Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Второй Шанхай по Никсону?

Второй Шанхай по Никсону?

Идущая на Украине война России с коллективным Западом по-новому раскладывает карты мировой дипломатии
Елена Пустовойтова
05.03.2022
Второй Шанхай по Никсону?

Для России самой опасной из этих карт может стать та, которую разыграл ровно 50 лет назад американский президент Ричард Никсон. Вашингтон, упершийся в Россию, храбро отрицающую его право на безоговорочное лидерство в мире, может заново «открыть» для себя Китай.

Как напоминает нью-йоркский Project Syndicate, ограниченность Хрущева и нетерпимость Мао Цзэдуна положили начало росту напряженности в советско-китайских отношениях еще в конце 1950-х годов. Военное столкновение на острове Даманский в 1969-м с треском захлопнуло двери их сотрудничества, но привело к дипломатическому открытию для США. 21 февраля 1972 года президент США Ричард Никсон и его советник по национальной безопасности Генри Киссинджер впервые сошли с трапа самолета в Пекине. «Их визит вызвал геополитическое землетрясение, которое Никсон назвал «неделей, изменившей мир», - подчеркивает Project Syndicate.

С тех пор Никсон и Киссинджер, а с ними и председатель Мао Цзэдун с премьер-министром и ведущим дипломатом Китая Чжоу Эньлаем стали рассматривать Советский Союз как общего противника - классический пример того, как враг моего врага становится моим другом. Общая враждебность по отношению к Советскому Союзу была связующим звеном, скреплявшим китайско-американские отношения до самого распада Советского Союза.

Резко изменить баланс сил «по-никсоновски» сегодня означало бы оставить Москву один на один со всем западным миром, решившим на корню подорвать начавшее расти её глобальное влияние.

В условиях нынешних китайско-американских отношений новый брак по расчету между Китаем и США может снова перевернуть ситуацию по обе стороны Атлантики да и во всём мире.

После того, как Москва признала Луганскую и Донбасскую самопровозглашенные республики Украины как самостоятельные государства, решительная поддержка со стороны Китая нам казалась вполне ожидаемой и логичной. Но в тот же самый день, 22 февраля, пишет Синьхуа, член Госсовета, министр иностранных дел КНР Ван И поговорил по телефону с госсекретарем США Энтони Блинкеном – по запросу американской стороны. Оставив без внимания поздравления с Олимпиадой, подчеркнём главное: Ван И заявил, что Китай готов стабилизировать китайско-американские отношения на трёх принципах – взаимоуважения, мирного сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества. Для Вашингтона подписаться под этим – пара пустяков. В свою очередь, Энтони Блинкен заверил, что США не стремятся к новой холодной войне или изменению китайского строя, выступают против независимости Тайваня и не имеют намерения противостоять Китаю.

Полный набор гарантий, которые давал Мао Цзэдуну Ричард Никсон в «Шанхайском коммюнике» пятьдесят лет назад. Понятно, что поменять кнут на пряник в один день не получится. Но перспектива такого разворота событий уж очень на виду.

Как считает – точнее, подсказывает новые опции внешней политики Белому дому – Ричард Хаасс (Richard Haass), президент Совета по международным отношениям (частная американская организация в сфере международных связей, наиболее мощно влияющая на внешнюю политику США), пришло время обновить эксперимент и найти новое обоснование отношениям Вашингтона и Пекина, как это сделал 50 лет назад Никсон.

Официальная реакция Пекина на геноцид в Донбассе и решение России принять новый удар Штатов на себя, но защитить соотечественников, оказалась по-китайски круглой. «Китай еще раз призывает все стороны проявить сдержанность, осознать важность реализации принципа неделимости безопасности, смягчить ситуацию и решать разногласия путем диалога и переговоров», – цитирует представителя МИД КНР Ван Вэньбиня информагентство Синьхуа. Наивно рассчитывать на то, что Поднебесная в чьих-либо иных, кроме своих собственных, интересах способна свою реакцию заострить.

Что касается Штатов, для нейтрализации своего соперника в Европе, рискнувшего стать поперек их воли, Вашингтон нимало не смутит то, что при Си Цзиньпине роль правительства в китайской экономике не уменьшилась, а возросла.

Что государственные субсидии увеличились. Что ежегодный дефицит двусторонней торговли США с Китаем неизменно составляет сотни миллиардов долларов. В 2021 году он подрос до 355,3 миллиарда долларов против 310,3 миллиарда вНиксон в Китае.jpg 2020 году. В то же время, прошлогодний объем внешней торговли Китая впервые превысил 6 триллионов долларов, и при этом США остались его главным торговым партнером, тогда как Россия не вошла даже в первую десятку.

Чего же мы хотим от китайцев? Они стали более напористым за рубежом, не смущаясь ничем, отсыпают острова, строят на них взлетно-посадочные полосы и милитаризируют Южно-Китайское море, используют армию на спорной границе с Индией, демонстрируют своё военное превосходство Тайваню и Японии, но... Но, в сравнении с Донбассом, США только осторожно побрякивают своими авианосцами вокруг Южно-Китайского моря. И это Китай объявляет Штатам новые санкции в связи с поставками оружия Тайваню. «В целях защиты суверенитета и интересов безопасности КНР и в соответствии с положениями Закона о противодействии иностранным санкциям правительство Китая приняло решение ввести контрмеры в ответ на действия американских военно-промышленных компаний Lockheed Martin и Raytheon Technologies, которые на протяжении длительного периода времени участвовали в поставках американских вооружений на Тайвань». Каково?

Так что «лучший способ отметить 50-летие открытия в Китае – это не шампанское, а разработка столь же творческого подхода, который поможет оживить отношения. Это еще раз подтвердило бы различия между политическими и социальными системами двух стран, продолжило бы смягчать их разногласия по Тайваню, поддерживать экономические связи, отличные от тех, которые связаны с чувствительными технологиями, и способствовать сотрудничеству по региональным вопросам, таким как Афганистан и Северная Корея, в дополнение к совместному решению глобальных проблем», – суммирует результаты анализа ситуации Project Syndicate.

Элементарная логика подсказывает, что воевать на два фронта, чтобы отстоять своё если не право, то возможность рулить мировой политикой к собственной выгоде, основываясь на правилах, которые будут писать США, Вашингтон сейчас не способен. Но выбить из седла слабейшего противника – вполне грамотный ход.

Сформировавшемуся «союзу автократий», как на Западе называют «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии», принятому 4 февраля в Пекине, срочно требуется антидот. Ричард Хаасс предлагает свой: регулярные дискуссии на высоком уровне с китайскими лидерами становятся крайне необходимы. Их целью должно стоять не преобразование Китая по-американски, что Вашингтону уже точно не по силам, а способность влиять на его поведение «пряником». «Дипломатия – подчеркивает Хаасс, – это инструмент национальной безопасности, который необходимо использовать, чтобы не злоупотреблять другими инструментами, в том числе военными».

Нет вопроса в том, как скоро США сменят кнут на пряник. Применительно к Китаю Вашингтон это делает уже сегодня, пока американские эксперты уверены, что Пекин еще можно соблазнить отмахнуться от возвышенных совместных заявлений с Россией, поскольку сходство позиций этих главных конкурентов Америки еще не формирует политическую реальность. И требуется энергичная политика Москвы, которая сделала бы второй никсоновский разворот невозможным.

 

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.