Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Белоруссия под ударом

Белоруссия под ударом

Чем для Москвы обернется новый конфликт между Вашингтоном и Минском
Аждар Куртов
11.03.2008
Белоруссия под ударом

Соединенные Штаты в начале марта ввели дополнительные ограничительные меры экономического характера в отношении предприятий белорусского концерна «Белнефтехим». Официальный Минск достаточно жестко отреагировал на это. Министерство иностранных дел Белоруссии распространило заявление, в котором прямо обвиняет США в нарушении «согласованного алгоритма действий по нормализации отношений» между Белоруссией, с одной стороны, и США и ЕС, с другой.

Белорусская сторона заявила, что «ответные шаги Беларуси будут носить жесткий характер». Одним из таких шагов явился отзыв в Минск для консультаций посла Республики Беларусь в США Михаила Хвостова. Одновременно официальный Минск настоятельно предложил американскому послу в Белоруссии Карен Стюарт покинуть страну «с той же целью». В современной дипломатии эти меры считаются признаком серьезного кризиса в любых двусторонних межгосударственных отношениях. Американцы, кстати, демонстративно проигнорировали настоятельное предложение об отзыве своего посла.  

В любом случае этот конфликт весьма примечателен как для оценки перспектив внешней политики Белоруссии, так и для собственно российских интересов. Ведь Вашингтон в очередной раз цинично и открыто продемонстрировал, что он вовсе не намерен руководствоваться теми же благостными документами ОБСЕ, а наоборот, будет отстаивать собственные узкоэгоистические интересы любыми средствами, имеющимися в его распоряжении. На этот раз таким средством стало неприкрытое экономическое принуждение суверенной страны действовать так, как это считает нужным государство, расположенное за тысячи километров от него.  

Белорусские власти обратились к Великобритании и Российской Федерации как гарантам присоединения Республики Беларусь к Меморандуму 1994 года, согласно которому Соединенные Штаты Америки в ответ на добровольный отказ Минска от обладания ядерным оружием взяли на себя обязательство уважать независимость и суверенитет Республики Беларусь и, в частности, не применять в отношении нее меры экономического принуждения.  

Надо отметить, что данная ситуация возникла не вдруг, а была вполне прогнозируема.

Еще в середине ноября минувшего года Вашингтон впервые применил санкции, продолжение которых последовало в марте.

Тогда министерство финансов США заморозило все находящиеся под юрисдикцией США банковские счета «Белнефтехима» и его представительств в Германии, Латвии, Украине, России и Китае, а также счета дочерней американской компании «Белнефтехим USA». Помимо этого, американским бизнесменам предписывалось воздержаться от контактов с «Белнефтехимом». В этом отношении американский бизнес, надо сказать, отнюдь не выступает с позиций рыночной свободы, а послушно выполняет политические указания Белого Дома.  

Американцы не скрывают своих целей. «Мы ужесточаем санкции в отношении Лукашенко и его ближайших помощников, вводя ограничения против крупнейшего концерна, который находится под контролем его режима», - так обосновал решение о санкциях чиновник минфина США Адам Шубин. С точки зрения формальной юридической логики, кстати, это тоже выдает откровенный цинизм Вашингтона. Белоруссия – это не Украина или Казахстан. Лукашенко формально можно обвинять во многих грехах, но никак не в том, что ему принадлежат какие-то лакомые куски бизнеса. «Белнефтехим» - это не собственность белорусского президента, а государственное предприятие. И если уж Белый дом вздумал поступать, руководствуясь подобной мотивацией, то он обязан был бы вводить санкции против подавляющего числа гигантов белорусской индустрии: ведь известно, что белорусская модель экономики тем и отличается от российской, что там государство, а не частный бизнес контролирует большую часть крупной собственности.  

Впрочем, подлинную политическую мотивацию санкций американцы не пытались особо скрывать. Формальной причиной принятого администрацией США решения о санкциях стали упреки в адрес президента Лукашенко в том, что последний, якобы, тормозит политический диалог между властью и оппозицией, а также медлит с освобождением так называемых «политзаключенных» в Белоруссии. Еще весной 2007 года эти темы обсуждались в Минске на встрече между заместителем помощника госсекретаря США Кремера и заместителем главы администрации президента Республики Беларусь Петкевичем. Американцы тогда безапелляционно настаивали на изменении политики Лукашенко в отмеченных направлениях. А когда белорусские власти, руководствуясь своим суверенным курсом, проигнорировали эти советы Белого дома, и настал черед санкций.  

Американская администрация как бы демонстрирует, что в будущем адресатом аналогичных санкций могут стать другие предприятия Белоруссии.

Для Минска это весьма чувствительные перемены в американском подходе. Одно дело – принимать санкции по заморозке мифических счетов Лукашенко и белорусских чиновников в западных банках, и совершенно другое – удар по «Белнефтехиму».  

В совокупности в этом государственном концерне и на связанных с ним производствах трудится порядка 120 тысяч граждан Белоруссии – это весьма значимая величина. Прибыль, которую приносит труд этих людей, - весомая статья государственного бюджета республики. «Белнефтехим» является ключевым концерном белорусской экономики. Всего в концерн входит 80 предприятий, из которых 15 являются системообразующими для белорусской экономики.  

Но коварство американцев состоит даже не в этом. Вашингтон своими санкциями просто показывает пример для подражания европейским сателлитам. И если те последуют этому примеру, то Минск действительно столкнется с серьезными экономическими трудностями.  

Ведь собственно на долю Соединенных Штатов приходится примерно 4% белорусского экспорта, тогда как на долю государств ЕС -не менее 35%. При этом в экспорте Белоруссии в страны Евросоюза доля концерна «Белнефтехима» является фактически решающей: она составляет примерно половину. Примечательно, что здесь важен не только учет возможной позиции стран – импортеров белорусской продукции, но и стран-транзитеров. А среди последних – страны Балтии, через порты которых Белоруссия пока и имеет возможность экспортировать свою продукцию на европейский и американский рынки. Сейчас до 80% от всего экспортного объема нефтепродуктов концерна «Белнефтехим» приходится на страны Балтии, которые уже не раз демонстрировали свою готовность выслужиться перед Вашингтоном даже ценой собственных экономических потерь.  

Кстати, от этого неизбежно могут пострадать и интересы российских компаний, имеющих бизнес-связи с концерном «Белнефтехим».

Американцы тем самым откровенно гадят и делу российско-белорусского сотрудничества.

 Но главное, что их санкции направлены действительно на существенный подрыв экономического благосостояния Белоруссии. Ведь они стремятся лишить Минск доходов, раскрутить механизм инфляции и тем самым выбить из рук президента Лукашенко его неизменный козырь – сильную (по сравнению с другими странами СНГ) социальную политику. В условиях необходимости «затягивать пояса» Минск вынужден будет и далее идти на непопулярные у населения меры по ликвидации государственной поддержки ряда социальных программ.  

Ну и конечно, Соединенные Штаты своими санкциями пытаются нейтрализовать тот эффект, на который рассчитывает руководство Белоруссии, активизируя в конце прошлого и начале этого года свои контакты в нефтяной области с Венесуэлой и Ираном. В декабре 2007 года было открыто совместное белорусско-венесуэльское предприятие по добыче нефти из месторождения Гуара Эсте в штате Ансоатеги. Предполагалось, что оно будет добывать около 7 миллионов тонн нефти в год. Из них 40% - для белорусской стороны и 60% - для венесуэльской.  

Принятым решением о применении санкций США показывают реальным и потенциальным партнерам Белоруссии, что любые средства, полученные в связи с осуществлением их контрактов с Белоруссией в сфере добычи и переработки углеводородов, могут быть заморожены американской администрацией в сфере ее юрисдикции.  

Нельзя в этом отношении не увидеть и связи действий американцев с теми досадными конфликтами во взаимоотношениях Москвы и Минска, которые имели место совсем недавно - в 2007 году. Ведь Вашингтон, по сути дела, воспользовавшись разногласиями по ценам на российский газ, только усугубляет положение правительства Лукашенко, как бы дополнительно загоняет его в угол. При этом Белый дом, естественно, действует более цинично, чем Кремль. Москва в данном газовом конфликте не делала попыток давить на Минск по поводу внутриполитических белорусских проблем: Газпром волновала только его прибыль. Вашингтон же преследует именно политическую цель. Разница видна и в другом. Россия, в конце концов, дала очередную отсрочку Минску в переходе на рыночные европейские цены на поставляемый в республику российский газ. Американцы же действуют предельно жестко: вводят санкции и не дают никаких отсрочек.  

Для России эта ситуация весьма тревожна.

Ведь американцы, нанося столь чувствительный удар по Белоруссии, явно рассчитывают, что он, в конце-концов, приведет к изменениям политики правительства Лукашенко.

 Какой может быть эта трансформация? Можно рассуждать в том духе, что это давление на Минск извне только подтолкнет наконец Лукашенко с реализации на деле, а не только на словах бесчисленных соглашений о строительстве Союзного с Россией государства. Теоретически этот вариант возможен. Но ведь возможен также и иной вариант. Санкции приняли американцы, они продемонстрировали Минску свою решимость и силу. А поэтому, как знать, не посчитает ли белорусская политическая и деловая элита, что ей надлежит улаживать конфликт именно с его инициаторами – то есть с Белым домом. И компромиссом здесь как раз может стать отказ от приоритета российского вектора во внешней политике Минска. Разве нечто подобное мы уже не проходили на примере ряда других стран Европы? Поэтому-то российская дипломатия, как нам представляется, зря в этом конфликте занимает пока позу отстраненного спокойного наблюдателя.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..