Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
Сергей Казанцев: «Стиль российской езды прославился на весь мир»

Сергей Казанцев: «Стиль российской езды прославился на весь мир»

В Москве открывается Всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения
19.11.2009
Сергей Казанцев: «Стиль российской езды прославился на весь мир»

Это первый форум такого масштаба, посвященный транспортной проблеме. В российскую столицу прибывают представители 150 стран на уровне министров соответствующих ведомств. Откроет форум президент России Дмитрий Медведев. О наших проблемах на дорогах размышляет в беседе с корреспондентом «Столетия» начальник Управления ГИБДД ГУВД Москвы, генерал-майор С.А. Казанцев.

- Сергей Александрович, вопрос самый простой: вам самому-то приятно ездить по Москве?

- Если вы намекаете на пробки, то, конечно, нет. Но и это – не главная причина. Специалисты Московского автомобильно-дорожного института провели интересное исследование: подсчитали социально-экономический ущерб от пробок в столице. В расчет брались потери времени на передвижение и отрицательное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду. Получилось, что потери составляют порядка 40 миллиардов рублей в год - и это только по одной Москве. Но уж вот социологи удивились, проведя в октябре опрос жителей столицы и выяснив: что лишь четверть из них ездит на автомобиле, остальные предпочитают общественный транспорт или добираются пешком. Откуда же тогда берутся «пробки»? Все просто – от, мягко говоря, невоспитанности водителей. «Не поделившие дорогу», они сегодня буквально с кулаками набрасываются друг на друга. А тут еще, как заметил недавно Лев Гудков, глава «Левада-Центра», нашей агрессивности заметно добавил экономический кризис. В то же время он напомнил, что у нас и без этих неурядиц уровень внутренней агрессии – в силу множества причин - хронически высокий.

Когда-то можно было легко просчитать время, за которое вы могли на машине проехать до места назначения. Сегодня можно даже гадать на кофейной гуще – и все равно ошибетесь. Но куда неприятнее ехать и наблюдать через стекло бескультурье водителей, ощущать ненависть, которую участники движения испытывает по отношению друг к другу. В Правилах дорожного движения нет таких определений, как «хамство», «агрессия» и «безответственность» - так что, можно позволять себе вести себя на дорогах как угодно?

По счастью, есть и другие водители, которые постепенно начинают понимать всю масштабность проблемы. Когда социологи предложили назвать способы разгрузить московские магистрали, 10 процентов опрошенных согласились с введением платы за въезд личного автотранспорта в центр, 24 процента выразили уверенность в том, что только скоростные магистрали спасут положение. Были и другие инициативы, собравшие мало голосов, но пугает обреченность: каждый пятый уверен, что пробки победить невозможно. Американские специалисты, кстати, подсчитали, что частое нахождение в заторах, продолжительностью час и более в день, втрое увеличивает риск возникновения сердечного приступа...

- Проблема обеспечения безопасности на дорогах уже обсуждается на самом высоком уровне, вплоть до президентского. Кстати, именно Дмитрий Медведев, который открывает нынешнюю конференцию, назвал сложившееся в России положение на дорогах «чудовищной ситуацией». А как в других странах обстоит дело?

- Конечно, в «автомобилизированных» государствах также не все благополучно с показателями дорожно-транспортных происшествий, но что-то не припомню, чтобы Джордж Буш или Барак Обама в Белом доме вынуждены были проводить совещания на тему безопасности на дорогах. Давайте так. Наши дороги – это то, что мы имеем, их не хватает для такого большого числа машин. Да, правительство Москвы планирует строить новые, но уже заранее ясно: их тоже не хватит. У нашего управления, конечно же, есть недостатки, которые мы исправляли, и будем исправлять, но, даже если мы выпустим на трассы всех своих сотрудников, то, сразу скажу, проблемы не решим. Дело не в количестве инспекторов дорожно-патрульной службы на квадратный километр, а, прежде всего, в самих водителях.

Однако когда владельцы машин раздраженно говорят о «бардаке на дорогах», то нелицеприятно высказываются именно в наш адрес. Эмоций – через край: это наши сотрудники не залатали дыру на шоссе, это наши инспекторы должны нести ответственность за растущее число машин на столичных трассах, ну, и так далее, перефразируя Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне ехать». Ехать, не уважая других участников движения и пешеходов - вот в чем наша страшная беда. Сколько раз сталкивался с проблемой входа в личный кабинет http://azino777s.info казино Азино и наконец нашёл выход из положения. Пользуюсь мобильной версии сайта, скачал на смартфон и теперь всегда могу войти в любое время суток в любом месте.

- Это вы к тому, что, мол, по большей части сами виноваты, дорогие водители. Угадал?

- Если бы только я один так считал – ну, ладно, можно было бы подумать, что оправдываюсь. Но когда президент России жестко говорит, что аварии с множеством жертв на наших дорогах – это следствие расхлябанности и преступной разболтанности участников дорожного движения, то добавить уже и нечего. Кстати, нам тоже досталось от Дмитрия Медведева, и совершенно справедливо. Не стану приводить показателей дорожно-транспортных происшествий: их стало меньше, но все равно чрезмерно высоки они для такой страны, как наша. Есть Правила дорожного движения – это не самый сложный для водителя кодекс обязательного поведения на дорогах, замечу. Но, судя по всему, нам уже следует дополнять их чем-то вроде справочника об основах дорожной этики, формировать взаимно вежливое отношение водителей. Даже, если хотите, приглашать выступать по радио (оно есть в каждой машине сегодня) психотерапевта, который постарается свести к минимуму агрессию водителей во время движения.

- Штрафы за нарушение Правил дорожного движения теперь, решениями депутаты Государственной Думы, растут постоянно. Однако поездишь пару часов по Москве и складывается впечатление, что «удорожание нарушений» должного эффекта не дает…

- Почему же, именно боязнь расстаться с крупной суммой денег повлияла на снижение аварийности. Если кто-то считает наши меры наказания драконовскими, советую посмотреть на аргентинский опыт: там принят закон, согласно которому у водителей, превысивших предельно допустимую скорость более чем на 40 километров, будут отбираться… автомобили.

За наше нововведение проголосовало большинство депутатов парламента. Согласно норме, нарушители до уплаты штрафа не допускаются к управлению транспортным средством, которое эвакуируется на специальную автостоянку.

А как, скажите, реагировать, скажем, на такую, получившую самую широкую огласку, ситуацию? В Новосибирске 22-летняя Ольга Мельниченко насмерть сбивает инспектора ДПС, после чего посылает своему знакомому смс-сообщение: «Зая, я убила мента, прости, что делать?». Тот хладнокровно ответил: «Устрой истерику, ничего не говори и не подписывай». Как показала экспертиза, содержание алкоголя в крови девушки в три раза превышало норму. Суд приговорил ее к 4,5 года колонии-поселения, защита сочла вердикт слишком жестким, родственники погибшего инспектора, наоборот, требуют ужесточить наказание…

Российские суды за первое полугодие 2009-го наказали более 275 тысяч водителей, которые управляли автомобилем в пьяном виде, а также владельцев авто, доверивших руль нетрезвым друзьям. Подавляющее большинство - почти 210 тысяч - водителей, признанных нарушителями, суды лишили водительских прав. Еще 61,7 тысячи автомобилистов были приговорены к административному аресту. Согласно действующему законодательству, управление транспортным средством в состоянии опьянения влечет лишение водительских права на срок от полутора до двух лет. Такое же наказание предусмотрено для автовладельца, доверившему управление своей машины пьяному водителю. Административный арест - до 15 суток - налагается в случае, если пьяный водитель не имел прав или был их лишен.

Рецепты решения проблемы уже дает руководство нашей исполнительной власти: ужесточать наказание. Правительство, по поручению Дмитрия Медведева, занимается разработкой соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Замечу, что эти сообщения мало коснутся законопослушных водителей.

К сожалению, стиль российской езды уже прославился на весь мир. Днями прокуратура Болгарии начала расследование случаев участия водителей в новой азартной игре, получившей название «русская дорожная рулетка», которая привела к нескольким дорожно-транспортных происшествиям со смертельным исходом. Суть «игры» состоит в том, чтобы на автомобиле проскочить загруженный перекресток на красный свет светофора, не врезавшись в другую машину и не сбив пешехода, участники и зрители могут делать ставки.

Беседу вел Виктор Грибачев

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.