Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
«День без Саркози»

«День без Саркози»

Французы разочаровались в своем «сверхактивном» президенте и его партии
Александр Игнатов
30.03.2010
«День без Саркози»

Постепенно затихают страсти, всколыхнувшие Францию в ходе двух туров региональных выборов. Правящая правоцентристская партия Николя Саркози «Союз за народное движение» получила 35 процентов голосов, 54 процента - блок социалистов, экологов и «левого фронта». Лидер соцпартии и глава оппозиции Мартин Обри заключила: «Французы высказались против политики президента и правительства». Считать ли это мнение прогнозом на президентские и парламентские выборы 2012-го?

Хотя местные власти - в европейской части Франции насчитывается 22 региона - занимаются только решением локальных проблем, их влияние нельзя недооценивать. Тем более что общий совокупный бюджет всех регионов равен 25 миллиардам евро. Еще на выборах 2004-го, при президенте Жаке Шираке, социалисты вместе с другими левыми завоевали 20 регионов. Однако в 2007-м, на волне модной «саркомании», получив 53 процента голосов, в Елисейском дворце поселился Николя Саркози. Он обещал стране кардинальные реформы - в расчете на длительное и успешное правление. И тут - такой афронт! Правые проиграли в 21 регионе, с трудом удержав один единственный - консервативный Эльзас.

Чем же оказались недовольны французы и куда подевались все «саркоманы»? В свое время успех нынешнего главы государства объясняли исключительной энергией и реформаторскими амбициями нового кандидата, «усталостью» общества от долгого пребывания у власти Жака Ширака и отсутствием у оппозиционеров-социалистов ясной и отличающейся от курса правых программы.

Бывший министр и глава правящей партии, Сарко, как его стали фамильярно называть, выступал с нетипичной для Франции идеей моды на богатство и финансовый успех в истинно американском духе.

При этом у него самого, долгое время бывшего мэром элитного пригорода Парижа, Нейи-сюр-Сен, в друзьях числились крупнейшие бизнесмены страны, равно как и владельцы большинства ведущих СМИ. Неслучайно сразу после выборов, и вовсе не таясь, Саркози отправился на шикарную яхту одного из своих богатейших приятелей, а в США уже летом 2007-го поехал на отдых, нарушив неписаную традицию: глава государства проводит отпуск исключительно на родине.

Увы, через год с небольшим команда, правящая страной, столкнулась с кризисом и его последствиями, которые вызвали недовольство французов. Безработица перевалила за 10 процентов. Дефицит бюджета превысил 8,5 процента от ВВП. Падение покупательной способности населения заставило забыть любимый лозунг президента: «Больше работать, чтобы больше зарабатывать». Попытка справиться с проблемами личной безопасности граждан в пригородах за счет роста числа полицейских оказалась неэффективной. А есть еще намеченная Елисейским дворцом пенсионная реформа, связанная, прежде всего, с более поздним выходом на пенсию – о чем большинство французов и слышать не хотели. Меры по преодолению кризиса тоже не добавили популярности власти, хотя глава государства решился даже выступить в совершенно чуждой для него роли «антикапиталиста».

Саркози потребовал резкого и реального сокращения бонусов банкиров, причем не только во Франции, за что в любимых им Соединенных Штатах журналисты обвинили его в симпатиях к социализму.

Наконец, развернутое по инициативе президента обсуждение темы «национальной идентичности», призванной ослабить влияние правого Национального фронта, привело, напротив, к обострению конфликтов вокруг миграционных процессов. Больше того, Ле Пена, лидера НФ и его дочь Марину, мощно поддержали на региональных выборах в регионах, а в среднем по стране фронт получил около 9 процентов голосов.

И все же более всего французам пришелся не по душе тот самый «стиль сверхактивного главы государства», которым Саркози явно гордился. В отличие от своих предшественников, новый президент взвалил на себя не только «главные дела» - по голлистской традиции, это преимущественно внешняя и оборонная политика - но и вообще все политические вопросы. Премьер-министр Франсуа Вийон был отодвинут на задний план. К тому же, пользуясь своим обаянием и лидерскими качествами, Сарко заполнил собой национальное «медийное пространство», почти ежедневно появляясь на телеэкранах. Некая отстраненность от публики и замкнутость президентов и их окружения, свойственная французским лидерам начиная с Шарля де Голля, сменилась при Саркози полной открытостью, которая распространялась даже личную жизнь главы государства. Его сторонники считают, что «вездесущность» президента необходима, дабы реализовать предвыборные обещания, которые должны до неузнаваемости изменить Францию, «осовременив» ее. Но ведь в этом случае глава государства теряет роль арбитра, стоящего над событиями, становясь ответственным за любые конфликты властей любого уровня.

Образ «суперактивного лидера» превратил Николя Саркози в постоянный предмет анекдотов и язвительных насмешек со стороны не только его противников в стране. Один из британских депутатов на днях назвал его «шумным и самодовольным демократическим Наполеоном». Наверно, согласившись с этим мнением, французские блоггеры призывали провести 27 марта «День без Саркози». И собрали за несколько дней более 350 тысяч голосов «за».

Все вместе объясняет результаты последнего опроса общественного мнения: в 2012-м за премьер-министра Вийона, если он выставит свою кандидатуру на президентских выборах, готовы голосовать 43 процента французов, Саркози обещают поддержать лишь 29 процентов.

Да и вообще, 59 процентов опрошенных выступают за победу на следующих выборах левых, и лишь 37 процентов предпочитают правых.

Помимо гипотетических соперников на будущих выборах, у хозяина Елисейского дворца уже появился реальный противник. 25 марта о предстоящем создании собственной правоцентристской партии объявил премьер-министр в кабинете Жака Ширака, Доминик де Вильпен, ярый враг Саркози. Если бы только он один! Другой претендент, точнее, претендентка, на пост президента - мэр Лилля и лидер крупнейшей оппозиционной партии социалистов Мартин Обри, партии, которая по итогам региональных выборов, как выражаются во Франции, впервые получила возможность примерить на себя президентский наряд. Обри – «тяжеловес», опирающийся на опыт и связи своего отца, уважаемого и популярного политика, бывшего министра Франции и председателя Европейской комиссии, Жака Делора. В стане социалистов всегда было немало кандидатов во власть: сейчас, вдобавок, называют бывшего министра экономики и финансов Франции, а с 2007-го - директора-распорядителя Международного валютного фонда Доминика Стросс-Кана.

Так что желающих получить место в Елисейском дворце уже немало, а будет, естественно, больше. Для Николя Саркози главный вопрос сегодня звучит так: продолжать реформы или отказываться от них? Разумеется, для публики произносят слова о том, что президент не намерен отступать, да и его пропагандисты требуют возврата к «истокам саркозизма». Слышны и голоса, призывающие к более сдержанному стилю руководства, но вот как раз этого Саркози будет добиться труднее всего, речь идет, по сути, об изменении характера.

После региональных выборов Саркози уже начал подготовку к президентским. Уволены несколько вип-чиновников из правительства, те, кто посмел покритиковать «самого», предложены хлебные должности влиятельным политикам, которых мог бы сманить к себе де Вильпен. Одним словом, власть вспомнила о классических аппаратных играх.

На пару дней президент даже полетел в Вашингтон: телекадры Николя Саркози, стоящего рядом с Бараком Обамой, все еще работают на президента Франции, пусть даже не столь действенно.

Проблема только одна, но какая: консолидировать своих сторонников. Конечно, и социалистам тоже придется решать много вопросов. У соцпартии нет программы, а, главное, нет единого и единодушно признанного вожака.

Впрочем, региональные выборы показали: даже в этих условиях французы готовы отвернуться от «суперактивного лидера» и предпочесть менее обаятельного и «шумного», но более делового президента. Время для исправления ошибок есть и у Николя Саркози, и у его противников. Отсчет пошел.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.