Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Они – не рабы…

Они – не рабы…

Американские законодатели попросили прощения у сограждан, тех, кого раньше называли «неграми»
Виктор Грибачев
11.08.2008
Они – не рабы…

Именно в год, когда впервые в истории Соединенных Штатов президентом может стать «небелый» американец», конгрессмены приняли резолюцию с официальными извинениями перед согражданами, которых еще недавно звали неграми. Затем – чернокожими, а сегодня предпочитают вежливо именовать афроамериканцами...

Предположу, что главным мотивом, побудившим конгрессменов одобрить документ, был лозунг, встречавшийся в магазинах советских времен: «Ничто не ценится так дорого, как вежливость». Зачарованные волшебными словами, покупатели терпеливо сносили выкрики продавщицы «А еще шляпу надел!» и старались не замечать того, как она их обсчитывает. Резолюция – политес того же уровня, о компенсациях в ней не говорится, зато она – документальное свидетельство американских толерантности, преданности идеалам свободы и политкорректности. Народные избранники продемонстрировали готовность идти в ногу со временем. Пусть даже с запозданием: конгрессмены на уровне многих штатов уже давно исполнили «книксены» и «реверансы». Резолюцию, запрещающую использование слова «ниггер» для обозначения «афроамериканцев», принял в минувшем году городской совет Нью-Йорка. Тогда же сенат Северной Каролины принес официальные извинения «чернокожим» за рабство и сегрегацию, мимоходом выяснилось: хотя рабство в этом штате было отменено 150 лет назад, однако законы, ограничивавшие права «афроамериканцев», действовали в южных штатах еще до середины прошлого века. Причем одна из статей этого документа гласила: для участия в выборах «чернокожие» должны были выучить наизусть конституцию США и Декларацию независимости. Подразумевалось, что любой их белый соотечественник без запинки был готов декламировать эти два документа по первому требованию.  

Все – в прошлом. Скоро резолюцию представят на голосование сената, все, конечно, напечатают комментарии Барака Обамы. Затем ее должен будет подписать президент – что наверняка и сделает. Быть может, даже повторит знаменитый «бушизм» шестилетней давности: «Сегодня, год назад, время для извинений подошло к концу». После этого наступят новые времена, когда каждый «неафроамериканец» сможет честно говорить недовольному «афроамериканцу»: «Кто старое помянет, тому – глаз вон!».  

Сегодня картина межрасовой идиллии в Америке почти завершена, последним штрихом может стать победа Барака Обамы на президентских выборах.

Не суть важно, что претендента, сына белой американки и студента из Кении, многие предпочитают именовать «темнокожим белым». Это - еще одно свидетельство «терпимости» американского общества, благосклонно относящегося к межрасовым бракам. Два года назад выяснилось: у каждого пятого американца среди его ближайших родственников есть представитель иной расы. И почти 80 процентов жителей США считали совершенно нормальным «покрутить роман» с представителем иной расы. А ведь в 1987-м число американцев, «толерантно» относившихся к подобной идее, лишь приближалось к 50 процентам. Так что ныне граждане США отвергли утверждение великого гуманиста Франсуа Мари Вольтера, высказанное им в 1734-м: «Белый превосходит негра так же, как негр - обезьяну, а обезьяна – устрицу». Людей, стоявших «выше обезьяны», в Новый Свет было завезено от 10 до 11 миллионов, точная цифра неизвестна, потому что «потери» во время транспортировки рабов иногда доходили до половины «груза» кораблей.  

И ведь правы те историки, которые утверждают: до гражданской войны в Соединенных Штатах «белые» несильно ненавидели «черных». А за что? Рабы рассматривались лишь как взаимозаменяемые рабочие механизмы, существа заведомо низшего порядка. Распространенный стереотип – раб безобиден и никакой опасности для «белого» не представляет. Ненавидеть их принялись за симпатии к созданной в 1854-м республиканской партии, выступившей против рабовладения. Ну а после гражданской войны, когда в 1865-м конгресс принял поправку к конституции, окончательно ставящую рабство вне закона, был создан Ку-клукс-клан - тот самый, который лишь в 1920-1927 годы предал суду Линча 416 «темнокожих» в южных штатах. Ненависть к вчерашним рабам «подогрели» примитивно и быстро: теперь «чернокожие» были представлены как «похотливые самцы», готовые изнасиловать любую белую женщину…  

Совершенно не вяжется с тщательно скроенным «политкорректными» киносценаристами образом «афроамерканца» голливудского розлива. Навскидку: белый техасский рейнджер Уокер и его верный помощник, темнокожий Треветт, команда недавно повторявшегося сериала «Смертельное оружие» вместе с Мелом Гибсоном и Дэнни Гловером, чего уж говорить о «Сверкающих седлах», где известный «афроамериканский» актер играет шерифа, успешно борющегося с бандитами. Фильмов, которые стали «блокбастерами» благодаря Эдди Мерфи, просто не счесть, а четыре года назад поборников «толерантности» привело в восторг сообщение о том, что очередной «кинобонд», агент 007, будет чернокожим. Так что за поддержанием и развитием благообразного имиджа «афроамериканца» - по данным Бюро переписи населения, в 2006 году в США проживали 40.2 миллиона чернокожих жителей, 13.4 процента всего населения страны - следят более чем внимательно.  Грех сетовать и на представительство «небелых» в законодательной власти: составляющие в общей сложности 31 процент населения Америки, они делегировали в состав палаты представителей конгресса 12 процентов «цветных» депутатов, сейчас там 41 афроамериканец.

Белых на Капитолийском холме в 1.3 раза выше доли белого населения США, для чернокожих показатель вывели в 0.7. Не надо говорить, что это так уж плохо, в политике та самая толерантность вполне соблюдена. Никто не рискнет, подобно Вольтеру, говорить про обезьян, 81 процент афроамериканцев имеют, как минимум, законченное среднее образование.  

«Быт» выглядит куда несимпатичнее. Чернокожий американец в два раза чаще, чем белый, становится безработным и в три раза чаще имеет низкий уровень дохода.

Согласно официальной статистике, на каждые 100 тысяч черного населения США приходилось 3.145 осужденных. Для выходцев из Латинской Америки – 1.244 заключенных, на 100 тысяч белых - 471 человек. И уж совсем плохи результаты исследования Дэвида Джекобса, профессора университета штата Огайо: чернокожие американцы, обвиняемые в убийстве своих белых сограждан, имеют наибольшие шансы получить высшую меру наказания – смертную казнь. Впрочем, если «афроамериканец» убил «цветного», то шансы получить «вышку» резко снижаются. Чернокожий, лишивший жизни белого, имеет в два раза больше шансов получить смертный приговор, чем белый, убивший «цветного» американца.  

Логично, что конгрессмены благородно предложили извиниться за прошлое, понимая как изящество, так и полную безобидность этого шага. В настоящем – данные опять же официальные - смертность среди мужчин-афроамериканцев на 40 процентов выше, чем среди белых жителей США, среди чернокожих американок - на 14 процентов выше, чем среди американок белых. Медики, скрупулезно подсчитывавшие цифры, сделали и вывод: причинами тому бедность, неадекватное медицинское страхование и языковые проблемы. И, если мы сегодня не «возвышаем голос» в защиту «угнетенного меньшинства в Америке», то лишь потому, что заняты своими насущными проблемами.  

Сегодня половина американцев все-таки считает, что расовая дискриминация в той или иной степени в Америке проявляется, и результаты опросов последних шестнадцати лет этот показатель практически не меняют. Можно даже понять, почему угасает декларируемое желание полностью уравнять в возможностях «белых» и «черных» в толерантной Америке. Причина абсолютно прозаична, именуется она «Большой политикой».

Уже пять лет назад чернокожие американцы перестали быть крупнейшим меньшинством страны, этот титул получили выходцы из государств Латинской Америки, говорящие на испанском языке.

В годы, когда чернокожих именовали «ниггерами», этим американцам дали презрительную кличку «спики». Потому что они на исковерканном английском произносили: «No spic Inglis».  

Сегодня их переименовали в «испаников», что, согласитесь, малость благозвучнее. Главное - дальновидные политики уже начали работу с перспективным электоратом общины «испаников». Основные претенденты на пост президента в нынешнем году уже определились, следует подумать о выборах будущих.  

Тем более что за прошлое сегодня хором извинились. Все, проехали, забыли, «закрыли».  

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..