Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Премьер-«чистые руки»

Премьер-«чистые руки»

Кабинет министров Израиля может возглавить «двойник» легендарной Голды Меир
Андрей Степанов
19.09.2008
Премьер-«чистые руки»

Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт под давлением обвинений в коррупции и злоупотреблении служебным положением объявил, что готов сложить с себя полномочия главы правительства в пользу своего преемника по партии. Похоже, Израиль вскоре обретет 31-ое по счету правительство с момента своего образования.

Кабинет возглавит, скорее всего, новый председатель правящей центристской партии «Кадима», формирующая сейчас правительственную коалицию, министр иностранных дел Ципи Ливни (на фото). Она - вторая в истории Израиля женщина после Голды Меир на посту главы МИДа. Теперь, возможно, станет второй женщиной, которая займет пост премьер-министра – опять же, как и Голда Меир. После отставки действующего премьера в распоряжении Ливни будет 42 дня для формирования правительства, опирающегося на большинство в кнессете.

Пока же функции главы кабинета министров будет выполнять Ольмерт, но уже сегодня все в голос утверждают: успех Ливни гарантирован.

Если же ей это все-таки не удастся сделать, то страну ожидают внеочередные парламентские выборы.  

Победа на внутрипартийных выборах Ципи Ливни далась нелегко. Несмотря на свою популярность среди рядовых партийцев, министру иностранных дел пришлось выдержать напряженную схватку с министром транспорта, бывшим начальником генштаба Шаулем Мофазом - опытным аппаратчиком и жестким политиком. Ципи Ливни опередила своего главного конкурента на несколько процентов голосов.  

Пикантность ситуации добавляют опросы общественного мнения, которые сулят успех на выборах отнюдь не «Кадиме» и ее основному партнеру по коалиции, «Аводе» - левоцентристской Партии труда, а правой партии «Ликуд», возглавляемой Беньямином Нетаньяху. Коалиция во главе с «Кадимой», после впечатляющего успеха на выборах 2005-го, основательно растеряла доверие избирателей. Причина тому – серия коррупционных скандалов, связанных с нынешним кабинетом, и, прежде всего, с премьером Ольмертом.

Непопулярности добавила неудачная военная кампания Израиля летом 2006-г на юге Ливана против отрядов радикальной шиитской организации «Хезболла», раскол общества относительно переговоров с палестинцами и отсутствие на них прогресса.

 И, наконец, внутренние социально-экономические трудности.  

В израильской внутриполитической жизни есть закономерности. Каждый премьер, который сталкивался с необходимостью принятия кардинальных решений, касающихся, прежде всего, перспектив урегулирования ближневосточного конфликта и палестинской проблемы или же отношений с США, становился объектом расследований и судебных разбирательств. Им приписывали коррумпированность или иные «неэтичные поступки». Благо, как гласит израильский политический фольклор, нет в стране такого политика, в отношении которого нельзя бы было накопать компромат. Уж такова специфика израильской политики. Авторитет видных национальных фигур, естественно, при этом страдал, их популярность падала, вместе с этим улетучивалась их способность и решимость идти на непопулярные шаги. Премьеры подавали в отставку - назревшие решения откладывались в долгий ящик. Так было с Беньямином Нетаньяху, Эхудом Бараком, Ариэлем Шароном, вот теперь - с Эхудом Ольмертом.  

Ставки в ходе нынешнего раунда политической игры весьма высоки. Премьер Ольмерт в ноябре прошлого года, вместе с главой палестинской автономии Махмудом Аббасом, на саммите в Аннаполисе, собравшемся под эгидой президента США, обязался достигнуть к концу нынешнего года прорыва на переговорах по ближневосточному урегулированию. Но, судя по высказываниям переговорщиков, обнадеживающего просвета на них так и не видно. В любом случае, мир не может быть достигнут, пока Израиль не уйдет с большей части оккупированного им Западного берега реки Иордан; не отдаст палестинцам в качестве их столицы Восточный Иерусалим; не установит окончательных границ с независимым палестинским государством; не решит вопрос с эвакуацией значительной части незаконных израильских поселений; не урегулирует вопроса с палестинскими беженцами, не пойдет на справедливый раздел природных ресурсов, прежде всего водных. Барьеров, как видим, очень много – и «высоких».

При этом Израиль не может поступиться своей безопасностью, залогом ее должно стать прекращение всякой террористической деятельности со стороны палестинцев и ликвидация экстремистских военно-политических образований типа ХАМАС и «Исламского джихада».

Что и говорить, весьма болезненные для Израиля условия. По «приватно» высказываемым мнениям участников переговоров, израильская сторона признает правомочность большинства из них. Но, чтобы признать эти условия открыто и положить в основу урегулирования, у нынешнего израильского правительства нет ни достаточного авторитета, ни популярности - они подорваны коррупционными скандалами.  

Политическая верхушка оказалась перед дилеммой. По причине отставки Ольмерта можно круто поменять курс в сторону ужесточения позиции на переговорах с палестинцами. Это отложит урегулирование конфликта до формирования новой американской администрации, короче - до греческих календ, укрепит позиции экстремистов, а то и спровоцирует новую палестинскую интифаду. Этот вариант развития событий олицетворяет «ястреб» Шауль Мофаз. А можно и продолжить курс на болезненный компромисс с палестинцами – для чего на посту премьера нужна популярная харизматическая личность с безупречной патриотической репутацией, ни в коей мере не запятнанной какими-либо махинациями. Такая, как Ципи Ливни. Она отстаивает необходимость образования бок о бок с Израилем независимого Палестинского государства, ухода Израиля с большей части Западного берега реки Иордан, возвращения палестинцам аннексированного Израилем в 1981-м Восточного Иерусалима, поддерживает разработанную квартетом посредников - США, Россия, ЕС и ООН - «дорожную карту»,  

Но на горизонте маячит фигура Беньямина Нетаньяху.

В случае неудачи Ципи Ливни ей на смену придет лидер «Ликуд» - и все возвратится к исходной точке.

Уже сегодня многие полагают: победа Ливни дает новый шанс мирному урегулированию, и его никак нельзя упустить. Другого такого шанса может не представиться в обозримом будущем.  

Ципора «Ципи» Малка Ливни родилась в Тель-Авиве в 1958-м в весьма заслуженной по израильским меркам семье. Ее отец, Эйтан Ливни – выходец из Польши - и мать Сара Розенберг были среди основателей и руководителей еврейской вооруженной организации «Иргун», которая боролась против англичан, а потом и против палестинцев. Эйтан, после образования Израиля, неоднократно избирался в кнессет. Ципи закончила юридический факультет университета Бар-Илан, который называют кузницей кадров для израильской разведки. Как и большинство девушек страны, она служила в армии, откуда ушла в чине лейтенанта. Видимо, еще до этого она попала в поле зрения израильской разведки «Моссад». По данным газет, Ципи, в конце концов, туда и поступила на работу. А все, что связано с «Моссад», окутано густой завесой секретности. Некоторые говорят, что круг ее обязанностей в разведке ограничивался юридическими консультациями.

Другие утверждают, что в начале 80-х она была активным агентом «Моссад» в Париже. Оттуда она отслеживала палестинских террористов и даже принимала участие в их ликвидации.

Через несколько лет Ципи покинула службу: якобы по морально-этическим соображениям.  

Затем, будучи специалистом коммерческого права и законодательства в сфере недвижимости, почти десять лет занималась частной юридической практикой. В 1996-м Ципи получает назначение на пост генерального директора департамента государственных компаний и ведает приватизацией государственных компаний. По израильским стандартам, это весьма «хлебный» и взяткоопасный пост. Однако Ципи с честью справилась со своими обязанностями, на ее служебной репутации нет ни пятнышка.  

Ее послужной список и высокая деловая репутация - в сочетании со скромностью и высокой порядочностью - обратили на себя внимание руководства правой партии «Ликуд». Ципи включается в политическую жизнь, и в 1999-м становится членом кнессета от этой партии, ее берет под свою опеку ветеран израильской политики, лидер «Ликуд», «бульдозер» Ариэль Шарон. В кабинете под руководством Шарона она занимает должности министра регионального развития, абсорбции иммигрантов, жилищного строительства, юстиции… Как бы написали в характеристике, всюду она проявляла высокий профессионализм и ответственность.

В 2005-м Ципи безоговорочно поддержала Ариэля Шарона, который покинул «Ликуд» и сформировал новую центристскую партию «Кадима», а также вывел израильские войска и поселения из палестинского сектора Газа.

 На выборах 2005-го «Кадима» одерживает убедительную победу, после инсульта Шарона и его клинической смерти премьером становится Эхуд Ольмерт, а Ципи Ливни занимает пост министра иностранных дел.  

И вот тогда взгляды Ципи кардинально трансформируются, из ярой националистки, стоящей на весьма жестких позициях, она становится умеренным политиком, выступающим за компромисс и мир с палестинцами. Подобная метаморфоза, по слова одного израильского журналиста, весьма импонирует общественному мнению. Сама она в одном из редких интервью говорит, что сознательно сделала выбор между идеей Великого Израиля и демократического Израиля, живущего в мире с государством Палестина - в пользу второго.

Ципи первой из израильских политических деятелей, как компетентный юрист, публично провела грань между партизанскими действиями палестинских боевиков против израильской армии и терактами экстремистов против мирного гражданского населения.

Противники Ципи обвиняют ее в недостаточной компетентности и отсутствии опыта для того, чтобы, по сути, возглавить страну. Но сама Ципи своей деятельностью убедительно опровергает наветы. Мне несколько раз довелось слушать выступления Ципи в качестве министра иностранных дел. Она прекрасно владеет логикой, говорит весьма убедительно и доходчиво. Держится с достоинством, и в то же время скромно. Мое мнение разделяет и Али Шавит из газеты «Гаарец»: «Ее по праву считают далекой от коррупции, что весьма важно на фоне падения моральных стандартов в израильской политике. Она выглядит элегантной, уверенной в себе женщиной-политиком, что весьма контрастирует с брутальными и недостойными политиками-мужчинами».  

К портрету будущего премьера можно добавить, что Ципи Ливни не любит саморекламы и газетой шумихи, не допускает вторжения журналистов в свою личную жизнь. О ее семье имеются весьма скудные сведения, известно лишь, что у нее два сына. Старший служит в армии, младший учится в школе. Ципи вежлива, сдержанна, но в то же время проста и открыта для общения.

Ее доброжелатели не зря прочат ей блестящее будущее, способное затмить славу Голды Меир.

Как заметил израильский политолог Амон Аса-Эль, в Израиле ощущается острый кризис руководства, и Ципи Ливни способна этот кризис ликвидировать.  

 

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.