Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Сергей Казанцев: «Беспредел на дорогах – это не демократия»

Сергей Казанцев: «Беспредел на дорогах – это не демократия»

Интервью с начальником Управления ГИБДД ГУВД Москвы
01.02.2008
Сергей Казанцев: «Беспредел на дорогах – это не демократия»

Вступившие с 1 января в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях вызвали у водителей противоречивую реакцию, - подводит первые итоги начальник Управления ГИБДД ГУВД Москвы генерал-майор Сергей Казанцев. – Но, чем больше они к ним привыкают, тем больше становится людей, которые выступают в их поддержку.

- Сергей Александрович, нетрудно догадаться, что большинство автолюбителей были крайне недовольны. А общественные и политические деятели, избравшие своей стезей защиту прав автовладельцев, стали желанными авторами в самых различных средствах массовой информации. Смысл их выступлений сводится к простому «Ну, вы даете!»

- Да не мы, госавтоинспекторы. А они. Те из них, кто очень хотел бы ездить «по понятиям», даже плохо представляя себе элементарные положения Правил дорожного движения. Тот, кого подвергают штрафу, никогда не бывает доволен – как минимум, в момент его уплаты. Я сам начинал свою работу «на асфальте», инспектором 3-го отделения ГАИ и дорожного надзора на спецтрассе ГУВД Мосгорисполкома. Мне часто приходилось дежурить на посту напротив 1-ой Градской больницы, около пешеходного перехода. И врачи, и студенты бегали через Ленинский проспект на красный свет – так вот, тогда штраф за это нарушение был один рубль. Сумма немалая в те годы: цена проезда на метро на работу и с работы плюс обед. Теперь – другие деньги и цены, другое движение на улицах Москвы, переизбыток автотранспорта, многочисленные аварии, и, к сожалению, не уменьшающееся число жертв… Что, твердо решили так и жить дальше? Точнее – ездить, убивать других и погибать сами? Я всегда готов воспринимать любую обоснованную критику действий наших госавтоинспекторов и «делать выводы». Только не могу понять, почему, в связи с введением новых санкций, во всем обвиняют ГАИ. Есть известное евангельское «Врачу, исцелися сам» - это о тех, кто хочет сохранения беспредела на дорогах и объявляет его «триумфом демократии» и «свободы личности». Извините, но наше общество не позволит!

Многие наши водители теперь возят с собой памятку о новой шкале штрафов за нарушение скоростного режима: превышение скорости на 10-20 км/ч теперь обходится в 100 рублей, а превышение на 20-40 км/ч встанет уже в 300. Штраф за превышение скорости на 40-60 км/ч составляет 1-1.5 тысяч рублей. Нарушителей скоростного режима более чем на 60 км/ч ждет штраф в размере 2-2.5 тысяч рублей или лишение «прав» сроком от 4 до 6 месяцев. Штраф за проезд на красный сигнал светофора вырос со 100 до 700 рублей, за езду без пристегнутого ремня безопасности - со 100 до 500 рублей. И, конечно, как мы знаем, «трезвость – норма жизни»: административный арест на срок до 15 суток грозит водителю, который находился за рулем, будучи лишенным прав, либо управлял автомобилем в нетрезвом виде и без прав или отказался пройти медицинское освидетельствование.

 - Мне кажется, я нашел ответ. Возможно, впрочем, что ошибаюсь. Все мы взываем к властям и требуем навести порядок во многих сферах нашей жизни. Но понимаем порядок по-разному. К примеру, всем очень понравились «недорожные» поправки в КоАП, которые также вступили в силу с первого января: владельцев собак, чьи питомцы загрязняют улицы, штрафуют на тысячу рублей, на пятьсот рублей больше заплатит желающий запустить фейерверк после полуночи. Мы любим законы – но терпеть не можем, когда их применяют лично к нам, любимым...

- Надеюсь, что владельцы собак все же образумятся – равно как и не пристегнувшиеся ремнем безопасности водители, которые с первого января платят за это штраф не сто рублей, а в три раза меньше, чем за подожженную хлопушку, когда люди спят. «Дайте нам ездить спокойно и красиво!», - настаивают московские автовладельцы. Мы стараемся, объясняя, что ремнями безопасности перед началом движения пристегиваются во всех цивилизованных странах.

Приложим все усилия, чтобы на дорогах столицы не ездили люди без «прав». Постараемся сделать так, чтобы на наших автомагистралях не ездили пьяные: они могут быть лишены водительского удостоверения на срок от полутора до двух лет. Может, «походив по земле» и вернувшись на дорогу, больше не пойдут на рецидив. Мне искренне жаль, что многие автовладельцы под желанием получить заветную «красоту» имеют в виду прежде всего безнаказанность. Я очень хотел бы, чтобы они изменили свое отношение: к дороге, к другим участникам движения, к пешеходам. И – к штрафам, если уж они нарушили Правила дорожного движения.

За 2007-ой в Российской Федерации произошло 233.809 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 33.308 человек, а 292.206 человек получили ранения. 15.593 ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения.

Поправки принимали не мы, а Федеральное Собрание Российской Федерации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Те, кого мы называем народными избранниками. Говорю об этом не для того, чтобы «переложить ответственность», конечно, эксперты нашего управления вместе с коллегами из других регионов предлагали свои варианты, и, скажу, среди них были куда более жесткие меры наказания за грубые нарушения. Уверен, что поправки в КоАП – жизненная необходимость. Именно жизненная: в 2005-ом на Госсовете Владимир Путин подписал шестилетнюю федеральную программу «Повышение безопасности дорожного движения» с бюджетом в более чем 50 миллиардов рублей. Она предусматривает снижение смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2012 году с 34.5 тысяч до 23 тысяч человек - хотя и последняя цифра ужасает. Так вот, у нас за первые шесть месяцев прошлого года число аварий и погибших за полгода не уменьшилось, а выросло примерно на 10 процентов по сравнению с первым полугодием 2006-го.

С нового года в Польше за езду в пьяном виде водителя навсегда лишают не только «прав», но и личного автомобиля. Эти машины потом продают и передают полученные средства в фонд, занимающийся помощью жертвам ДТП. Более того: МВД страны готовит новый проект закона: если водитель совершил аварию, в результате которого потерпевший получил инвалидность, то он будет обязан взять на себя пожизненное материальное содержание своей жертвы.

 Повышение штрафов и ужесточение мер наказания вплоть до административного ареста на срок до 15 суток – меры вынужденные. Мы ехали, ехали – и приехали. Дальше – тупик.

- То есть в действие наконец-то вступил знаменитый армейский принцип «Не умеешь – научим, не хочешь – заставим»? А вот один из водителей пожаловался коллеге-журналисту насчет ремней безопасности, что единственная польза от таких штрафов – все стали поголовно пристегиваться.

- Ну, наконец-то дошло, пусть даже в форме жалобы. Пусть все поголовно пристегиваются – и экономят пятьсот рублей, которые они не заплатили по новым положениям КоАП. Конечно, «автоправозащитники» много публично размышляли на тему об ужесточении санкций. Критических замечаний и в адрес законодателей, и в наш огород – хоть отбавляй. Есть среди них и очень разумные, к ним я отношу создание четкой и простой системы оплаты штрафов, с тем, чтобы нарушителю не нужно было искать и переписывать от руки столбики цифр – банковских реквизитов. Давно уже назрело введение шкалы штрафов, как это принято во многих западных странах. Нарушивший правила водитель сообщает инспектору размер своего заработка, тот может сверить информацию с компьютерной базой данных налоговой службы – и определить размер штрафа в процентах. Ведь для пенсионера на его «ласточке» выпуска прошлого века уплата пятисот рублей будет столь же ощутима, как для бизнесмена, которому выставят действительно «запоминающийся» счет.

Совершенной неожиданностью для всех нас стала критика «автоправозащитниками» санкций против водителей, севших за руль в пьяном виде: практически все предлагают ужесточить меру наказания. Оказалось, мы даже мыслим с ними одинаково, я вспоминал, как кинематографический Шурик учил на стройке посаженного на 15 суток за пьянство «героя» в исполнении Алексея Смирнова. Не один, наверно, я, потому что сегодня многие выступают за то, что именуют «трудовой повинностью», а на Западе – общественными работами. Сделать так, чтобы это была «черная работа», ведь, когда на Западе «звездам» назначают эту административную меру, то они подметают улицы.

В Германии превышение установленной скорости на 40 километров карается штрафом в 400 евро, могут на месяц и отобрать «права». Попытки «откупиться» грозят тюремным сроком за дачу взятки и оскорбление должностного лица, находящегося при исполнении.

Наши водители, недовольные сегодня ни новыми штрафами, ни санкциями в виде административного ареста, дискутируют только в пределах границ России. Как только пересекают их – начинают вести себя тише воды, ниже травы, там «финансовая составляющая» штрафа куда больше, оспаривать и доказывать свою правоту бессмысленно. Вот нашим госавтоинспекторам и приходится общаться с людьми, живущими как бы в двух измерениях. В своей стране они недовольны тем, что им «не позволяют», стоит им выехать за рубеж – они превращаются в образец дисциплинированности. Жаль только, что не импортируют эту прекрасную привычку.

- Честно говоря, никто не верил, что водителей действительно будут «сажать». Однако выяснилось: сажают…

- С начала года мировые суды Москвы вынесли решение об административном аресте 166 водителям, нарушившим Правила дорожного движения – это данные на сегодняшний день. Всего же в 2008-ом в столичные мировые суды передано 765 материалов о нарушениях Правил дорожного движения. Все решает суд, если он признает водителя виновным, тот отбывает свой срок в изоляторе. Не надо только думать, что по коридорам изолятора прохаживаются наши инспекторы с полосатыми жезлами: исполнение наказания – не прерогатива ГАИ. Кстати, поскольку «процесс пошел» и на середину месяца в России было арестовано уже три тысячи водителей, в некоторых регионах срочно озаботились строительством «автомобильных спецприемников» - обычные переполнены другим «контингентом».

Надеюсь, с каждым днем на дорогу будет выезжать все меньше нетрезвых водителей, сделавших своим жизненным кредо название фильма «Хочу в тюрьму». Впрочем, если они очень хотят, то теперь такая возможность у них есть.

 Беседу вел Виктор Грибачев

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.