Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Триумф попсы

Триумф попсы

Из цикла очерков «Культура Смутного времени»
Савва Ямщиков, заслуженный деятель искусств России
20.10.2006

Расстрел среди бела дня, проведённый в 1993 году командой Ельцина, стал апогеем катастрофы. Сотни погибших призывают нас всегда помнить, кто принёс меч в родной дом, и не забывать имена увенчанных академическими титулами, званиями "народных артистов", лауреатов Ленинских и Государственных премий, умолявших пьяного хозяина применить силу, пролить кровь и кричавших: "Задавите гадину!", "Бейте их шандалами по голове!" А в это время завёрнутые в целлофановые пакеты тела сплавляли по многое повидавшей реке Москве к кремационным печам.

Не буду перечислять имена забывших о милости, которой достойны даже падшие. Они навсегда обесславили себя, расписавшись под печально знаменитым "посланием сорока". Бог им судья…

Массовая развлекаловка, которую сами деятели шоу-бизнеса справедливо именуют попсой, стала доминантой культурного повседневья. Русский композитор Валерий Гаврилин лет тридцать назад, когда эстрадная продукция строго дозировалась, с горечью произнёс: "Чем хуже дела в стране, тем больше юмора в телевизоре". Что бы он сказал теперь, увидев пугачёвские "рождественские колядки" или сонм бездарностей под руководством шоу-барина с фамилией Крутой.

…Только желанием ещё раз опозорить лицо нынешней власти можно объяснить провозглашение первым (!) лауреатом премии президента России в области литературы смехача Жванецкого.

Забыв грибоедовские слова: "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь", - деятели культуры, уверяя особо доверчивых, будто не прогибались они перед "коммуняками", покорно легли под рыночных хозяев, готовыми поделиться с прислугой. Артисты, музыканты и певцы ринулись открывать рестораны, магазины, торговать нефтью или чем-нибудь подешевле. Представляю, как в душе посмеивались они над Станиславским, Кторовым, Ливановым, Шостаковичем или Прокофьевым, занимавшимися одним лишь творчеством.

#comm#А с какой готовностью, облачившись в тоги "бессмертных гениев", объединились творцы и провозвестники прекрасного вокруг Березовского и его кассирши мадам Богуславской, раньше секретарившей в Комитете по Ленинским и Государственным премиям.#/comm#

"Триумфом" окрестили "бессмертные" березовскую премию. За одно только мне хочется поблагодарить "триумфаторов" от всей души. Они сразу же дали понять, что не допустят к воровской кормушке людей, борющихся за сохранение русских культурных традиций. Разве можно представить получающими эту более чем сомнительную подачку Вадима Кожинова, Татьяну Глушкову, Александра Панарина, Дмитрия Балашова, Владимира Богомолова или Александра Солженицына?

Шатания и шараханье после 1917 года Мейерхольда, Малевича и им подобных были сладкими ягодками по сравнению с тем, что творят нынешние псевдопоследователи революционных экспериментаторов. Куда основоположникам подлинного авангарда, получившим образование в царских гимназиях и университетах, до всякого рода фокиных, ширинкиных, розовских, житинкиных и виктюков, учившихся в заведениях с обязательными курсами истории КПСС да истматов с диаматами. Эти "поставангардисты" препарируют классику в особо извращённой форме.

#comm#Сколько "Ревизоров", "Мёртвых душ", "Чаек", "Вишнёвых садов", "Гроз" и "Карениных" они осквернили, заставив героев материться, заниматься сексом, плеваться в зрительный зал. #/comm#

Действие пьес они переносят в наши дни: Чичикова превращают в олигарха, а Хлестаков ревизует у них тюменские нефтескважины. Главная цель – посмеяться над народом, наделив его своими же пороками; исказить историю и помочь "этой стране" скорее оказаться на дне.

Огромные ушаты грязи вылили в родник русской истории и культуры два верных попутчика "гарвардских мальчиков" – Парфёнов и Лунгин. Первый восторженно продолжает многосерийное путешествие попрыгунчика по дорогам нашей истории, начавшееся в дни пушкинского юбилея. После его "череповецких пошлостей" обидно становится за героев обороны Севастополя, о которых даже противники отзывались в превосходной степени. "Война в Крыму, всё в дыму", - ёрничает мелкий предатель, недоговорённой грязной прибауткой оскорбляя память императора, полководцев, воинов и писателей. На фоне трагических картин Севастопольского сражения Парфёнов ведёт себя столь же развязно, как и в кадрах дорогого по форме и дешёвенького по сути фильма о Познере – кумире и учителе...

Впечатление от лунгинского "Дела о мёртвых душах" сопоставимо разве что с грязцой его же скабрёзных киноподелок о нынешней России. Вот как оценил труды Фокина и Лунгина писатель Игорь Золотусский, отвечая на вопрос ошарашенного антигоголевскими зрелищами журналиста: "Эти господа позволяют себе гадить на людях, осквернять святыни, а признаки элементарного приличия им чужды". Вместе с блистательным знатоком творчества Гоголя вот уже который год боремся мы за открытие единственного в России музея великого творца, чей двухсотлетний юбилей не за горами. Лунгины же и фокины, морально и физически поддержанные швыдковскими ведомствами, вносят весомый вклад в поругание самой памяти писателя, "смеявшегося сквозь слёзы".

* * *

Мне, состоящему многие годы в президиуме Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, всё чаще приходят запросы о правомочности тотального воздвижения разнообразных скульптурных групп во всех уголках нашей Родины. Время на дворе стоит революционное, и тут уж без монументальной пропаганды не обойтись. Вспомните, какое значение придавал ей вождь первого в мире государства рабочих и крестьян. Дымились пожары гражданской войны, голод уничтожал сотни тысяч людей, а скульпторы наспех мастерили идолы рукотворные знаменитым революционерам, социально близким писателям, философам, учёным. Даже персонажей церковной истории не забыли, только вот вместо намеченного изваяния Андрея Рублёва трижды увековечили более понятного революционерам Иуду Искариота.

#comm#Хозяева нынешней жизни, отмечая сомнительные успехи, стараются как можно быстрее запечатлеть в камне и бронзе своих кумиров и подельников, забыв о специальном параграфе, узаконенном ЮНЕСКО, не рекомендующим устанавливать памятники деятелям культуры раньше, чем через пятьдесят лет после их смерти. #/comm#

"Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд", - слова юной Марины Цветаевой оказались пророческими; творчество её вошло в классику русской литературы наряду с шедеврами Гумилёва, Пастернака, Ахматовой, Мандельштама. Но, увы, не им ставят памятники нынешние культуртрегеры. Забыты швыдкими Станиславский, Шостакович, Платонов, Прокофьев. Тютчев в столице отмечен лишь скромным бюстом во дворе родовой усадьбы. Зато "украсили" Москву шемякинскими изваяниями человеческих пороков, словно в насмешку помещёнными по соседству с Третьяковской галереей и памятником Репину. Благодарный новым хозяевам Шемякин-американец торопится увековечить память образованца Собчака. Его заокеанский "земляк" Эрнст Неизвестный предлагает в древнем Угличе, рядом с шедеврами древнерусской архитектуры, установить "Памятник водке".

Впрочем, "наследника Микельанджело" не волнуют наши насущные проблемы. Тем более, что прецедент имеется: болванчики в честь певца российского алкоголизма Ерофеева уже установлены на трассе Москва-Петушки. Виктор Астафьев, сам в молодые годы отнюдь не равнодушный к рюмке, диву давался, видя прославление сошедшего с круга писателя. А ещё один полуамериканец – Евтушенко – договорился до того, что "Венечка" пребывает в одном пантеоне с Гоголем…

В дореволюционной России наиболее значимые памятники ставили на собиравшиеся народом пожертвования. Дарители вместе со знатоками выбирали лучший проект и наиболее полюбившегося скульптора. Монументы возводили с большими временными интервалами, помня о значимости и важности события. Поэтому и остались знаковыми на века "Медный всадник", "Минин и Пожарский", опекушинский Пушкин, микешенское "Тысячелетие России" в Новгороде. Не апологет я тоталитарно-застойных времён, выпавших на нашу долю, но не могу не признать, что всесильный Вучетич, обладавший неограниченной властью, сработал всего три монументальных произведения: великолепный памятник Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке, "железного Феликса" и "Родину-мать" в Сталинграде. Поучиться бы нынешним ваятелям такой сдержанности у "хозяина всея советской скульптуры"!

Кто в чаду нынешней монументальной пропаганды зрит в исторические корни? Разве подумал скульптор А.Рукавишников, сажая в неприличную позу перед Государственной библиотекой своего Достоевского, как скромный до болезненности писатель отнёсся бы к идее быть дважды увековеченным, причём в первый раз блестящим меркурьевским творением, в Москве, где он родился и совсем недолго жил? А что бы сказал Булгаков по поводу уничтожения Патриарших прудов несуразным "примусом" того же автора? Спасибо здешним старожилам, которые легли под колёса самосвалов и не дали надругаться над заповедным местом.

С поражающей вседозволенностью спешат окультуренные демократы отблагодарить Сахарова, Бродского или Окуджаву, отливая бронзовых уродцев в их честь. "Откуда вдруг взялся китчевый памятник Окуджаве на Старом Арбате? Люблю его песни, но почему он опередил потомственного арбатца Андрея Белого, Марину Цветаеву, многих выдающихся литераторов-москвичей? Рискну предположить, что дело отнюдь не в его творчестве. Отчасти он удостоился такого поспешного увековечения за свою горячую поддержку расстрела Верховного Совета Белого дома 4 октября 1993 года и прочих ельцинских авантюр". Это сказано на страницах газеты "Труд" поэтом Юрием Кублановским, а не каким-нибудь оппозиционным писателем, загнанным в маргинальную резервацию. На фоне такой сервильности выглядит чудовищным четырёхлетнее противостояние питерских "культурных хозяев" во главе с директором Русского музея Гусевым, всеми силами мешающих увековечить память великого музейного деятеля – В.Пушкарёва, в течение почти тридцати лет руководившего этим музеем, во времена отнюдь не лёгкие для людей с его образом мысли. Несмотря на препоны, которые ставили перед "директором номер один" сначала диктаторский сталинский, а потом застойный толстиковско-романовский режимы, он сумел пополнить музейные фонды 120 тысячами редчайших экспонатов.

Четыре года самые уважаемые художники, музейщики, писатели, академики во главе с министром культуры А.Соколовым осаждают просьбами об установлении мемориальной доски В.Пушкарёву губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко. Последним пытался достучаться до женского губернаторского сердца Президент Российского фонда культуры Н.Михалков. Он написал: "В плеяде знаменитых людей, прославивших Санкт-Петербург в ХХ веке, имя В.Пушкарёва стоит рядом с именами Д.Шостаковича, А.Ахматовой, Н.Черкасова, Е.Мравинского, К.Сергеева, Ж.Алфёрова, Г.Товстоногова".

Но не вызвало должного трепета у забывших о своём предшественнике и кормильце нуворишей и это дорогого стоящее сравнение.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.