Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Как ректор студентов накормил

Как ректор студентов накормил

Кому завтра учить детей в Болдино?
Андрей Терентьев
20.12.2007
Как ректор студентов накормил
Успехи экономики и культуры России в ближайшие годы будет определять отнюдь не «поколение «Пепси»», как уверяют "гламурные" СМИ. В этом убедился корреспондент «Столетия», побывав в Арзамасе. 

«Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. В тех садах росло великое множество «родительской» вишни, яблок-скороспелок, терновника и красных пионов...». Так описывал свою малую родину писатель Аркадий Гайдар.
За сто лет здесь немногое изменилось. Как и в годы гайдаровского детства, стоит Арзамас на высоком берегу красавицы Тёши. С ее берега видны все те же сады, те же скромные домики с палисадниками, те же соборы и церкви окрест. Вот только в отличие от размеренной жизни тех, гайдаровских, времен вокруг происходит жизнь, напоминающая скорее жизнь героев другого писателя - Андрея Платонова. Правда, вместо котлована под социализм, здесь, как, впрочем, и по всей России, роется новый – под строящийся теперь капитализм. И только школы, эти островки разумности в полном платоновского гротеска море «земляных работ», помогают арзамасцам, как и остальным россиянам, надеяться жить в будущем, говоря словами Платонова, «хотя бы маленьким остатком сердца». К счастью для Отечества, жизнь Арзамаса убедила меня в том, что в провинции этого «остатка сердца» еще надолго хватит, чтобы сеять «разумное, доброе, вечное».

Главных «сеятелей» – учителей - готовит Арзамасский государственный педагогический институт, один из по-настоящему крепких провинциальных вузов России, сохранивший хорошие традиции вузовской педагогики и научившийся выживать в тех, мягко говоря, непростых условиях, в которые государство поставило его в приснопамятные 90-е.



- Стоит вспомнить, что система целевой подготовки к началу 90-х годов была великолепно отлажена, – рассказывает ректор АГПИ, академик АПСН, профессор Евгений Титков. - Но именно в это время началось в стране разрушение всего. В том числе – и обязательного трудоустройства выпускников. И нам объявили свободу: кого хотите, того и берите. Куда ваши выпускники хотят – туда пусть и идут работать.
Мы же понимали, что, прежде всего, необходима осмысленная политика, которая должна спасти сельскую школу. С начала 90-х годов половину приема в вуз мы проводили в соответствии с договором с областным отделом образования, гарантируя пятьдесят процентов мест для первокурсников выпускникам сельских школ. Причем, отдаленных сельских школ, даже не из райцентров. Опыт показал, что именно они вернулись домой и прекрасно работают.
На первых курсах мы начинаем серьезно помогать ребятам из села добирать те знания, что по разным причинам они недополучили в школе. На каждом факультете – своя система этой работы. На физмате, например, создаем даже специальные группы для селян, тратя немало часов и на дополнительные занятия, и на систематические консультации.

Расходы на это «выравнивание» институту приходится принимать на себя: помощи из федерального бюджета на эти цели ждать не приходится.



В 90-е годы, когда «внебюджетка» была в провинциальных вузах практически нулевая, преподаватели дополнительно работали с сельской молодежью на голом энтузиазме.
- Сейчас, - замечает проректор института, доцент Татьяна Мигунова, - слава Богу, мы имеем возможность доплачивать преподавателям за эту деятельность за счет внебюджетных средств. И это несмотря на то, что зона нашего института – только сельские районы, самая бедная, не побоюсь этого слова – самая нищая часть населения Нижегородской области.
К третьему курсу выпускники сельских школ (даже со слабой базовой подготовкой), «доученные» преподавателями АГПИ, уверенно выходят на уровень знаний, характерных для выпускников школ городских. Далее – идет некое творческое соревнование. Как правило, побеждают сельские ребята: за счет упорства, за счет привычки постоянно работать, за счет развитой самодисциплины и т.д.
Из дома большинству студентов серьезной помощи ждать нечего – семейные бюджеты в городках и селах округи – сплошь и рядом дефицитные.

Так возникла вторая проблема, не менее важная, чем первая: накормить студента.



- Приезжают учиться к нам дети, как правило, не из богатых семей, - продолжает рассказ профессор Титков. - И мы обязаны думать о том, как живут наши студенты, что едят, регулярно ли делают это. Мы стараемся ребят поддержать, не дать им возможность заработать знакомые «студенческие» болезни – язвы, гастриты и прочее. Делаем мы это так. В АГПИ есть институтская агрономическая станция в пределах городской черты. На этих пяти гектарах чернозема сегодня выращивается всё – картошка, свекла, чеснок, морковь, лук, зелень… Все это идет в студенческую столовую за символическую цену.
Рядом с Арзамасом – Шатковский район, где работают пять крепких животноводческих хозяйств. После переговоров появилось в столовой и мясо для студентов по сходной цене.
Иной либеральный скептик скажет: ректор - пройдоха, отношения – нерыночные. Частный случай, не гарантирующий успеха в другой месте. Да и вообще-то, зачем этот, извините, геморрой дядьке-профессору нужен?
Да нужен был этот поступок ректору потому, что он смог-таки нормально, по-человечески накормить своих студентов! Уж лучше так, «по-титковски», с хитрецой дело сделать, чем ждать, покуда очередной «большой голове» наверху придет идея организовать Национальный проект по поддержке провинциальных вузов …

А сегодня в АГПИ студенты в столовую ходят! За 20 рублей у каждого теперь полноценный обед их 4-х блюд да плюс выпечка: сами пекут, отменные пирожки и булочки получаются по подъемной для студента цене.


Медленно, но верно кривая заболеваний у студентов АГПИ поползла вниз.
Как же отразить всю эту работу Арзамасского государственного педагогического института в отчетах? Кого из чиновников «наверху» волнует понижение уровня заболеваемости студентов? Кого волнует, что после лекций преподаватели приходят в аудитории доучивать недоученных выпускников сельских школ, чтобы воспитать их знающими, культурными, профессионально состоятельными людьми? Кто понавешает им за это на грудь орденов да медалей? А главное – поддержит материально?
Все это вопросы, ответов на которые нет. Судя по тому, что и в правительственных кабинетах речь опять все больше заводят об «оптимизации сети учреждений образования», а не о поддержке сети провинциальных педвузов, на которых стояла, стоит и будет стоять подготовка учителей для российской провинции, - оттуда ждать ответа не приходится.
- Сегодня в школах арзамасского края достаточно учителей всех специальностей, - сказал мне в заключении ректор. – Ситуацию спасает то, что мы имеем прямые договоры с двадцатью восьмью районами области на ведение целевой подготовки специалистов для сельской школы. Задача государства: сделать все для того, чтобы эта ситуация не была порушена.
В этот момент мне впервые захотелось не согласиться с профессором Титковым. Государство обязано не только «не порушить» систему подготовки учителей для школ «глубинки», оно просто обязано выработать, наконец, внятную и необходимую стране государственную политику в отношении поддержки вузов, подобных Арзамасскому. Иначе довольно скоро сельская школа останется без учителя. Может быть, даже недалекая от Арзамаса – знаменитая Болдинская, та самая, из пушкинского прошлого…

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.