1975 года, декларировавшему нерушимость послевоенных границ в Европе. Несколько лет прошло в бесплодных десятках раутах переговоров. При этом эстонцы предпринимали и односторонние действия, осложнявшие поиск компромисса. Так в 1993 году в Эстонии был принят Закон о границах морских акваторий, по которому исходная точка ими произвольно располагалась на территории РФ в 11,7 километров от устья реки Нарвы.

Россия вынуждена была принимать меры по защите своих интересов. 18 июня 1994 года Ельцин подписал Указ "Об обозначении на местности государственной границы между Российской Федерацией и Эстонской Республикой". Этим актом перед компетентными службами РФ ставилась задача в одностороннем порядке обозначить границу по ее состоянию на 24 августа 1991 года (момент признания Россией суверенитета Эстонии). Соответствующее постановление 18 июня 1994 года приняло и Правительство России. В итоге государственная граница на эстонском участке была обозначена пограничными знаками на протяжении 325,7 километров (было установлено 628 пограничных столбов и 20 буев). При этом на морском участке граница не устанавливалась, поскольку там ситуация была еще более сложной.

Твердая позиция России по непризнанию Тартуского договора и эстонских территориальных претензий охладила пыл политиков в Таллинне. Уже в феврале 1995 года президент Эстонии заявил в своем интервью СМИ: "… у нас должно хватить мужества признать: Тартуский мирный договор и эстонская граница согласно этому договору не являются тождественными понятиями". Ход переговоров вошел в конструктивное русло, стороны стали обсуждать возможности отклонения прохождения границы исходя из хозяйственной целесообразности, природных условий и т.п. Только по реке Нарве требовалось провести границу по 115 островам. Россия вносила предложения по изменению прохождения границы в Псковском, Теплом и Чудском озерах ради обеспечения свободы плавания судов России и Эстонии. Эстонцы приняли предложение обменять три эстонских участка акватории озер суммарной площадью 13,85 квадратных километров на два российских участка такой же площади. Это позволяло нормально организовать навигацию.

В январе 1996 года стороны подписали положение "Об описании прохождения государственной границы между РФ и ЭС". Договорились и по основным вопросам разграничения морских пространств, при этом эстонцы согласились с тем, что начальная точка этой линии лежит в устье реки Нарвы. В ноябре 1996 года эстонское правительство одобрило проект договора по границе, 5 марта 1999 года обе стороны завизировали всю техническую часть и приложения к договору. Однако в дальнейшем процесс опять затормозился, правые партии в Эстонии пытались торпедировать подписание договора.

И все же, в конце концов, политическая воля была проявлена. Договоры о российско-эстонской государственной границе и о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах были подписаны главами МИД России и Эстонии Сергеем Лавровым и Урмасом Паэтом 18 мая 2005 года в Москве. Договоры утверждали официальный статус нынешней линии границы с незначительной корректировкой "на условиях адекватной территориальной компенсации". Согласно этим документам, стороны уступали друг другу по 128,6 гектара суши и по 11,4 квадратных километра поверхности озер. Достигнутый компромисс выражался в том, что на приграничных озерах Россия наравне с Эстонией получила право пользоваться своей половиной фарватера, а также выходом из Чудского озера к реке Нарве. Эстония же получила важные сектора рыбного промысла в районе острова Пийрисаар.

Установленная сухопутная граница решила проблему узкой полосы приграничной территории на эстонской стороне, получившей образное название "саатсеского сапога", площадь которой составляет 115,5 гектаров. В то же время часть территории Эстонии по договору перешла России (лесной надел Маринова площадью 68,9 гектаров в волости Меремяэ и 33,9 гектаров территории Суурсоо в окрестностях волости Вярска).

Кроме сектора "саатсеского сапога" линия границы, согласно договору, откорректирована еще в семи местах, поскольку сейчас она разделяет пополам несколько хуторских наделов, а через российскую территорию проходят принадлежащие Эстонии электролинии.

Тем не менее, ратификация договоров эстонским парламентом чуть не была сорвана. Сначала ее отложили, поскольку парламентская фракция оппозиционной партии "Республика" отказалась от участия в голосовании после того, как депутаты от правящей коалиции не поддержали их предложение включить в преамбулу закона упоминание об оккупации и аннексии Эстонии Советским Союзом в 1940-1991 годах. Представители другой оппозиционной партии – Союза Отечества – заявили, что будут голосовать против ратификации договора.

Но в итоге, эстонские парламентарии провели ратификацию. Однако в преамбуле они отметили, что парламент, ратифицируя договоры о границе, исходит из провозглашенной 24 февраля 1918 юридической правопреемственности Эстонской Республики, как это отражено в Конституции страны, а также из решения Верховного Совета Эстонии от 20 августа 1991 года "О государственной независимости Эстонии" и декларации парламента от 7 октября 1992 года "О восстановлении конституционного государственного строя".

Следовательно, в преамбуле, которая на самом деле не имеет решающего и принципиального значения, нет прямых ссылок на оккупацию и аннексию Эстонии. Однако имеются косвенные ссылки – через перечисленные в преамбуле эстонские правовые акты. Например, в декларации эстонского парламента от 7 октября 1992 года отмечается, что в 1940 году Эстония стала жертвой агрессии Советского Союза и была незаконно включена в состав СССР.

Это выпад может не понравится российским депутатам, но все же застарелая проблема российско-эстонской границы, скорее всего, близка к окончательному решению.

МИД РФ: эстонцы поступили некорректно

МИД России предупредил, что из-за оговорок, внесенных эстонскими депутатами в договор о границе, его ратификация в парламенте России может осложниться. Как говорится в заявлении официального представителя МИД Александра Яковенко, на которое ссылается РИА "Новости", "в текст ратификационного закона включены ссылки на документы, содержащие некорректные правовые и политические положения, не имеющие к тому же отношения к существу закона".

Дипломат пояснил, что "речь идет, в частности, о прекратившем свое действие Тартуском мирном договоре 1920 года, а также о Декларации Государственного Собрания о восстановлении конституционной государственной власти от 7 октября 1992 года, в которой содержатся утверждения об "агрессии Советского Союза против Эстонии" в 1940 году, "десятилетиях оккупации", а также о "противозаконном" включении Эстонии в состав СССР".

"Российская сторона предупреждала эстонских партнеров, что попытки привнести в ткань современных двусторонних отношений конъюнктурные оценки событий, происходивших в Прибалтике в 30-40-е годы XX века, чреваты осложнением процесса ратификации пограничных договоров в Федеральном Собрании Российской Федерации", - заявил Яковенко.

По мнению Яковенко, завершающий этап обсуждения в эстонском парламенте, "к сожалению, прошел во многом под диктовку сил, стремящихся осложнить развитие российско-эстонских отношений".

Таким образом, Таллин взял на себя ответственность за дальнейшую судьбу пограничных договоров, добавил представитель МИД РФ.



Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.