Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Суета вокруг храма

Суета вокруг храма

Нешуточные страсти разгорелись в Петербурге вокруг передачи РПЦ Исаакиевского собора
Андрей Соколов
20.08.2015
Суета вокруг храма

Как известно, в 2010 году в России был принят федеральный закон №327-ФЗ от 3.12.2010 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». В соответствии с ним Санкт-Петербургская епархия и обратилась недавно к властям города с просьбой о передаче церкви крупнейшего культового здания города – Исаакиевского собора.

Пресс-секретарь губернатора города Георгия Полтавченко Андрей Кибитов подтвердил, что власти получили обращение епархии о передаче ей здания Исаакиевского собора, однако пока никаких решений не принимали, так как этот вопрос требует внимательного и всестороннего изучения.

Как его строили

Исаакиевский собор начинали строить на том месте, где он сегодня стоит, четыре раза и строили очень долго – 40 лет. В 1712 году по приказу Петра на берегу Невы соорудили сначала деревянную Исаакиевскую церковь. Царь родился 30 мая, в день святого Исаака Далматского, и потому церковь, в которой он обвенчался с Екатериной, нарекли именно таким именем. Строить начали, как и все при Петре, бодро, но грунт внезапно осел и постройку разобрали. В 1768 году Екатерина II велела начать постройку очередного Исаакиевского собора по проекту Антонио Ринальди. Достроить успели лишь до половины, но тут Екатерина умерла.

В последний раз Исаакий начали строить в царствование Александра I. Конкурс выиграл молодой скульптор Огюст Монферран. В результате в центре Петербурга вырос великолепный храм.

Высота собора – 101,5 м, наряду с Петропавловским собором и Адмиралтейством он - важнейшая градостроительная доминанта города.

Монументальное здание оформлено четырьмя 8-колонными портиками, окруженными 112 монолитными колоннами из карельского гранита. Изготовленные из бронзы двери больших входов по своей величине не имели аналогов в Европе. На украшение металлического купола, одного из крупнейших в мире, пошло около 100 килограммов червонного золота. Внутренние помещения храма отделаны с необыкновенной роскошью разноцветным мрамором, лазуритом, малахитом, золоченой бронзой и мозаикой. В украшении собора участвовали виднейшие русские художники Брюллов, Бруни, Шебуев и другие.

До революции Исаакиевский собор ломился от сокровищ. Вся церковная утварь была изготовлена исключительно из золота и серебра в лучших ювелирных мастерских Европы. Но в 1922 году большевики его ограбили. Изъяли «более 43 килограммов золота, две тонны 220 килограммов серебра, 796 драгоценных камней».

В советские времена Исаакий пытались использовать для антирелигиозной пропаганды. Для этого в 1931 году в нем повесили маятник Фуко, наглядно иллюстрирующий вращение Земли. Советские газеты почему-то назвали этот эксперимент «триумфом науки над религией». Хотя, как известно, первый опыт Фуко был выполнен с благословения Папы Римского как раз для того, чтобы доказать могущество Бога.

Здравый смысл

Осторожная позиция городских властей в деле передачи собора Церкви понятна: такие вопросы и в самом деле надо, конечно, решать взвешенно и продуманно. Хотя, казалось, если в стране есть закон, то его надо исполнять и вообще здравый смысл подсказывает: а кому еще же должны принадлежать церкви, которые были построены для того, чтобы в них молиться? В свое время они были отобраны большевиками, и историческая справедливость требует, что захваченное было возвращено законному владельцу, а еще точнее – верующим.

Однако не успело сообщение о такой просьбе РПЦ появиться на лентах агентствах, как на него началась яростная атака. Возглавила его группа либеральных политиков во главе с депутатом Законодательного собрания Петербурга от партии «Яблоко» Максимом Резником, подписавшим в свое время обращение оппозиции «Путин должен уйти».

Резник обратился к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с требованием отложить решение по поводу передачи Исаакиевского собора и провести по этому вопросу в городе референдум.

Одновременно в либеральных СМИ развернулась яростная кампания протестов против этого требования Церкви. В интернете начался сбор подписей за то, чтобы не допустить передачи храма. "Передача музеев-памятников, визитных карточек Санкт-Петербурга в ведение РПЦ приведет к ограничению посещения их обычными туристами. Существуют небезосновательные опасения, что усилий РПЦ будет недостаточно для проведения масштабных реставраций уникальных объектов культурного наследия, просто поддержания их в надлежащем состоянии. Будет полностью ликвидирована образовательная и просветительская составляющая (вряд ли РПЦ будет проводить экскурсии, организовывать разнообразные выставки и концерты классической музыки)", - говорится в тексте петиции. Такие же опасения высказал и нынешний директор ГУП «Исаакиевский собор» Николай Буров.

Однако эти опасения выглядят, по меньшей мере, странно. Ведь именно сейчас доступ в собор, в том числе и для верующих, ограничен. Для того, чтобы попасть внутрь, надо купить входной билет. Вы представляете? В церковь в Петербурге сегодня пускают за деньги! Верующим вообще дают возможность зайти только в те часы, когда идут службы, да и то – с заднего входа. А как только служба закончилась, охранник ультимативно предупреждает прихожан: «На выход!».

Между тем в мире есть множество примеров, свидетельствующих о том, что принадлежность храмов Церкви нисколько не мешает туристам и каждому, кто пожелает, их посещать. Взять, хотя бы собор Святого Петра в Ватикане. Он принадлежит католический церкви, но вход в него свободный, никто плату за вход, как в Петербурге в Исаакиевском соборе, не берет. А зарабатывает Ватикан на сувенирах, которые продаются в магазинчиках по соседству.

Другой аргумент противников передачи – мол, Церковь не сможет обеспечить сохранность и реставрацию сокровищ искусства, которые находятся внутри храмов. А почему, спрашивается? Разве нельзя сохранить всю ту систему, что сейчас это делает, но перевести ее под эгиду Церкви? Разве в этом деле РПЦ не может сотрудничать с государством?

Неожиданно против передачи собора выступил министр культуры Владимир Мединский. В интервью «Российской газете» он сказал: «Мы считаем, что все нужно оставить как есть. С точки зрения министерства культуры сегодняшний статус Исаакиевского собора оптимальный».

Почему же министр сделал вдруг сегодня такое заявление? Прислушался к «мнению общественности»? Но ведь речь-то снова идет вовсе не о мнении большинства! А о маневрах тех, кто теряет прежнюю «кормушку», а также небольшой, но активной кучке либералов, для которых РПЦ и православие, как красная тряпка для быка. И, вообще, как быть тогда с законом о возвращении храмов? Для чего его вообще принимали?

Иными словами: острые споры вокруг возвращения храмов РПЦ свидетельствуют, что дело тут вовсе не в заботе о сохранности культурных сокровищ. Кое-кто у нас серьезно опасается роста авторитета и влияния русской православной Церкви.

А точнее, возвращения России к ее национальным истокам, обретения ею прежней самобытности. Разве это не идет вразрез с тем курсом на возрождение России, который провозгласил сейчас наш президент?

Мнение деятелей культуры

Напомним, что в те дни, когда обсуждался вопрос о принятии закона о возврате храмов, большая группа видных деятелей культуры России направила письмо Владимиру Путину, в котором выразила убеждение, что «обретение Церковью некогда утраченных ею храмов и святынь, в числе которых бесценные шедевры, созданные древними мастерами, является не только актом восстановления исторической справедливости, но возвращением к первоначальному замыслу их создателей». «Храмы и обители, - говорилось в письме, - воздвигались великими зодчими прошлого как места, где должны совершаться богослужения и возноситься молитвы. Иконы и фрески, в том числе принадлежащие кисти выдающихся иконописцев Руси, созданы для живого и непосредственного соприкосновения верующих с событиями священной истории и утверждения их в православной вере. Для созидания и украшения храма как дома Божия наши предки зачастую жертвовали последним имуществом, надеясь на молитвенное поминовение в последующих поколениях. Чаяния всех этих людей заключались отнюдь не в том, чтобы церковные здания впоследствии стали безликими и формальными "очагами культуры", а намоленные иконы пылились на полках музейных хранилищ или служили предметом праздного любопытства. Поступать вопреки их воле - значит предавать память наших прадедов».

«Мы верим, - отметили они, - что для сотрудников музеев настало время отказаться от устаревших воззрений и страхов… Сегодня, по нашему глубокому убеждению, настало время совместными усилиями Церкви и музеев делать общее и очень значимое дело по сохранению и приумножению национального культурного достояния. Убеждены, что этот союз послужит достойному будущему нашего Отечества».

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.