Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Глюксман продолжает Холодную войну

Глюксман продолжает Холодную войну

Как французский философ запугивает Европу
Савелий Носков
19.03.2010
Глюксман продолжает Холодную войну

Придавленная в 90-е годы Россия поднялась с колен и заявляет о своих национальных интересах. В этой ситуации, полагает известный русофоб, давление на Москву должно быть продолжено с новой силой.


«Мне не нравятся не только иллюзии западных политиков относительно Путина, - откровенничает в интервью обозревателю «Le Nouvel Observateur» Андрэ Глюксман, - но и их гораздо более глубокие заблуждения относительно способности манипулировать из своих кабинетов политикой России. Они не хотят видеть, что на самом деле это Москва манипулирует нами».

Для профессионального манипулятора сознанием, коим и является, пользуясь выражением его адептки мадам Новодворской, «гениальный Андрэ», понимание того, что Запад потерял возможность тотальной (как во времена Ельцина) манипуляции Россией, оказывается невыносимо.

А все потому, сокрушается гость «Le Nouvel Observateur», что больно мягко нынче общаются лидеры Запада с кремлевскими начальниками. Это, по мнению Глюксмана, совсем не то же самое, что во времена перестройки, когда «Маргарет Тэтчер приласкала Горбачева»: тогда она, конечно, «была права и добилась отличных результатов, но с тех пор лавры Тэтчер не дают покоя западным политикам».


И оттого, мол, все беды Запада и весь позор его лидеров, что «в начале своего президентства Буш заглянул в глаза Путину и увидел там душу и «хорошего парня».


Блэр также стал своего рода «крестным отцом» Путина, побывав с ним в опере еще до того, как тот стал президентом. Не говоря уже о Шредере: он ни много, ни мало продался России – другие хотя бы не зашли так далеко. Ширак тоже питал чересчур много иллюзий: он наградил Путина Большим крестом Ордена Почетного легиона. Касается это всех западных лидеров вне зависимости от того, принадлежат ли они правому или левому крылу. То же самое происходит сегодня и с Саркози».

Последнее – личное, выстраданное. Да и как иначе? На выборах президента Франции Глюксман горячо поддерживал Саркози, уверяя всех, что именно он, Глюксман, - духовный наставник противника Ширака. Думалось престарелому русофобу, что вот-вот и придет его время: и быть ему серым кардиналом при «Николя Первом». Но не случилось…

Не хочет французский президент с Россией скандалить по поводу недостаточности ее либерализма, не желает безоглядно поддерживать во всех начинаниях глюксмановских друзей вроде бесноватого Саакашвили, не намерен делать зоологическую русофобию характерологической чертой французской политики.

И в этом – большое глюксмановское горе. А ведь не далее как в ноябре прошлого года добился «гениальный Андрэ» аудиенции у Саркози и опять пытался его воспитывать, особенно напирая на «слабость политики в период войны России против Грузии». Да вот только, судя по всему, Саркози доходчиво объяснил Глюксману, что «пушистый Мишико» - фрукт еще тот, и именно он начал ту войну, посыпая снарядами «градов» спящий Цхинвал. А потому и его, Саркози, позиция была со всех сторон правильной.

Время «философа» было потрачено зря: «Саркози выслушал меня с присущей ему открытостью. И поступил в результате с точностью до наоборот! Увидев, что никакой реакции не последовало, через десять дней я написал то, что об этом думаю, в прессе

Саркози совершил поворот на 180º от предвыборных речей 2007 года к своим нынешним заявлениям».

А вот о продаже «Мистралей»: «Укоренившиеся дипломатические заблуждения контрпродуктивны и в сфере бизнеса. «Мистраль», даже четыре «Мистраля» принесут меньше денег, чем одна атомная электростанция. Так, иллюзии Франции относительно Германии и России привели к тому, что Siemens отказался от сотрудничества с «Areva» [французская компания – Ред.] и подписал с российским «Росатомом» соглашение по строительству АЭС». Вот, оказывается, как русские надули Саркози!


Тут наш «философ» почему-то отходит от любимых им фундаментальных принципов либеральной экономики, и клонит в сторону протекционизма и госвмешательства во внешнюю торговлю.


Ну, да когда речь идет о России – тут все черти за ангелов сойдут, церемониться тут нечего. И Саркози следует помнить, что «развитие деловых отношений не должно означать наивности, так как она обходится в результате слишком дорого!».

На подкинутую Сарой Халифа-Легран идею о том, что в России есть не только кровожадный Путин, но и (идея эта - последняя надежда либералов всех стран!) вполне либеральный Медведев, Глюксман ответ дает неутешительный: «Трудно сказать. Но абсолютно точно ошибкой было бы утверждать, что вы знаете, что он сделает, тогда как он и сам еще этого не знает. Он говорил о «правовом нигилизме» в России, но так ничего не сделал для Ходорковского, который вполне может остаток жизни провести в тюрьме. Более того, у него и самого рыльце в пушку: в период расследования дела ЮКОСа он возглавлял «Газпром». Слова должны соответствовать действиям. Пусть Саркози спросит Медведева о Ходорковском, и посмотрим, что выйдет».

Да и остальное, происходящее в России, Глюксмана, понятное дело, радовать не может, но, слава Богу, он-то, Глюксман, в курсе, что там творится в Москве. «Меня просто умиляют те аналитики, которые утверждают, что понимают, что происходит в головах кремлевских властителей, когда сами россияне признают, что просто не могут понять их планов. Об этом мне говорил один старый друг Сахарова, который сравнил российское руководство с бандами: они четко представляют себе врагов, которых хотят уничтожить, но не имеют детальных планов. Как мы с вами видели, они с немалой долей презрения относятся ко всем международным договорам. Автоматически войны это не означает, но оказываемое ими давление очень серьезно… Тезис Фрэнсиса Фукуямы 1990 года о конце истории и крупных конфликтов уже 20 лет опровергается реальными фактами. Мы видели геноцид в Руанде… война в Чечне, на Кавказе и в Грузии, шантаж на Украине… Не стоит делать вид, что ничего не происходит!».

Не сильно понятно, почему в один ряд у «мыслителя» попали Руанда и Грузия, ну да ладно, стареет Глюксман, путается, но – не теряет гордости за содеянное на ниве революционной борьбы: «Свой оптимизм я сохраняю уже долгие годы благодаря тому, что я являюсь одним из тех редких французов, которые не только были революционерами, но и увидели успех поддерживаемых ими революционных начинаний.

С падением Берлинской стены мы создали новую парадигму, парадигму бархатных, мягких революций.

Мы получили революционное движение, которое, хоть и не без неудач, все же смогло в целом изменить карту Европы. Было это не только на востоке (Грузия, Украина), но и на западе (Португалия, Испания), сегодня это происходит в Иране».


Где он нашел на карте Европы Иран – большая географическая загадка. Но в геополитической борьбе – не до географических точностей.


Главное – не в этом, а в том, что, по признанию Глюксмана, бархатные революции очень важны. «Это движение опирается на интеллигенцию и диссидентов. Что касается будущего, здесь я далек от пессимизма». Радует его, например, что российские «диссиденты» дружно выступили против продажи Францией боевых кораблей России. Это значит, что не иссяк кладезь русофобии. С внешней стороны его пополняет Глюксман и прочая тамошняя русофобская рать, а с внутренней – поборники его идей в Москве, в просторечии – «глюксманята».

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.