Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Добро как привилегия

Добро как привилегия

Благотворительность в России и на Западе
Виктор Грибачев
06.04.2007

Праздник Пасхи испокон веку посвящался делам милосердным и благочестивым. В канун праздника и в современной России многие будут говорить о доброте и гуманности. Быть может, даже подводить итоги ушедшего года, провозглашенного Годом благотворительности в России.

Не хвастовства ради...

Российские компании, по оценкам экспертов, уже выделяют до одиннадцати процентов прибыли на благотворительность и социальные программы. "Лукойл" тратит в год около 100 миллионов долларов, "Северсталь-групп" — 50 миллионов…

Заботятся, жертвуют, помогают. Эталонов подлинной благотворительности не существует, никто не установит для корпорации показатель ее социальной ответственности. Но странным образом многие наши бизнесмены и корпорации, "спешащие творить добро", озабочены необходимостью широко оповещать о своей щедрости. Вопреки рекомендациям Уильяма Хаттона, известнейшего английского книготорговца и менее известного писателя XVIII века: "Благотворительность, которая спешит громогласно объявить о своих добрых поступках, перестает быть благотворительностью и становится гордостью и хвастовством".

#comm#По классификации российских социологов, сегодняшние российские филантропы условно делятся на "китов", "олигархов", "толстяков", "рекламщиков" и "миссионеров". #/comm#

Первые - это очень крупный бизнес, как аксиому воспринимающий тот факт, что предпринимательство - явление социальное. Они меньше говорят, но больше реагируют на конкретные общественные процессы, учитывая их в своих интересах. Вторые стали собственниками в процессе приватизации девяностых годов, они охотно говорят о социальной ответственности, видя в ней некую защиту, за которой можно укрыться от политических рисков. Третьи получили в ходе той же приватизации наряду с кусками собственности еще и массу "социалки", которая стала для них обузой и головной болью. Четвертая категория бизнесменов именуется "рекламщиками", поскольку старается решить свои собственные проблемы - главные из которых неэффективность, а иногда и нечистоплотность бизнеса – публичными рассуждениями о своей социальной ответственности, "правильности" и "патриотизме". Реже всего встречаются представители пятой категории, "миссионеры". Эти бизнесмены искренне стараются сделать мир лучше и всерьез относятся к понятию социальной ответственности. Однако в большинстве своем они уже отошли от дел, миссионерство плохо совместимо с непосредственным ведением бизнеса.

Благотворительность в рекламе не нуждается. Наша, российская филантропическая деятельность, еще в 1885 году удостоилась повести Дмитрия Григоровича под названием "Акробаты благотворительности": автор заклеймил филантропов, преувеличивающих размеры оказываемой ими небольшой помощи нуждающимся, зато извлекающих из этого огромную пользу для себя лично.

Сегодня, много лет спустя, наше общество также сталкивается с "акробатами благотворительности". Не только наше общество, понятно. У американцев благотворительность популярна в пользу детей, страдающих полиомиелитом, кардиологическими болезнями, поэтому посетители "благотворительных балов" зачастую интересуются друг у друга: "По поводу какого недуга мы веселимся сегодня?".

Интересно, сколько, скажите на милость, стоит желание уважаемого "Газпрома" поведать о своей благотворительной деятельности в лучшее телевизионное время? На днях попался в руки глянцевый журнал: несколько полос отведено рассказу о благотворительной деятельности одной из крупнейших наших компаний.

Значит, денно и нощно нам следует напоминать о щедрости и доброте филантропов. В канун Пасхи, видимо, усиленно.

К гробу карман не пришьешь

Естественно, Запад для нас – не образец для подражания. В бизнесе, как в жизни, убеждены американские специалисты, в конечном счете, уважением пользуются те, кто соблюдает рамки законности и этические нормы. Как-то неловко напоминать, что основатель корпорации "Майкрософт" Билл Гейтс и его жена за 2003 год пожертвовали на благотворительные цели 23 миллиарда долларов. Просто-напросто более половины своего чистого дохода. В середине прошлого года миллиардер Уоррен Баффетт объявил о своем намерении передать 37 миллиардов долларов - большую часть своего состояния - благотворительному фонду все того же Билла Гейтса.

#comm#Не все американцы - миллионеры и миллиардеры, но подавляющее большинство, 83 процента взрослых жителей США, в 2006 году делали пожертвования благотворительным организациям. #/comm#

Правда, оказалось, что средний размер пожертвования в 2005 году составлял 1352 доллара, а в минувшем году снизился до 1220. Странно для нас звучит, но 90 процентов пенсионеров делали пожертвования, точно так же поступали 70 процентов студентов и… 59 процентов безработных.

И продолжают заниматься этим ежегодно, не требуя почестей и "пиара". Газеты сообщают о миллиардных пожертвованиях в несколько строк, как о само собой разумеющемся. В обществе, где больше двух третей компаний жертвуют деньги на благотворительные нужды, около половины бесплатно предоставляют товары или услуги, подобное "мотовство" - в порядке вещей.

Может, они следуют заветам Джона Рокфеллера-младшего, утверждавшего: "Думайте о том, чтобы поделиться с ближним не как о долге, а как о привилегии". Может, понимают: к гробу карман не пришьешь.

К вопросу о респектабельности

У нас сам термин "благотворительность" стал привычным и расхожим, одна из комиссий Общественной палаты сосчитала: в 2005 году в средствах массовой информации было опубликовано 1500 статей на эту тему, а за девять месяцев 2006 года — уже 10500.

Это – свидетельство прогресса. Анна Ахматова резко замечала: "Прежние богатые отличались от теперешних тем, что знали, что должны помогать бедным, а эти не знают". Прежние – это жившие при царизме, когда предпринимательское сословие активно занималось благотворительным участием в жизни общества. Причин было две. Совестливость и нравственность, а также мотивация престижа, потому что в дореволюционной России невозможно было продвинуться в обществе, не совершая социально ориентированных поступков.

Причем – не разового благодеяния. Устав Обществ общественного призрения обязывал при их создании обеспечить необходимый капитал – чтобы после смерти основателя дело продолжали наследники. В 1896 году так называемых социально-ориентированных заведений насчитывалось 3555.

#comm#Честных людей у нас много, а общепризнанный размах российской нищеты и буйный эксгибиционизм богатства признается редко и глухо, несмотря на все дипломатичные или почти прямые намеки. #/comm#

"Считаю, что без следования общепринятым в цивилизованном обществе нравственным стандартам современный российский бизнес вряд ли может рассчитывать на то, чтобы признаваться респектабельным, – заявил в своем обращении к Федеральному Собранию Владимир Путин еще в 2005 году. - Вряд ли он станет уважаемым, причем не только в мире, но, что еще важнее, внутри своей собственной страны, ведь многие трудности современной российской экономики и политики уходят своими корнями именно в проблему недоверия состоятельному классу со стороны подавляющего большинства российского общества".

Но… "Добро по указу - не добро!" - указывал Иван Тургенев, подчеркивая, что благотворительностью движет только бескорыстное желание помочь ближнему.

Искренность людей, готовых жертвовать на благотворительность, может вызывать только уважение. Поэтому я хотел бы поблагодарить ОАО "Газпром" за подлинную заботу о людях, в ней нуждающихся. Заодно – предложить отказаться от демонстрации по ТВ своих роликов, напоминающих о заботе "газовиков" о спортсменах, о подрастающем поколении.

Экономия может быть огромной, деньги пойдут на все ту же благотворительность, от чего мы возлюбим родной "Газпром" еще больше.

Скоро Пасха…

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.