Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Безнаказанность, порожденная безнаказанностью

Безнаказанность, порожденная безнаказанностью

Как забытые военные преступления в Италии провоцирует возрождение фашизма
Ирина Баранчеева, Рим
29.04.2021
Безнаказанность, порожденная безнаказанностью

В начале этого года муниципалитет маленького горного городка Сант-Анна ди Стаццема в Тоскане выступил с инициативой о принятии нового закона против пропаганды идей и символов фашизма и национализма, который бы предусматривал лишение свободы от 6 месяцев до 2 лет.

На этот призыв сразу же откликнулись многие итальянцы, обеспокоенные тем, что в последнее время, на волне экономического кризиса и притока в страну чернокожих иммигрантов, среди молодежи увеличилось число «симпатизирующих» идеям Гитлера и Муссолини. В рекордное время было собрано необходимое число подписей, и сейчас проект закона передан в Парламент для обсуждения.

Почему же, несмотря на наличие двух подобных законов (принятых в 1952 и 1993 годах), потребовался еще один? Да потому, что социологические опросы показывают: 20% итальянцев уверены, что «Муссолини был великим политиком, который совершил некоторые ошибки», а 15% считает, что холокоста вовсе и не было.

«К сожалению, фашизм в Италии сейчас жив, как никогда, — говорит президент Национальной Ассоциации партизан Италии Карло Сузара. — Примеры этого мы видим на стадионах и спортивных площадках, в барах, газетных киосках, в татуировках, на улицах, даже в книжных магазинах, где продаются книги, авторы которых всеми силами стараются обелить фигуру дуче».

Отдаленность по времени событий последней войны, весьма общие и часто путаные сведения, почерпнутые из Интернета, но главное, отсутствие интереса к прошлому своей страны привели к тому, что многие молодые люди не знают, и даже не задумываются над теми ужасами, что обрушились на Италию благодаря фашизму.

Неслучайно идея нового закона родилась именно в Сант-Анна ди Стаццема. Этот небольшой городок, затерянный среди лесов и гор, в августе 1944 года стал местом действия одного из самых страшных и бесчеловечных массовых убийств гражданского населения, совершенных нацистами при пособничестве итальянских фашистов.

После 8 сентября 1943 года, когда Италия подписала перемирие с англо-американским командованием и вышла из войны, она оказалась разделенной надвое. Южные части были заняты новыми союзниками, тогда как север был оккупирован немецкими войсками.

По мере продвижения англо-американских частей, отношение немцев к местному населению становилось все более враждебным. Оно было гораздо более враждебным, чем в других странах Западной Европы, потому что итальянцам мстили за предательство.

В марте 1944 года в качестве мести за смерть троих немецких солдат в Риме, в Ардеатинских пещерах были зверски убиты 335 человек военных и гражданских узников. В июле того же года в ответ на вылазку партизан, в результате которой были убиты и ранены немецкие офицеры, была проведена карательная операция в городке Чивителла ин Вал ди Кьяна и в его окрестностях в Тоскане, жертвами которой стали 244 человека. В день памяти святых апостолов Петра и Павла солдаты СС ворвались в церковь Чивителлы и, разделив верующих на небольшие группы и надев резиновые фартуки, чтобы не запачкаться кровью, начали хладнокровно убивать всех выстрелом в затылок.

Другое массовое убийство мирных жителей в ответ на действия партизан произошло осенью 1944 года в городке Марцаботто в провинции Болоньи. Его жертвами стали 775 человек.

Однако то, что произошло в Сант-Анна ди Стаццема, не укладывалось в обычную, хотя и кровавую логику войны. В отличие от предыдущих карательных операций, которые всегда следовали за какими-либо диверсионными действиями партизан, это была устрашающая акция против мирного населения с целью посеять в людях ужас и сломить их волю к сопротивлению.

Рано утром 12 августа солдаты СС и австрийские солдаты, ведомые несколькими итальянскими фашистами, переодетыми в немецкую форму, поднялись по горным тропкам в Сант Анну ди Стаццема. При вести о приближении немцев мужчины поспешили скрыться в лесах, чтобы не попасть в плен. В городке остались только старики, женщины и дети, число которых было довольно внушительным, поскольку в тот момент там находились многие беженцы из северных частей страны.

Нацисты начали врываться в дома, прикладами ружей выгоняли всех на улицу, а затем, разделив на группы, загоняли в амбары и сараи, куда вскоре летели ручные гранаты. Уцелевших, попытавшихся выбраться наружу, ожидали пулеметные очереди. Кроме того, все дома поджигались, поэтому даже те, кто спрятался при приближении нацистов в тайниках или погребах, в большинстве своем сгорели заживо.

Сценой главной расправы над беззащитным населением стала площадь перед церковью, где людей расстреливали под звуки граммофона, а затем сжигали трупы. Матерей убивали на глазах у детей, а детей на глазах у матерей. Озверевшие нацисты выхватывали младенцев из рук женщин и отрывали им головы. Жертвой их неконтролируемой ярости пал и местный священник, который пытался остановить кровавую вакханалию в святом месте. Покидая городок, эсэсовцы и их пособники оставили за собой только груду сожженных развалин.

По приблизительным подсчетам, в тот ужасный день в Сант-Анна ди Стаццема погибло около 560 человек. Самой юной жертве Анне Пардини было всего 20 дней!

Чудом уцелевшие среди этого кошмара вспоминали, какое чувство отчаяния охватило их, когда они увидели горы обугленных трупов, слипшихся в одну неразличимую массу, которые заполняли главную площадь городка. Тяжелый смрадный запах парил в воздухе, а в ушах на долгие годы остались отчаянные крики выживших, которые звали своих родных. Так вспоминают очевидцы те страшные события в документальном фильме режиссера Айриша Браски «Затем наступило молчание» (2011).

Трудно поверить в то, что многие преступления нацистов в Италии на долгие годы были «забыты». Только в 1994 году военный прокурор Рима Антонино Интелизано нашел в шкафу, повернутом к стене, 695 папок с документацией о нацифашистских преступлениях в Италии с грифом «временно архивировано».

Среди этих папок были и документы, касающиеся трагедии в Сант Анна ди Стаццема. Еще десять лет длилось расследование, хотя сразу же было решено не судить солдат как «простых исполнителей приказа» (!). В результате среди подсудимых оказалось всего три офицера, которым к тому времени было уже за 80 лет. И хотя в Италии они были приговорены к высшей мере наказания — пожизненному заключению, суд Германии отказал в экстрадиции, поскольку, по мнению немецкого судьи, было «невозможно установить точное число жертв и вину подсудимых за каждую отдельную жертву», как и то, что «это была террористическая операция, а не ответ немецких войск на подрывные действия партизан».

Иными словами, Германия не захотела выдать своих военных преступников, а Италия молча проглотила нанесенное ей оскорбление.

Однако безнаказанность всегда порождает безнаказанность. Так что же удивляться тому, что символы свастики начали появляться на стенах итальянских домов?..


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..