Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Инквизиция по-эстонски

Инквизиция по-эстонски

Информация о рейдах и налетах Языковой инспекции в Эстонии – как хроника с театра военных действий
Андрей Борисов
09.07.2008
Инквизиция по-эстонски

Похоже, русофобия в Эстонии приобретает маниакально-агрессивный характер, и действия государственной Языковой инспекции – ярчайшее тому подтверждение.

 

Государственная Языковая инспекция (есть такой важнейший орган добровольно-принудительной ассимиляции русскоговорящих в свободной Эстонии) провела среди учителей таллинской Кесклиннаской русской гимназии повторную проверку на знание эстонского языка. В результате проверки выяснилось, что ни один из 20 учителей, которые должны были пересдать экзамен на знание эстонского, не выполнил “предписание” (есть такой пугающий вид административного наказания) инспекторов, сделанное ранее.  

По информации сайта “Novosti.etv24.ee” представитель Языковой инспекции Лехо Класер с возмущением заявил, что учителя “обосновали уклонение от выполнения предписаний отсутствием общения, большой занятостью, плохим состоянием здоровья и домашними проблемами”. Все эти 20 учителей имеют большой стаж работы и являются профессионально успешными педагогами. Тем не менее, как сообщил господин Класер, “делопроизводство о проступке было начато в отношении 12 учителей”. Новое предписание, сделанное Языковой инспекцией, гласит, что учителя должны сдать экзамен на средний уровень знания эстонского к 1 апреля 2009 года. Тех же учителей, которые сдали экзамен на начальный уровень знания языка и предоставили справки о прохождении языковых курсов, инспекторы не штрафовали. Эта новость была радостной! Потому как не выполнил предписание этой самой языковой инквизиции… пардон, инспекции, - плати штраф. И – немаленький. Еще предписание – и еще штраф! Чтобы знали, в чьей стране живут!  

Как рассказала корреспонденту «Столетия» Инна А., талантливый таллинский учитель французского языка с 15-летним стажем работы, все русскоязычные учителя постоянно находятся под дамокловым мечом языковых инспекторов. “И хотя многие из нас вполне прилично говорят по-эстонски в быту, а учатся у нас поголовно русскоязычные дети, тем не менее, Языковая инспекция от нашей школы не отстает ни на полгода. А теперь еще затеяли вводить новую систему контроля за знанием эстонского языка” - заметила Инна.  

В Эстонии с 1 июля вступил в силу новый порядок сдачи экзамена “на уровень владения государственным языком”. Действительно, о новой системе следует сказать особо. Вместо бывших трех уровней появилось шесть.

Новая система представлена как либеральная, поскольку нынче языковые инспекторы обещают не трогать… пенсионеров и людей предпенсионного возраста. Такой либерализм заведен в эстонском хозяйстве как… демократический аргумент для Европы, в которой далеко не всем нравятся царящие в Эстонии инквизиционные порядки в отношении русскоговорящих.  

Но за этими “либеральными послаблениями” стоят совсем иные цели, упорно проводимые в жизнь местными националистами. Разговоры о том, что старые экзамены на знание языка “не показывают реального владения эстонским языком” и их следует признать недействительными, ведутся в программе "Актуальная камера" Эстонского телевидения.  

До прошлого года двадцать восьмой параграф “Закона о языке” приравнивал сдавших экзамен на знание эстонского до 1999 года к сдавшим позже. Но после отмены этого параграфа в марте 2007 года выданные документы были признаны недействительными. Директор таллинского Центра информации по правам человека Алексей Семенов считает ненормальной ситуацию, когда людей опять начинают вызывать в отделы кадров по месту работы и требовать от них пересдачи экзамена.  

Но что для эстонского государства точка зрения правозащитников!? Да ничего. В Языковой комиссии им заявили, что инспектура действует согласно закону и продолжит проверки, а в случае необходимости будут не дрогнувшей рукой выписывать штрафы и «предписания». Исключение сделано лишь для тех, кто через пять лет достигнет пенсионного возраста. Последнее обстоятельство, заверили в Языковой инспекции, является ярчайшим проявлением либерализма и свободы, так что пусть “эти русские” радуются, что живут в такой демократической стране.  

На фоне этого либерализма Эстонию с огромным числом русскоязычного населения продолжает, что называется, колбасить. Так, только в прошлом году Языковая инспекция составила в школах республики 1103 акта проверки владения эстонским языком. В 97% случаев учителя “не владели эстонским в достаточной степени”. И пусть они все прекрасные математики, физики, химики, превосходные знатоки иностранных языков или тонкостей домоводства – жить им спокойно не дадут, можно быть уверенным.  

Особой “любовью” Языковой инспекции пользуются учреждения образования “не для эстонцев”. Согласно ее же статистике, 1095 из упомянутых 1103 актов были составлены в отношении педагогов русскоязычных школ и детсадов, пишет “Eesti Päevaleht Online”.

За совершенные “проступки” 9 учителей были понижены в должности. Могли бы понизить и большее количество, но кто тогда будет работать в школах и детских садах?

  

В декабре прошлого года Языковая инспекция провела в Кохтла-ярвеской гимназии Таммику уже третью (!) проверку на “знание государственного языка”: из 28 учителей, которым были сделаны соответствующие предписания в 2002 и 2004 году, экзамен никто не сдал. Инспекторы сделала 6 предупреждений и выписала 17 денежных штрафов. В прошлом году инспекция штрафовала двух учителей и завуча Таллиннской гимназии Паэкааре за невыполнение предписания по владению эстонским языком. Штрафанули и директора – “за отсутствие контроля за выполнением “предписаний”. Директор, завуч и около 20 преподавателей Силламяэского профессионального училища должны немедленно сдавать языковой экзамен, иначе могут остаться без работы. Мэр Кохтла-Ярве получил от “языковых инквизиторов” предупреждение о назначении штрафных санкций, поскольку уже в течение нескольких лет руководители местных школ не могут выполнить «требования инспекции» по владению эстонским языком.  

Но сферой образования бурная деятельность Языковой инспекции не ограничивается. Недавно инспекторы оштрафовали 200 сотрудников полиции “из числа некоренного населения”, которые не владеют эстонским языком на требуемом законом уровне. Как писала на днях близкая к правительственным кругам газета “Eesti Päevaleht”, в отношении 112 полицейских выписан штраф на общую сумму 92 800 крон (более $9,2 тыс.). Языковая инспекция намерена запретить вещание русскоязычного кабельного телеканала "Орсент", который, как утверждается, продолжает трансляцию без перевода на эстонский язык. Инспекция намерена начать против "Орсента" дело о проступке и ходатайствовать о лишении канала лицензии на вещание.  

Увольнение ждет и тех сотрудников Таллиннской тюрьмы, кто недостаточно владеет государственным языком. Языковые инспекторы несколько раз проводили проверки в тюрьме и остались недовольны результатами.  

Многие полицейские «не коренной национальности» рассказывали, что их заманивали в весьма двусмысленную командировку в “горячую точку” в апреле прошлого года (имеется в виду война с таллиннским «бронзовым» солдатом) в том числе тем, что их освободят от «наездов» языковой инспекции.  

Между тем, отец "языковой инквизиции" Марти Лаар, бывший эстонский премьер, крайне гордится своим изобретением и не перестает восхищаться действиями “инквизиторов”.  

Да, у Эстонии очень мало опыта государственного строительства, а потому в стране чудовищно большое количество “политиков”, но нет “государственных мужей”, которые в отличие от первых (по справедливому замечанию Уинстона Черчилля) думают не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем.  

Местные же «политики», «полуполитики» и «четвертьполитики», кажется, умудряются жить только прошлым. Оттого ситуация государственного безумия стала столь очевидной. “Спасает” реноме Эстонии лишь международная обстановка: Эстония натравливается против России самим Западом, который оказывает за это “иную помощь” молодому, и, не побоюсь сказать, несмышленому в большой политике государству. Государству, которое опирается сегодня в ней не на геополитический смысл и реальные национальные интересы, а на прихоти закордонных дядей, которым, грубо говоря, фиолетовы эстонцы, и их, извалявшаяся в “инквизиционном позоре”, страна. Страна, у нынешнего президента которой не хватает чувства меры и такта понять, что кому-кому, но точно не эстонцам сегодня учить с высоких трибун международных конгрессов проживающие в России финно-угорские народы, как “добиться свободы и либерализма”. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..