Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Боссы вне подозрений

Боссы вне подозрений

В расследовании преступлений албанских сепаратистов Косово – в том числе «черной трансплантологии» - наступил новый этап
Петр Искендеров
14.02.2012
Боссы вне подозрений

Суд, функционирующий в Приштине по мандату гражданско-полицейской миссии Европейского союза в Косово, приступил к заслушиванию международных свидетелей. Первыми в списке оказались канадец Рауль Файн и американец Джозеф Коралашвили. Для предотвращения возможных инцидентов, в частности, исчезновения неугодных албанским лидерам Косово свидетелей (как это неоднократно случалось во время прошлых расследований, проводившихся по линии Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии в Гааге), оба они давали показания по видеосвязи, находясь в своих странах.

При этом безопасность Коралашвили обеспечивало непосредственно ФБР – по причине имевшего место в последнее время таинственного исчезновения ключевых свидетелей. Наиболее громким случаем стала судьба турка Йилмаза Алтуна, который в 2008 году потерял сознание в аэропорту Приштины, ожидая рейса на Стамбул после того, как у него в клинике «Медикус» была изъята почка. Обнаружение турка полицией ЕС стало поводом для закрытия клиники и начала расследования ее деятельности, однако сам Алтун вскоре исчез. «Он все еще считается пропавшим без вести. И он, возможно, является самым важным свидетелем», - признает сегодня прокурор ЕС в Приштине Джонатан Ратель.

Канадец и американец дали исчерпывающие показания в том, что касается деятельности приштинской элитной клиники «Медикус» - в отношении которой и продолжается в настоящее время расследование. В частности, Рауль Файн был в 2008 году лично прооперирован в этой клинике, поскольку нуждался в срочной пересадке почки. Он сообщил следователям, что первоначальные переговоры провел с израильским посредником Моше Харелем, который свел его с руководством «Медикуса». Стоимость операции была определена в 87 тысяч евро. Файн произвел оплату на счет Хареля и затем вылетел в Приштину с остановкой в Стамбуле, где его осмотрел другой фигурант дела – турецкий хирург Юсуф Сонмез по прозвищу «Франкенштейн». После этого канадец вместе с другим «реципиентом» - гражданином Германии – был помещен в клинику, где и прошла операция по пересадке.

При этом, по данным обвинения, донорами для канадца и немца выступили две женщины из стран СНГ. Согласно утечкам в средствах массовой информации, одной из них являлась россиянка Анна Русаленко.

Согласно материалам следствия, именно ее почка была пересажена канадцу, однако обещанного вознаграждения в 20 тысяч евро женщина не получила и была переправлена обратно в Стамбул.

Сходная информация содержится и в показаниях другого международного свидетеля – менеджера из Нью-Йорка Джозефа Коралашвили, который в октябре 2008 году сопровождал в Косово своего отца, нуждавшегося в пересадке почки. Безопасность этого свидетеля обеспечивает непосредственно ФБР – однако и его показания явно призваны лишь подтвердить официальную версию Евросоюза. По словам Коралашвили, во время его шестидневного пребывания в Приштине ни один из местных докторов «не назвал своего имени», и он не имел понятия о происхождении донорской почки, пересаженной его отцу. «Вы знали о том, откуда взялась почка, которую получил Ваш отец?» - задал ему вопрос по видеосвязи прокурор Джонатан Ратель – и получил короткий ответ – «Нет».

Свидетельства Файна и Коралашвили, безусловно, позволяют судить о масштабах и высокой степени международной координации деятельности «черных трансплантологов». Однако, с другой стороны, в материалах дела по-прежнему отсутствует то главное, о чем писала в своей книге бывший Главный прокурор Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии Карла дель Понте и докладывал в стенах Парламентской Ассамблеи Совета Европы Дик Марти. А именно – причастность к преступному бизнесу косовской верхушки во главе с премьером Хашимом Тачи. И это отнюдь не случайно. Даже принимая во внимание действительно серьезные обвинения в адрес Юсуфа Сонмеза и сотрудников косовского министерства здравоохранения (курировавшего клинику «Медикус») – трудно не заметить, что международные кураторы расследования в лице ЕС стремятся вывести из-под удара главных фигурантов дела о «черной трансплантологии».

Сам Дик Марти в своем докладе подчеркивал, что операции, проведенные в 2008 году в клинике «Медикус», и деятельность «черных трансплантологов» конца 1990-х годов – суть звенья одной цепи. Данная клиника была упомянута в связи с нынешним главой правительства Косово Хашимом Тачи, который, по данным Марти, имел отношение к «черной трансплантологии» еще в 1998-1999 годах.

Спецдокладчик ПАСЕ назвал Тачи «боссом» так называемой группы из Дреницы - «небольшой, но невообразимо мощной группы членов «Армии освобождения Косово», контролировавшей местные криминальные структуры еще с 1998 года.

В контексте одного из направлений преступной деятельности данной группы Дик Марти и упоминает «черную трансплантологию». Он утверждает, что «органы изымали у некоторых пленников в клинике на албанской территории, около города Фуша-Круя». При этом, по совершено справедливому признанию спецдокладчика, поддержка, оказанная Хашиму Тачи в последние годы со стороны США и других западных держав, сделала его «неприкасаемым». Однако «признаки сговора между криминальным классом и высшими политическими и институциональными чиновниками слишком многочисленны и слишком серьезны, чтобы их игнорировать».

А Карла дель Понте сообщала со ссылкой на следователей Гаагского трибунала и официальных представителей миссии ООН по делам временной администрации в Косово, что летом 1999 года косовские албанцы переправили от 100 до 300 похищенных через границу в северную Албанию. После предварительного медосмотра их переправляли в различные места в районе североалбанского города Буррель. «В числе этих мест была и хижина за желтым зданием в 20 километрах к югу от города», где была оборудована «своеобразная хирургическая клиника. Врачи извлекали внутренние органы пленных. Через аэропорт Тираны Ринас эти органы доставляли в зарубежные клиники и пересаживали пациентам, которые готовы были оплатить подобные операции» - указывала Карла дель Понте. В подготовленной следователями Гаагского трибунала служебной записке отмечалось, что «все лица, которые, по словам информаторов, находились в лагерях в Албании в конце лета 1999 года, действительно исчезли летом того же года, и с тех пор их никто не видел». Как указывала дель Понте, вышеуказанная преступная деятельность «осуществлялась с ведома и при активном участии офицеров АОК высшего и среднего звена» - в том числе тогдашнего политического руководителя «Армии освобождения Косово», а ныне косовского премьера Хашима Тачи.

Руководство Миссии ООН в Косово, командование натовских сил КФОР и власти самой Албании блокировали любые попытки дель Понте расследовать эти факты.

«Апофеозом» переговоров стало заявление, прозвучавшее из уст прокурора Албании: «Никаких сербов здесь не хоронили. Но если они действительно привозили сюда сербов из-за границы и убивали их, то поступали совершенно правильно».

Однако тогдашний Главный прокурор Гаагского трибунала настаивала на необходимости проведения всестороннего расследования под контролем Миссии ООН в Косово «в сотрудничестве с органами внутренних дел Сербии». Именно поэтому она приветствовала доклад Дика Марти, заявив в интервью швейцарской газете «Тан»: «Я благодарна Совету Европы и Дику Марти за то, что они углубили подозрения в продаже органов и раскрыли ту информацию, которой мы не располагали». По свидетельству сараевской газеты «Независне новине», Карла дель Понте и Дик Марти провели секретную встречу, в ходе которой бывший Главный прокурор Гаагского трибунала рассказала своему собеседнику «все, что было сделано в ходе предварительного расследования».

Однако всеобъемлющее расследование так и не было инициировано, и следственные действия в настоящее время ограничиваются деятельностью клиники «Медикус». Занимающийся данным делом прокурор Евросоюза Джонатан Ратель на днях заявил об отсутствии «хотя бы одного доказательства связи между «делом «Медикус» и обвинениями», прозвучавшими ранее в адрес лидеров АОК. В числе обвиняемых – отнюдь не «офицеры АОК высшего и среднего звена», а секретарь по вопросам здравоохранения в правительстве Косово Илир Рецай, израильский посредник Моше Харель, турецкий хирург Юсуф Сонмез и косовский уролог Лютфи Дервиши. Согласно обвинительному заключению, преступная группа вербовала своих жертв в «бедных восточноевропейских и центральноазиатских странах», обещая им порядка 15 тысяч евро за почку (и, как правило, не выплачивая позднее подобной суммы), в то время как реципиенты платили за данный орган до 100 тысяч евро. К настоящему времени следствию удалось установить личности примерно 20 жертв, не получивших обещанного вознаграждения.

Следствие тщательно прорабатывает различные связи и направления – но лишь те, которые не имеют отношения к сербским жертвам и косовским лидерам.

В частности, прокурор Ратель сообщил, что его служба «направила несколько запросов с просьбой о правовом содействии во многие страны, включая наиболее важные – такие, как Российская Федерация, Израиль, Украина и Турция. В них содержится просьба оказать незамедлительное правовое содействие в идентификации и определении местонахождения жертв-доноров». Кроме того, прокуратура сотрудничает в поиске возможных жертв с США, Канадой, Германией и Великобританией. «Мы проводим агрессивную работу со всеми этими странами и делаем все, что в наших силах, чтобы определить местонахождение и идентифицировать данные жертвы и позволить им выступить в качестве свидетелей» - подчеркнул на днях Джонатан Ратель в интервью Агентству Франс Пресс. Однако ни один из свидетелей-сербов до сих пор так и не выступил на проходящем в Приштине судебном процессе.

Причина подобной ситуации станет понятной , если опять-таки обратиться к увидевшей свете в 2008 году книге Карлы дель Понте «Охота: я и военные преступники». Повествуя об истории выдвижения обвинения в совершении многочисленных преступлений в адрес бывшего полевого командира АОК Рамуша Харадиная (имя которого также фигурировало в материалах по «черной транслантологии»), она подчеркивала, что даже «глава миссии ООН в Косово, специальный представитель генерального секретаря ООН (речь идет о датчанине Сорене Йессен-Петерсене – П.И.) публично принял сторону Рамуша Харадиная в деле, которое предстояло рассматривать трибуналу ООН». Что же касается нынешнего расследования, то полномочия Евросоюза объективно делают почти что невозможным привлечение к ответственности высокопоставленных фигур нынешнего косовского истеблишмента, поскольку ведущие страны-члены ЕС признали независимость Косово именно в тот период, когда пост премьера уже занимал Хашим Тачи.

Именно поэтому Россия настаивает на передаче расследования причастности руководителей Косово к незаконной торговле человеческими органами под эгиду Совета Безопасности ООН.

Об этом заявил на состоявшемся на минувшей неделе заседании Совбеза российский постпред при ООН Виталий Чуркин. По свидетельству российского дипломата, уже выявленные факты «прямо указывают на причастность к совершенным преступлениям некоторых нынешних руководителей Косово». Однако расследованием сейчас «занимается именно та группа стран, которая в свое время содействовала приходу этих людей к власти». Российский постпред при ООН напомнил, что ведущую роль в этом играли американцы: «И - какое удивительное совпадение! - именно гражданин США возглавляет нынешнее расследование». Речь идет об американском прокуроре Джоне Клинте Уильямсоне. Именно в его распоряжении оказались все собранные материалы – в том числе и рабочие журналы руководства АОК времен войны 1998-1999 годов. В них имеются такие примечательные записи: «Захвачена пожилая сербка, интереса не представляет», или: «Поймали блондина. Отправить на субпродукты, плевать, кто он - серб или американец».

Судя по имеющейся информации, следователи Евросоюза сознательно вывели данные эпизоды за рамки нынешнего расследования. И дело здесь не только и не столько в отсутствии доказательств, сколько в нежелании Запада ставить под угрозу уже созданную картину косовского кризиса, в которой албанцам отводилась роль жертв, а сербам – агрессоров и преступников. Именно на этой тенденциозной картине и базировались бомбардировки Югославии НАТО в 1999 году и последующее признание самопровозглашенной независимости Косово со стороны США и ведущих стран-членов ЕС.

Не случайно и сама дель Понте обнародовала свои данные о «черной трансплантологии» не в начале 2000-х годов, а в апреле 2008 года – после того, как Запад уже признал независимость Косово.

Если бы правда о чудовищных преступлениях стала известна раньше – то западная общественность могла бы и не допустить подобного признания. И сегодня расследование под эгидой ЕС наталкивается на аналогичные препятствия. Так что есть вероятность, что суд ограничится вынесением приговора турецкому доктору Сонмезу и чиновникам косовского министерства здравоохранения, а все упоминания о сербских жертвах будут удалены.

К слову, в обнародованном на днях интервью белградскому еженедельнику «Пресс» сама Карла дель Понте также отметила, что нынешнее расследование наталкивается на «недостаток политической воли». По ее словам, «международное сообщество не желает узнать правду об этих преступлениях»: «Моя позиция остается неизменной: международное сообщество вынуждено было отреагировать на доклад Дика Марти, но только расследование под мандатом ООН могло бы выяснить истинну в этих обвинениях. Я с вами согласна в том, что существует недостаток политической воли, чтобы пролить свет на это дело. По сути, потому, что ситуация в Косово остается весьма нестабильной». «НАТО и МООНК не давали нам доступ к важным документам, а Албания не позволила исследовать могилы на ее территории» - напомнила экс-Главный прокурор.

Аналогичной точки зрения придерживаются и эксперты «Хьюман райтс уотч». Они считают, что для расследования «черной трансплантологии», ниточки от которой тянутся к руководящим кругам косовской власти, не годятся ни миссия ЕС, ни Международный уголовный трибунал для бывшей Югославии в Гааге. Необходимо создать новый международный механизм. А представитель «Хьюман райтс уотч» Фред Абрахамс убежден, что уже собранные сведения о нескольких сотнях умерщвленных «на органы» сербах являются «далеко не полными». Между тем, из документов, обнародованных недавно французским телеканалом France24, следует, что высокопоставленные представители ООН знали о «черной трансплантологии» и причастности к ней «высших командиров «Армии освобождения Косово» уже в 2003 году.

В конце января исполнился ровно год с тех пор, как ПАСЕ потребовала провести всестороннее международное расследование преступлений, совершенных албанскими боевиками Косово. Документ, подготовленный на основании доклада Дика Марти, констатировал наличие весомых доказательств многочисленных преступлений, совершенных против косовских сербов, – включая и «черную трансплантологию». Тогда же сам Марти откровенно указал на главную проблему, связанную с проведением расследования. И заключается она, по его мнению, в предельной политической ангажированности представленных в Косово международных структур, которые теоретически могли бы заняться следственными действиями. Прежде всего, это относится к гражданско-полицейской миссии Евросоюза в Приштине. Именно этот институт год назад самолично присвоил себе ведение расследования. Однако, по мнению Дика Марти и поддержавшей его организации «Хьюман райтс уотч», именно представительство ЕС в Косово менее всего подходит для подобного дела. «Я не думаю, что гражданско-полицейская миссия ЕС в Косово в том виде, как она сегодня действует и организована, может вести расследование» - убежден швейцарский юрист. Кроме того, проблему представляет незащищенность свидетелей. «Каждый раз, когда дело затрагивает политические верхи или касается определенной иерархии в криминальных структурах, - получить свидетельства становится не просто сложно, но даже невозможно. Свидетелей и их семьи запугивают, а некоторых убивают» - свидетельствует Дик Марти. Он считает необходимым создать для проведения всестороннего расследования специальную судебно-правовую структуру за пределами Косово.

На этом фоне представляется особое показательным нежелание США и ряда ведущих западноевропейских стран уделить особое внимание расследованию. Они ограничиваются лишь заявлениями о поддержке усилий миссии ООН в Приштине. А данные усилия за последний год явно преследовали цель пустить расследование по побочному следу – причем весьма выгодному с геополитической точки зрения. В материалах дела фигурируют турецкий трансплантолог, израильский посредник, и даже якобы причастная к нелегальной пересадке органов клиника в далеком Эквадоре – однако отсутствует главное: расследование причастности к «черной трансплантологии» бывших и нынешних лидеров Косово и неприглядная роль западных представителей, фактически покрывавших преступления на протяжении более чем десяти лет.

Осудить представителей нежеланной в Евросоюзе Турции, строптивого даже с точки зрения США и ЕС Израиля и тем более не скрывающего антиамериканской ориентации Эквадора для Запада важнее – и безопаснее – чем выступить против собственного «косовского проекта» в лице Хашима Тачи и его окружения.

По справедливому мнению бывшего премьер-министра Норвегии и экс-генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда, высказанному в интервью испанской газете «Паис», «если на эти обвинения не будет дан ответ, то последствия будут весьма болезненными. Это будет очень плохо. Раны в Косово не заживут в ближайшие десятилетия. Органы правосудия должны принять решение о военных преступлениях, и будет очень опасно, если виновные не смогут быть привлечены к ответственности». Однако пока до торжества правосудия в Косово все еще далеко.

Искендеров Петр Ахмедович - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

 

Специально для Столетия


Материалы по теме:

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..