Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Праздник живота отменяется

Праздник живота отменяется

Сегодня – Всемирный день продовольствия
Андрей Борисов
16.10.2008
Праздник живота отменяется

Поскольку одной из целей Всемирного дня продовольствия является повышение уровня осведомлённости населения в отношении продовольственной проблемы, социологи в этот день сочли своим долгом поделиться последней полученной в результате опросов населения информацией, касающейся этой сферы.

Социологи выяснили, что рост доходов населения не спасает его от инфляции: жителям России все равно приходится экономить. И в первую очередь на продовольствии. Не удивительно – на него уходит большая часть зарплат.  

По данным исследования компании «Ромир», доля расходов на продовольствие в семейном бюджете среднестатистической семьи резко подскочила еще этой весной. Другое социологическое исследование, проведенное Всероссийским центром общественного мнения, показало: две трети опрошенных россиян, оценивающих свое материальное положение как плохое, уже вынуждены изменить рацион питания.

По данным социологов 45% россиян ограничивают себя в еде.

Наконец, третья социологическая организация – Фонд «Общественное мнение» - посвятила большое исследование качеству питания населения.  

По данным ФОМ, сравнивая питание семьи сейчас и двадцать лет назад, 24% опрошенных отметили, - большинство людей питается сейчас лучше, чем тогда (чаще так полагают москвичи и жители больших городов – 31% и 36% соответственно). Тех, кто думает, что сейчас большинство питается хуже, почти в полтора раза больше – 39%. Вариант «примерно так же» выбрали 13%, затруднились ответить на этот вопрос 23% респондентов.  

Заявившие об ухудшении питания чаще всего говорили о скудости рациона из-за недостатка денег (7%). Отметили, что стали покупать меньше тех или иных продуктов (прежде всего мяса, фруктов, молока и молочных продуктов, рыбы), 3% респондентов. На ухудшение качества продуктов в магазинах указали 1% опрошенных.  

Динамика цен на продукты питания, по данным ФОМа, оценивается россиянами куда более однозначно: 79% опрошенных (в селах – 84%) сказали, что там, где они проживают, продукты дорожают так, что для их бюджета это весьма ощутимо. Среди тех, чей доход ниже 2000 руб. на члена семьи, так говорят 87% респондентов; среди тех, у кого он превышает 4000 руб., – 74%.  

Социологи спросили участников опроса, какие именно продукты сильнее всего подорожали. Чаще всего упоминались мясо и мясопродукты (52%). На втором месте – молоко и молочные продукты (32%), далее – хлеб (28%), рыба и сахар (по 14%), фрукты (10%). Меньше 10% упоминаний пришлось на овощи, соль, яйца, муку, макароны и пр.  

По мнению большинства опрошенных, отечественные и импортные продукты дорожают примерно одинаковыми темпами. Так считают 52% респондентов (в Москве – 60%; в селах – 62%). Рост цен на отечественные продукты более заметен для 25% опрошенных (в мегаполисах – 35%; в больших городах – 36%), на импортное продовольствие – 3%.  

При этом социологи подчеркивают, что 45% участников опроса заметили в последние два-три года все большее присутствие отечественных продуктов в их городе или селе.

Противоположной точки зрения – их стало меньше – придерживаются лишь 13%, остальные говорят, что ничего не изменилось (29%), или затрудняются с ответом.  

Ровно половина россиян (50%, а в Москве – 56%) отметили, что в качестве сегодняшние продукты проигрывают прежним. Чаще это мнение разделяют пожилые люди (старше 55 лет – 65%). Только 18% опрошенных считают, что сейчас качество продуктов выше (в больших городах – 31%). «Примерно такое же», – говорят 12% респондентов. Остальные с ответом затруднились. 

На вопрос о том, почему сегодня продуктов в магазинах больше, чем те же двадцать лет назад, были даны разные ответы. Обращает на себя внимание позиция 10% респондентов: продуктов больше не стало, полагают они, стало… меньше покупателей. Эта группа опрошенных говорила, что изобилие на прилавках обусловлено низким платежеспособным спросом: «люди не могут купить, что хотят, – вот оно и лежит»; «дефицита нет, так как дорого все стало». Еще одно объяснение состоит в том, что больше стало некачественных продуктов, подделок (4%). Некоторые же полагают, что продукты появились в магазинах, потому что их перестали отправлять за границу.  

Признающих, что продуктов стало больше, попросили объяснить, с чем это, по их мнению, связано. Рост производства продовольствия, в том числе и частными предпринимателями, отметили 24% опрошенных. Видят главную причину продовольственного изобилия в конкуренции всего лишь 10% респондентов. Некоторые отметили (4%), что стало больше продуктовых магазинов. Крайне редко упоминался рост покупательской способности населения – как фактор, стимулирующий производство (2%).  

Между тем, эксперты ожидают, что из-за разразившегося масштабного кризиса ближайшие полгода для розничной торговли пройдут под знаком дефолтов, банкротств, слияний и поглощений.

Об этом на днях говорили участники прошедшего в Москве XI Саммита владельцев компаний розничной торговли «Торговля в России». Хозяева и топ-менеджеры компаний, банкиры, эксперты-аналитики рынка, представители государственных органов и инвестиционных компаний всерьез озабочены ситуацией, когда волны финансовых потрясений в банковском секторе сильно ударят именно по розничной торговле.  

«Масштабы кризиса настолько велики, что спасти всю отрасль невозможно, будет много банкротств», - заявил на саммите глава «X5 Retail Group» Лев Хасис. Он подчеркнул то обстоятельство, что кризис ликвидности в банковском секторе привел к кризису кредитования розничной торговли. «Отдельно стоящие магазины, не входящие в сети, оказались в лучших условиях, чем сети - у них нет долговой нагрузки. Размер долга компании стал гораздо более важным фактором для ее жизнеспособности, чем эффективность», - добавил Хасис.  

«Розничным сетям стали практически недоступны привычные финансовые инструменты - облигации, синдицированное кредитование, привлечение денег через акционерный капитал - все стало невыгодно», - сетовал на саммите торговцев финансовый директор сети "Седьмой континент" Александр Руснак. "Нужна поддержка на уровне государства дееспособных игроков, которые смогут подхватить закрывающиеся компании, не перекупив право аренды недвижимости, а выкупив компанию целиком, с персоналом и долгами перед поставщиками. Это необходимо для того, чтобы не сработал принцип домино, когда банкротство компании приводит к проблемам ее партнеров", - утверждал Лев Хасис.  

Ну, и что народу до страданий «торгашей»? А то, что если торговые кампании, прежде всего – занятые торговлей продовольствием, повалятся, это вполне может сказаться на ценах. Оставшиеся «на плаву» легко и нежно (и, увы, в полном соответствии с логикой торговли) могут задрать цены вверх. Значит, и проблема питания и доступности продовольствия для населения России станет еще острее. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.