Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Бомба для «оранжевых»

Бомба для «оранжевых»

Есть объективный закон: революционеры после революции — это пауки в банке
Артем Ивановский
10.09.2008
Бомба для «оранжевых»

Очередной раскол в стане «оранжевых» президент Ющенко расценил, как «кремлевский сценарий». Антироссийская риторика стала для него стандартным прикрытием собственных политических амбиций и просчетов. Подлинную причину нынешнего кризиса на Украине следует искать в начавшейся между Ющенко и Тимошенко схватке за контроль над силовыми ведомствами в связи с намерением президента возбудить уголовное дело против своего главного политического конкурента на предстоящих в 2010 году выборах.

«Кремлевский сценарий» изначально стал универсальным объяснением произошедшего обострения отношений внутри «оранжевой» коалиции и топ-темой в устах сторонников Виктора Ющенко. Застрельщиком этой кампании выступил сам президент, объявивший в своем телеобращении 2 сентября, что «в парламенте начался политический и конституционный переворот».

«Блок Юлии Тимошенко и Партия регионов, - подчеркнул Ющенко, - фактически создали новую коалицию, в основе которой не украинские, я еще раз повторяю — не украинские интересы».

Более конкретно высказался лидер пропрезидентской фракции «Наша Украина-Народная самооборона» Вячеслав Кириленко: «В Верховной Раде БЮТ и Партия регионов создали новое, прокремлевское большинство». А двенадцать министров-нашеукраинцев во главе с первым вице-премьером Иваном Васюником демонстративно покинули утреннее заседание правительства, которое «больше не служит национальным интересам».  

Владимир Литвин, лидер одноименной фракции в Верховной Раде, дал следующую оценку развернутой президентом Ющенко антироссийской кампании: «В сознании людей создается искусственно упрощенная картина действительности, не имеющая ничего общего с реальностью». По его мнению, подлинной причиной политического кризиса является «борьба двух центров украинской власти». Ющенко и Тимошенко, бросающие друг другу обвинения в преднамеренном развале коалиции, олицетворяют собой эти центры власти. А их коалиция прекратила свое существование в тот момент, когда они и стали упомянутыми выше центрами.  

Существует объективный исторический закон: революционеры после революции — это пауки в банке. Сокрушив прежнюю власть и сами став властью, они начинают бороться друг против друга. Поэтому рассуждения депутатов от БЮТ и НУНС на тему восстановления «коалиции демократических сил» лишены всякого смысла.

Фактический распад альянса Ющенко-Тимошенко произошел еще четыре года назад, а точнее, 8 декабря 2004 года.

В тот день Верховная Рада приняла так называемый «закон о политреформе» - пакет поправок к Конституции, в результате которых часть ключевых полномочий президента переходила к премьер-министру и парламентскому большинству. Вот только некоторые положения этого замечательного закона: президент не может назначать премьер-министра, но назначает министра иностранных дел, министра обороны и министра внутренних дел. Кабинет министров становится высшим органом в системе исполнительной власти, по согласованию с парламентским большинством назначает директоров Службы государственной безопасности (СБУ) и Национального банка, но при этом президент имеет право назначать губернаторов, приостанавливать действие постановлений правительства и досрочно распускать Верховную Раду. Незаслуженно отодвинутый в тень современной украинской политики инициатор «политреформы» Александр Мороз уже тогда ясно видел бесперспективность и неизбежность краха «оранжевого» движения, решив таким способом подтолкнуть события. Сами «оранжевые», находясь в эйфории после третьего тура президентских выборов, явно очень плохо понимали, за что голосовали.  

В результате первый взрыв внутри «оранжевой» коалиции произошел всего через два месяца с момента триумфального избрания Ющенко президентом. Между ним и Юлией Тимошенко началась борьба за контроль над СБУ. Закон о «политреформе» помещал госбезопасность в сферу влияния премьера. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Петр Порошенко решил пойти другим путем и разработал проект создания новой спецслужбы — Национального бюро расследований, которое должно было совместить в себе полномочия СБУ, Генпрокуратуры и МВД. В ответ действующий глава СБУ Александр Турчинов стал раскручивать дело о коррупции в ближнем окружении президента. Его фигурантами помимо Порошенко стали двое высокопоставленных чиновников секретариата президента Александр Третьяков и Николай Мартыненко. Вмешательство Ющенко через голову Тимошенко в так называемый «бензиновый кризис» и осуществленная без согласования с премьером «ревальвация» гривны, на которой, как позднее утверждала Тимошенко, «люби друзи» президента сделали целые состояния, еще более усугубила поляризацию в стане «оранжевых».  

В августе 2005 года глава секретариата президента Александр Зинченко внезапно подал в отставку и выступил с сенсационными разоблачениями в адрес крупных функционеров «Нашей Украины».

Естественно, на Банковой все это посчитали спланированной провокацией со стороны Тимошенко. Итогом начавшейся склоки стал первый раскол «оранжевой» коалиции. В дальнейшем Тимошенко пошла на уступки, вернув СБУ в орбиту президента, но наотрез отказалась торпедировать закон о «политрефоме», что стало фактической консервацией конфликта.  

Причина нынешнего кризиса осталась неизменной - президент и премьер не поделили власть. Данное обстоятельство отчетливо фигурировало в телеобращении Виктора Ющенко: «Причина происшедшего в Верховной Раде одна - борьба за власть. Руками БЮТ, Партии регионов и коммунистов принят антиконституционный закон о Кабмине, устанавливающий диктатуру премьер-министра. Глава правительства назначается антиконституционно. Указы президента Украины и решения СНБО игнорируются. СБУ подчиняется правительству и депутатам». В ответном обращении Тимошенко речь шла о том же: «Я намерена добиваться распределения полномочий президента и правительства так, как это предусмотрено Конституцией. Задача нашей фракции в парламенте - добиться отделения президентского окружения от СБУ, которое сегодня превратилось в репрессивный орган против политиков, неугодных президенту. Чтобы вернуть принцип верховенства права, разрушить монополию секретариата президента и силовых структур, нам обязательно нужны новые изменения Конституции». Таким образом, бомба, подложенная Александром Морозом под «оранжевых», стала главным оружием, которое они используют в разборках друг с другом. А все разговоры о «кремлевском сценарии» от лукавого. Такая уж традиция сложилась у новых украинских властей: объяснять все свои провалы «кознями Москвы».  

Непосредственный повод для нового витка конфликта двух центров власти тоже не составляет тайны. 8 сентября Юлия Тимошенко провела большую пресс-конференцию, на которой среди прочего заявила: «Я получила повестку в Генеральную прокуратуру на 11 сентября. За мной 24 часа в сутки ведется слежка, мои телефонные разговоры прослушиваются службой безопасности. Мне стало известно, что президент ведет работу с заместителями генпрокурора, обещая должность генерального прокурора после возбуждения против меня уголовного дела». Причем речь идет не только о «государственной измене», в которой Ющенко открыто обвиняет Тимошенко. В его распоряжении есть кое-что поинтереснее.

Еще во время парламентской кампании 2006 года президент намекал, что может пустить в ход материалы об астрономических хищениях в корпорации «Единые энергетические системы Украины» в бытность Юлии Владимировны ее директором.

Недавно в киевской газете «ВВС» появилась забавная статья с описанием «русского вторжения» на Украину. Российские войска без единого выстрела вошли в Киев, так как даже их появление на Крещатике не смогло отвлечь украинскую власть от внутренних склок. Но из смешной фабулы статьи журналист сделал совсем не шуточный вывод: главную угрозу национальной безопасности Украины представляет не Россия, а президент Ющенко и его политика.  

 

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..