Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Политнеделя: воспоминания о прошедшем

Политнеделя: воспоминания о прошедшем

Последние предновогодние обобщения
Владимир Казаков
28.12.2005

Хочу выделить наиболее значительные моменты или этапы уходящего года с единственной целью - дать им субъективную оценку. Событий, конечно, было множество, но главные из них все же монетизация льгот, четко обозначенные национальные проекты, суд над главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским и формирование Общественной палаты.

Первое: последствия монетизации льгот. Реформа вступила в действие 1 января 2005 года. Пенсионеры, лишенные права на бесплатные проезд и медобслуживание, вышли на несанкционированные демонстрации протеста. Вернувшиеся из отпуска депутаты-едринороссы и члены правительства, демонстрируя отменный загар, были вынуждены в срочном порядке исправлять ситуацию. Тогда впервые заговорили о значительном падении престижа не только законодательной, но и исполнительной власти.

События, развернувшиеся вокруг монетизации, имели "знаковые" последствия. Например, президент не отправил в отставку правительство или отдельных министров. Путин предпочел, чтобы допущенные ошибки исправляли именно те, кто их совершил. Кремль извлек и уроки из печального опыта. В некоторых областях России, где власть отреагировала своевременно, волнений фактически не было.

Второе: приоритетные национальные проекты. По словам президента, здравоохранение, образование и жилье определяют качество жизни. Активное развитие этих сфер должно обеспечить стране будущее. Четвертым проектом глава государства назвал сельское хозяйство, которое должно обрести инвестиционною привлекательность. Предложения, безусловно, мобилизующие; они способны значительно поднять уровень жизни народа, но при условии их полного воплощения. Однако из уст вице-премьера Медведева, ответственного за эти проекты, прозвучало, что для их реализации необходимо перестроить мышление чиновников на местах. Гуманными методами подобное не удавалось еще никому, поэтому вряд ли стоит ставить решение одной задачи в зависимость от другой.

Третье: в число личностей, так или иначе отметившихся на политическом поле, по-моему, нельзя не включить Ходорковского. Это фигура, которая с некоторого времени претендует на роль оппозиционера номер один. В отличие от "всероссийского буржуина" Касьянова, радеющего за демократию и погрязшего в дачном скандале, Ходорковский замахивается на статус национального лидера намного изящнее. В своих статьях "Левый поворот" и "Левый поворот-2" он откровенно заявил о безразличии крупного капитала к судьбам страны и населяющих ее людей.

После статей стало понятно, что заключенный Ходорковский настроен "всерьез и надолго", что он, а не вялый "оранжист" Касьянов, намеревается стать соперником кандидату Кремля. По стечению обстоятельств, он провел несколько дней в одной камере с полковником Квачковым. После чего получил от Квачкова положительную характеристику. Вне всякого сомнения, будущие претенденты на верховную власть хотели бы иметь сторонников, как среди левых, так и среди правых. Вот и получается, что у Ходорковского они уже появились.

Четвертое явление – формирование Общественной палаты. По поводу состава этого органа уже прозвучали довольно едкие комментарии: какой, мол, совестью нации является банкир Фридман, избранный от "Союза семей военнослужащих"…

Замечание, конечно, верное, но еще раз напоминающее, что в палате собрались люди, добивающиеся своей цели любыми способами, привыкшие иметь собственное мнение и быть в центре внимания. Возникают прямые аналогии с Верховным Советом СССР, где царили известные общественные деятели, а малоизвестные старались им подражать. Не так давно адвокат Резник заявил, что уж если власть такое безобразие допустила, то пусть не надеется, что члены Общественной палаты будут ей подыгрывать и молчать. Кстати, любопытно, на чьей стороне была бы палата, например, в споре Ходорковского и Уголовного кодекса?

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..