Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Кургинян и «духи русской революции»

Кургинян и «духи русской революции»

Известный политолог поставил мистерию, посвященную дискуссии партийных вождей
Татьяна Медведева
21.06.2017
Кургинян и «духи русской революции»

Споры Сталина, Троцкого, Каменева и Бухарина о пути России, их дискуссии о построении социализма в отдельно взятой стране в спектакле «Стенограмма» звучат удивительно актуально в год столетия Октября.

Сергей Кургинян существует в нескольких измерениях – политолог, публицист, общественный деятель, театральный режиссер. И все эти грани органично дополняют друг друга. За последние годы он стал фронтменом многих телевизионных шоу. В интернете пользуются популярностью его лекции «Суть времени». Сторонники Кургиняна объединились вокруг него в одноименное левое движение, ратующее за «Красный проект» и «СССР 2.0». Критики Кургиняна видят в нем только талантливого публициста или даже демагога, умело продающего себя на интеллектуальном рынке. Скептики называют его «Зюгановым для умных», талантливо играющим на ностальгии людей по советскому прошлому. Но даже оппоненты признают его ярчайший дар оратора и полемиста.

При этом сам Сергей Кургинян не раз заявлял, что всегда хотел целиком отдаваться режиссуре в авторском, экспериментальном театре «На досках». Он нашел свою эстетику и своего зрителя, с нетерпением ждущего каждую премьеру.

«Стенограмма» – это приглашение к серьезному разговору о русской революции. За основу постановки Сергей Кургинян взял материал XV партийной конференции ВКП (б) 1926 года - рубежного события для партии большевиков.

Тогда наша страна стояла на развилке: решала куда двинуть, когда стало понятно, что мировой революции не будет. И вот партийцы ведут споры о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. Поразительно, как в спектакле дискуссия Сталина, Троцкого, Каменева и Бухарина о пути России аукается с днем сегодняшним. Большевики обсуждали судьбоносные темы. Как победить капиталистические элементы хозяйства в экономике? Как защитить себя от опасности внешней интервенции? Как избежать перерождения партийного аппарата – его отрыва от народа? Как не допустить раскола партии и деструктивных действий оппозиционных фракций? Как преодолеть упаднические настроения и неверие в свои силы? Удивительно актуальная повестка! Нам сейчас приходится искать ответы на аналогичные вызовы. Остро ощущается запрос людей на построение суверенной и солидарной экономики. Мы должны выстоять в условиях санкций Запада и гибридной войны. При этом среди обывателей растет уровень нытья, недовольства, ропота, ведутся упаднические разговоры. На этом играют современные оппозиционеры, подстрекающие к новой смуте.

Хотя спектакль сделан на документальной основе речей делегатов, Кургинян превратил его в мистерию, добавив авторских комментариев и «лирических отступлений».

По его воле действующие лица поднимают сложные вопросы отечественной истории, пытаются схватить ее нерв, а также расшифровать «мессианский код» русского народа. А еще, перекинув мостик в день сегодняшний, мечтают о построении святого государства. А чтобы этого добиться нужно – изгнать скверну буржуазности, бесов потребления, похоть власти. В спектакле развивается и еще одна тема – поиска идентичности, ответа на вопрос: кто мы? И в постановке звучит знаменитое стихотворение Блока «Скифы», в котором поэт так гениально передал геополитическое, и метафизическое противостояние России и Запада:


Попробуйте, сразитесь с нами! 
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, 
С раскосыми и жадными очами!

В спектакле цитируются и призывы Блока слушать «музыку революции» из статьи поэта «Интеллигенция и революция». Этот «программный текст» – свидетельство эпохи, передающее, что царило тогда в головах у тех людей, которые приняли приход к власти большевиков. Многие сентенции Блока и сегодня звучат крамольно. Там много горьких слов о вековой распре между «черной» и «белой костью». Вот его мысли: «Почему дырявят древний собор? – Потому что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.   Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.   Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему – мошной, а дураку – образованностью». Блок смиренно принял это «классовое возмездие». Он надеялся, что «мир и братство народов» – это то главное, что несет людям русская революция.

И этот посыл очень близок Сергею Кургиняну. Он рассматривает Октябрь 1917 года в позитивном ключе, потому что царь отрекся, февралисты не справились с госуправлением и пришли большевики, которые предложили масштабный проект по преображению жизни. И у них многое получилось, их опыт стоит осмыслять. И для этого режиссер Сергей Кургинян «вызывает духов» Сталина, Троцкого, Каменева, Зиновьева и других «пламенных большевиков». И они в ходе этого художественного эксперимента, «спиритического сеанса», словно спрашивают потомков: а что сделали вы? Как распорядились наследством, которое мы вам оставили?

Постановка приглашает поразмышлять: что же такое был советский эксперимент? В чем секрет успехов и побед большевиков? Чего не хватает нам, сегодняшним, чтобы провести свою модернизацию? Отстоять свой суверенитет?

Нам не хватает любви к ближнему, жертвенности, мужественности и даже способности сформулировать русскую мечту.

Я впервые была в «Театре на досках». И шла на спектакль с неким скепсисом. Всегда с большим интересом смотрю все лекции и выступления Кургиняна. Считаю его блистательным аналитиком. А что касается театра… Это искусство – слишком камерное и мимолетное. Думала, что разочаруюсь, но этого не произошло. Хотя спектакль был чуть «сыроватым», предпремьерным, начался с 30-минутным опозданием, шел три часа без антракта – чувства «замаринованности», напрасно потраченного времени не возникло. Понравились режиссерские находки, когда две девушки как «пифии», комментируя идейную борьбу Сталина с оппозицией, пророчествовали о том, что будет после принятия решения о построении социализма в СССР: сворачивание нэпа, индустриализация, репрессии, Победа в войне, оттепель, застой и перестройка. Как же много вместил в себя мятежный ХХ век! Спектакль держал зрителя, прежде всего, своей документальной основой – интересно было сравнить речи Сталина, Бухарина, Каменева, Троцкого – оценить их ораторское искусство. И масштаб их личности. И смелость – ведь они делали то, что никто никогда не делал. Оставшись в одиночестве, когда мировая революция захлебнулась, и весь Запад был против ненавистной Советской России – большевики выстояли. А мы – выстоим? Или будем ныть и роптать? Хотя живем сейчас в гораздо более хороших условиях.

Большинство публики осталось после спектакля на неформальное общение с Сергеем Кургиняном, на обсуждение за чашкой чая. Все желающие смогли высказаться. Поразило, что в театр «На досках» пришло много мужчин, среди которых угадывались «технари». Видимо, для них не последнюю роль играет то, что Сергей Кургинян по первому образованию геофизик – ощущается родство душ, возникает притяжение. В самом деле, это очень привлекает, когда человек разбирается и в точных науках, может что-то рассказать на своих лекциях о гипотезах по астрофизике, и при этом он – «гуру» политологии, «тайный консультант Кремля», режиссер, писатель, общественный деятель. Разговоры о современном театре, о судьбе России растянулись до глубокой ночи.

Но не только «разговорами» и «лицедейством» интересна деятельность Сергея Кургиняна. Вокруг него в движение «Суть времени» собрались единомышленники.

В какой-то момент казалось, что это некий «клуб по интересам», выполняющий функцию «социального амортизатора». Думалось: его цель привлечь пассионарных людей с левыми взглядами и отвести «буйных» на некую безопасную территорию, где они будут заниматься культурно-общественной деятельностью, но при этом никак не влиять на жизнь в стране. Опасение оказалось напрасным. Движение «Суть времени» существует уже шесть лет. За этот срок организация окрепла, сделала немало заметных дел – противостоит ювенальной юстиции через дочерний проект «Родительское всероссийское сопротивление», провела цикл лекций о православном социализме Николая Сомина, записав видео и издав книгу этого интересного современного философа. Добровольцы от «Сути времени» уехали воевать на Донбасс. Издается газета, проходят дискуссии – движение копит силы, ведет борьбу за умы на идеологическом фронте. Сейчас Сергей Кургинян делает ставку на молодежь «поколения гаджетов», считает, что очень важно учить юношей и девушек искусству риторики. Сам Сергей Кургинян, конечно, в этом мастер – даже его оппоненты слушают его выступления как загипнотизированные. Да и телезрители поддерживают Кургиняна при голосовании подавляющим большинством – 80-90%.

В чем же месседж, как нынче модно выражаться, Кургиняна для России? Он вызывает «духов русской революции», чтобы мы по-новому взглянули на советский опыт и творчески его осмыслили.

К сожалению, в год 100-летия Октября довольно слышны голоса всевозможных монархистов и «белогвардейцев», требующих покаяния за советский период. Но чем больше они восхищаются Николаем II, тем популярнее делается Ленин. Русский народ вряд ли захочет вернуться к сословному обществу, к делению на «белую» и «черную» кость, на господ и рабов. Огромное социальное неравенство говорит о недостатке любви между людьми. Под властью олигархата – Россия смутой брюхата (афоризм мой). Эти настроения остро чувствует Сергей Кургинян. И он говорит о неприемлемости капитализма с его идеей социал-дарвинизма для русской ментальности, которой ближе не индивидуализм и конкуренция, а коллективистское устройство социума на основе кооперации и взаимопомощи. Он убеждает отказаться от потребительской гонки и исповедовать «аскетичный аристократизм». Призывает вернуться к лучшим ценностям СССР, как Одиссей вернулся на Итаку. И этот призыв находит отклик в душе очень многих людей.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..