Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
«Двуглавый» Евросоюз

«Двуглавый» Евросоюз

Оправданы ли надежды России на испанское председательство в ЕС?
Федор Климкин, Брюссель
14.01.2010
«Двуглавый» Евросоюз

На днях в Москве побывал министр иностранных дел Испании Мигель Моратинос (на фото – справа). Этот визит вызвал особый интерес, поскольку в текущем полугодии – с 1 января по 30 июня 2010-го – его страна председательствует в Евросоюзе. Судя по заявлениям в ходе пресс-конференции по итогам двусторонних переговоров, Испания и Россия намерены добиться серьезных подвижек в российско-европейском диалоге. Прежде всего, это касается вопроса отмены виз и подписания нового базового соглашения между РФ и ЕС.

Глава российского МИД Сергей Лавров выразил надежду, что Россия и Евросоюз, наконец-то, примут за время испанского председательства внятную, прозрачную и конкретную «дорожную карту» по переходу к безвизовому режиму - пошаговую программу решения всех технических и юридических вопросов для отмены виз. «Единая Европа немыслима без свободы передвижения», – отметил министр. Его испанский визави также высказался на эту тему весьма определенно: «Надо продолжать создавать условия для появления «дорожной карты», которая наметила бы процесс облегчения контактов между европейцами и россиянами в их поездках в Россию и в Европу соответственно». При этом Моратинос подчеркнул, что конечной целью является полная отмена виз между Россией и Евросоюзом.

Вопрос перехода к безвизовому режиму обсуждается – без особого прогресса – уже несколько лет. Решение о движении к этой цели было принято еще в 2003-м на саммите Россия-ЕС в Санкт-Петербурге. Позже тогдашний председатель Еврокомиссии, итальянец Романо Проди, заявил, что визы отменят уже в 2008-м. Наступил 2010-й, а перспективы безвизовых поездок все еще туманны. Москва уже давно предлагает Евросоюзу принять «дорожную карту», однако создается впечатление, что Брюссель от этого всячески уклоняется. По мнению российского представителя при ЕС Владимира Чижова, в этом вопросе присутствует немалый политический компонент. «Это связано с различными позициями стран-членов, - считает постпред. - Уже прошло шесть с половиной лет с того момента, как мы зафиксировали введение безвизового режима в качестве долгосрочной цели, однако с тех пор она так и остается долгосрочной, переходя из года в год как недосягаемое светлое будущее».

Помимо продвижения по визовой тематике Россия надеется, что в период председательства Испании в Евросоюзе удастся активизировать выработку нового базового соглашения о стратегическом партнерстве между РФ и ЕС.

Существующий договор – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве – истек в декабре 2007-го, но до сих пор Россия и Евросоюз вынуждены из года в год его пролонгировать. Здесь тоже не обошлось без затягиваний и пресловутого «политического компонента». Разработка нового договора должна была начаться еще в ноябре 2006 года, однако сначала вето на начало переговоров наложила Польша, недовольная российским эмбарго на поставку в РФ польского мяса, а затем к этой же мере решила прибегнуть Литва из-за разногласий с Россией касательно поставок по нефтепроводу «Дружба». Позже, как только переговоры все-таки начались в июле 2008-го, их приостановили по инициативе Евросоюза, раздосадованного «непропорциональной» реакцией России на грузинскую агрессию в Южной Осетии. И все же процесс идет, хотя и медленно. На сегодняшний день состоялось уже семь раундов переговоров. Москве хотелось бы завершить их в текущем году.

Сможет ли Испания в качестве председателя ЕС сыграть роль некоего катализатора российско-европейского диалога? Судя по всему, наши дипломаты на это рассчитывают. Вот, к примеру, Сергей Лавров недавно высказал мнение, что испанцы выступают за то, чтобы отношения с нашей страной были для ЕС приоритетными. Мигель Моратинос во время пребывания в Москве, в свою очередь, сказал: «То, что я осуществил свой первый визит в Россию, означает желание ЕС установить новые рамки стратегического сотрудничества с РФ». Замечательные слова, высокие намерения.

Однако пространства для маневра у испанского председательства может оказаться недостаточно для реализации продекларированных целей.

Это, впрочем, касается не только отношений с Россией, но и всего спектра задач, которые на ближайшие полгода поставила перед собой Испания в качестве председателя Евросоюза. И для этого есть ряд причин.

Прежде всего, потому, что отныне благодаря вступлению в силу Лиссабонского договора у ЕС есть свой так называемый «президент» – бельгиец Херман ван Ромпей, который с 1 января уже приступил к обязанностям постоянного председателя Совета Евросоюза – так официально называется его должность. Именно он будет вести и возглавлять все саммиты глав государств правительств в рамках Совета ЕС – этого главного политического органа сообщества, утверждающего все мало-мальски важные решения. Раньше это было прерогативой главы государства-председателя, роль которого теперь сводится к курированию текущей деятельности союза и организационной подготовке саммитов. Конечно, представители страны-председателя по-прежнему будут проводить заседания Советов ЕС на уровне профильных министров государств-членов сообщества, в том числе, иностранных дел. Однако очевидно, что в условиях нового соотношения сил в руководящих органах Евросоюза вес странового председательства значительно снизился.

Наблюдатели уже назвали сложившуюся ситуацию «двуглавым председательством».

С одной стороны, сохраняется сменяющийся председатель Совета ЕС – эта функция каждые шесть месяцев переходит к одному из 27-ми государств Евросоюза. С другой стороны, появился постоянный председатель в лице ван Ромпея. Последний назначен на два с половиной года с возможностью повторного срока, а председательство Испании, как и любой другой страны ЕС, длится всего полгода. Это тоже не добавляет политического веса по сравнению с «президентом ЕС» испанскому руководству в лице премьер-министра страны Хосе Луиса Родригеса Сапатеро. Ему вообще придется нелегко.

На родине правительство социалиста Сапатеро критикуют за недостаточно эффективную антикризисную политику, из-за которой Испания в большей степени, чем многие другие страны ЕС, пострадала от последствий мирового экономического кризиса. Испанская экономика столкнулась с резким обвалом на рынке недвижимости, что повлекло за собой спад в строительном секторе, за счет которого в предыдущие годы во многом обеспечивался экономический рост. Бюджетные доходы упали, и власти, ради спасения экономики, были вынуждены залезть в долги. Испания на втором месте в Евросоюзе по безработице, уровень которой, по разным оценкам, достиг 18-19 процентов – это почти вдвое больше, чем в целом по странам ЕС. Хуже дела с безработными только в Латвии. Международные агентства уже пригрозили вслед за Грецией понизить кредитные рейтинги и Испании, если ситуация в ближайшее время не улучшится. Однако эксперты прогнозируют, что экономический рост в стране, если когда-нибудь и возобновится, то гораздо позже, чем в остальных государствах Евросоюза.

Все это не может не оказывать негативного влияния на авторитет испанского руководства, которое, кстати сказать, провозгласило одним из важнейших приоритетов своего председательства в ЕС ни что иное, как борьбу с последствиями экономического кризиса и безработицей в масштабе всего сообщества, а также восстановление роста и повышение конкурентоспособности европейской экономики. «Если по экономическим показателям мы плетемся в самом хвосте списка из 27-ми стран, как же остальные европейцы смогут доверять нашему премьер-министру?», – спрашивает испанская газета «Мундо».

Проблема еще и в том, что за ту же самую задачу – вывод единой Европы из экономической стагнации – активно взялся «президент ЕС» ван Ромпей.

Только войдя в должность, он, первым же делом, объявил о проведении 11 февраля внеочередного, экстренного саммита Евросоюза, посвященного вопросу ускорения экономического роста. Его тоже можно понять: столько критики вылилось в свое время в адрес бывшего бельгийского премьера, которого называли «политическим карликом» и «маловлиятельной фигурой», проча ему исключительно церемониальную роль по типу «свадебного генерала». Вот и старается он занять достойное место на новом руководящем «пейзаже» Евросоюза.

Не стоит сбрасывать со счетов еще одного влиятельного игрока – председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу. В прошлом году его назначили повторно на эту должность, несмотря на обвинения в том, что в самом начале финансового кризиса Еврокомиссия под его руководством бездействовала. Сейчас же этот политик – с явными лидерскими амбициями – наверняка постарается отличиться на экономическом поприще. Ему будет, где развернуться: Еврокомиссия курирует подготовку новой стратегии развития европейской экономики до 2020-го. И свою «пальму первенства» Баррозу вряд ли захочет отдать испанскому премьеру. Тем более, что они относятся к разным политическим лагерям: Сапатеро, как уже говорилось, социалист, Баррозу – правоцентрист. В этом смысле, председатель Еврокомиссии, скорее уж, скооперируется с ван Ромпеем – этот хотя бы из той же политической семьи правых.

Непросто будет испанскому руководству проводить свою линию и во внешнеполитических делах Евросоюза. У сообщества теперь есть свой «министр иностранных дел» – верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности ЕС Кэтрин Эштон. Британская баронесса к марту должна подготовить предложения по созданию внешнеполитического ведомства ЕС – Службы внешних действий.

Эта структура под руководством Эштон займется выработкой «единого голоса» Евросоюза с внешним миром, о котором уже давно мечтают в Брюсселе. Насколько при этом будет учитываться позиция Испании как страны-председателя?

В том числе и по поводу установления «новых рамок стратегического сотрудничества с РФ». Очевидно, что успеха в последнем Мадрид сможет добиться только, если данный настрой поддержат в Брюсселе. Будет ли это так? Ответ на этот вопрос, возможно, есть у баронессы Эштон. На днях она заявила, что в ближайшем будущем намерена посетить с официальным визитом Москву.

После поездки в Вашингтон, разумеется.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..